СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и проблемы создания здоровьесеберегающего пространства и обеспечение качественного образования для слабослышащих детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье озвучены особенности и проблемы создания здоровьесберегающего пространства для слабослышащих детей.

Просмотр содержимого документа
«Особенности и проблемы создания здоровьесеберегающего пространства и обеспечение качественного образования для слабослышащих детей»

Шаровьева Елена Николаевна, учитель,

МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»,

город Березники

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ДОСТУПНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это категория детей, с отклонениями в своем развитии от нормы. Эти изменения захватывают многие участки коры головного мозга и вызывают нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. 

Отсутствие слуховых ощущений, вызывает недостаточное речевое развитие, затрудняет восприятие для слабослышащего ребенка и ограничивает возможности его общения с окружающими. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания. Общая ослабленность организма, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отставание в физическом развитии. Слабослышащие дети имеют проблемы с речью, поэтому дольше осваивают новые движения, медленнее усваивают предложенную информацию, и, как следствие этого, значительно хуже здоровых детей, успевают в школе.

При обучении слабослышащих детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья и индивидуальный подход при организации учебной деятельности. Правильно организованное обучение с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий, психологическая и психическая коррекция позволяет минимизировать вторичные нарушения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход, который должны использовать все учителя как общей, так и коррекционной направленности.

К ним относятся:

- создание условий для обучения детей в школе (адекватность требований и методик обучения, позитивная психологическая обстановка);

- правильная организация учебного процесса, в соответствии с индивидуальными особенностями (учебная и физическая нагрузка должна соответствовать возрастным возможностям ребенка).

При организации работы с детьми с ОВЗ, в том числе со слабослышащими, необходимо ежедневно включать здоровьесберегающие технологии, целью которых является сохранение здоровья обучающихся, формирование умений навыков ЗОЖ. Необходимо научить детей использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Слабослышащий ребенок, имеющий сопутствующие заболевания, в том числе, и умственную отсталость, особо нуждается в сохранении уже ослабленного здоровья.

Используя один из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди», следует индивидуально находить подход к каждому ребенку. По принципу сознательности ребенок должен осознавать значимость проводимых мероприятий, выполнять все задания, исключительно добровольно. Ни в коем случае нельзя прерывать начатый здоровьесберегающий процесс. Все занятия должны проходить систематически, построены последовательно, спланированы индивидуально и, должны быть доступны каждому ребенку. Обязательно должно быть чередование нагрузок и отдыха.

В здоровьесберегающей деятельности при работе со слабослышащими детьми я, как учитель использую следующие формы работы:

- создание гигиенически условий образовательного процесса;

- рациональная организация урока;

- дифференцированное обучение, индивидуальный подход;

- создание благоприятного психологического климата в классе;

- подвижные игры в перемену;

- игры на развитие коммуникации;

- развитие мелкой и общей моторики;

- упражнения для развития когнитивной сферы;

- кинезиологические упражнения, зрительная гимнастика;

- физкультминутки.

Чтобы дети не переутомлялись обязательно включать в урок или внеклассное мероприятие физкультминутки. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, плоскостопия, для укрепления позвоночника, для профилактики нарушения зрения, а так же для снятия эмоционального и физического напряжения.

Обязательно даю рекомендации родителям: соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, правильное питание, соблюдение режима учебы и отдыха, массаж и самомассаж, закаливающие процедуры.

Вывод: при регулярном использовании на уроках и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий приводит к тому, что у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, поддерживать их эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Для слабослышащих детей и детей с другими патологиями в развитии это очень важно. Главное, правильно организовать двигательную активность ребенка, заинтересовать его, изменить игры и упражнения так, чтобы они способствовали оздоровлению и профилактике заболеваний.

Самое главное для учителя и родителей, сформировать потребность у ребенка в здоровом образе жизни и научить соблюдать основные правила. Необходимо научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье.


Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.

  2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

  3. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервис школа, 2003.