Цели обучения в соответствии с учебной программой | 10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы 10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей,в раскрытии основной мысли; 10.3.6извлекатьнеобходимую информацию из источников, определяя факт и мнение; 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей; 10.4.5писать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное; | |
Начало урока | Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Стратегия «Комплимент». Встаньте в круг и подарите комплименты друг другу. (Слова должны начинаться с первой буквы имени вашего друга, например, Серик, ты сильный ! Камила, ты красивая! и т.д.) Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам дня! Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока. | . Обсуждают структурно-смысловой хронологической таблицы. | Компьютер. Интерактивная доска Учебник. Часть 1. Хрестоматия | | |
Середина урока | Стратегия «Метод ассоциаций». Лекция учителя о семантике слов «манкурт», «манкуртизм». СтратегияТаксономия Блума. Знание:Что означает слово «манкурт»? К какому киргизскому эпосу восходит это понятие и какая легенда лежит в его основе? Почему манкурт - безвольное существо? Узнайте значение слова-понятия, опираясь на толковые и философские словари. Понимание:Сравните образы главных героев романа. Выпишите из текста описание портретов, речи, поступков персонажей. Заполните таблицу цитатами из текста. Герои/Характеристика | Едигей | Казангап | Абуталип | Портрет | | | | Речь | | | | Поступки | | | | Чтение по ролям Прочитайте по ролям диалог Едигея и Укубалы. Составьте эмоциональный портрет семьи Едигея и Укубалы, опираясь на содержание других глав романа. Как в диалогической речи раскрываются характеры персонажей? Какие нравственные ценности лежат в основе этой семьи? Проанализируйте авторский рефрен к тексту произведения, выявите смысловую связь рефрена с содержанием романа. Вглубь строки. Проанализируйте эпиграф к роману: “И книга эта — вместо моего тела, И слово это — вместо души моей: Григор Нарекаци, “Книга скорби”, Х век”. Подумайте, как эпиграф соотносится с идейно-тематическим содержанием романа Ч. Айтматова? Сравните варианты названий произведения Ч. Айтматова: “Буранный полустанок”, “И дольше века длиться день…”, “Обруч”. Как вы думаете, какое название соответствует проблематике романа в наибольшей степени? А как бы вы назвали это произведение? Творческая лаборатория Переведите на казахский язык следующие слова: восток, запад, стрелочник, товарняк, пурга, заносы, лютые, бугор, переоценщики, горечь. Обратитесь к двуязычным русско-казахским словарям, справочникам. Какие слова не имеют прямых эквивалентов в казахском языке? Почему? Авторитетное мнение Внимательно прочитайте в хрестоматии Предисловие к роману “Буранный полустанок”, написанные автором произведения и адресованные читателям. Предисловия. Какие вопросы проясняются после знакомства с авторским обращением к читателям? Критерий: -принимает участие в диалоге согласно целям, условиям, времени и ситуации -соблюдает речевые нормы. Дескриптор: -составляет диалог по заданной теме; -соблюдает последовательность изложения; -не допускает речевых ошибок. Стратегия «Диаграмма Венна» Выпишите из текста цитаты, характеризующие мир людей и мир природы в романе “Буранный полустанок”. Выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна. | Разработывают кластер с ключевым понятием «манкурт». Подбирают слова-ассоциации. Читают то, что у вас получилось, дополните свои записи удачными, на ваш взгляд, ассоциативными рядами одноклассников. Составляют конспект | | Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки | |
Конец урока Рефлексия | Стратегия «Таксономия Блума» Применение:Актуальна ли проблема манкуртизма в наши дни? Кого из персонажей произведения, на ваш взгляд, следует отнести к героям, а кого – к антигероям? Докажите свою точку зрения и отразите ее в схеме. Как соотносятся в романе Айтматова мифология и фантастика, настоящее и прошлое, легенда и космос? Создание:Напишите эссе-рассуждение по следующей структурно-смысловой схеме: тезис - один из вышеприведенных эпиграфов - три аргумента в качестведоказательство тезиса – выводы. Подберите эпиграф из следующих афоризмов к теме памяти и манкуртизма: «Жизнь человека без веры - жизнь животного»(Л. Толстой). «… все мы маленькие люди в сравнении с тем, что совершается в мире» (М. Горький). «Жизнь без цели - прозябание» (М. Аврелий). «Счастлив тот, кто может связать конец своей жизни с началом» (В. Гете). «… наша память похожа на сито, которое от времени и употребления становится все грубее, так что чем более мы стараемся, тем скорее ускользает все, что мы ей доверяем» (А. Шопенгауэр.) Стратегия «Таксономия Блума». Оценивание:Сформулируйте вашу интерпретацию образа Сабитжана, используясовременный прием ПОПС-формулы: Позиция – Я считаю, что … Обоснование – Потому что… Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста… Следствие – Сформулируем вывод о том, что… | Аргументируют свой ответ. | | прием ПОПС-формулы | |