СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности фонетико-фонематической системы при ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Особенности фонетико-фонематической системы при ОНР»

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития.

  1. Особенности фонетико-фонематической системы при ОНР I уровня.

  • Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью.

  • Отмечается нестойкое фонетическое оформление.

  • Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.

  • Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых.

  • Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

  • Фонематический слух грубо не нарушен.

  • Задания по звуковому анализу ребенку не понятны.

  1. Особенности фонетико-фонематической системы при ОНР II уровня.

  • Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений.

  • Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов ( «морашки» —ромашки, «кукика» — клубника).

  • Многосложные слова редуцируются.

  • У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом (не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов).

  1. Особенности фонетико-фонематической системы при ОНР III уровня.

  • Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

  • Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

  • Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

  • Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов.

  • Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

  • Не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.