Особенности нарушения письма у младших школьников, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Презентацию выполнила
учитель-логопед I категории
Лебедева Т.Н.
с. Б.Кибья, 2015 год
Оглавление
- Введение._____________________________________________________
- Глава 1.Закономерности становления письменной речи в онтогенезе.
-
- 1.1.Особенности формирования письменной речи у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.______________________
-
- Глава2.Исследование состояния письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- 2.1.Организация и методика исследования._________________________
- 2.2.Анализ результатов исследования._____________________________
- Заключение.___________________________________________________
- Литература.___________________________________________________
- Приложение. Методика формирования письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием .
Объектом исследования: процесс обучения детей с ФФН.
Предмет исследования: особенности формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: ФФН может быть предпосылкой дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: исследовать особенности фонематических процессов и уровень овладения навыками анализа и синтеза, разработать методику.
Становление механизмов речи в онтогенезе
Слуховой анализатор
Речедвигательный анализатор
устная речь
Неуспеваемость по письму
Неуспеваемость по письму
Неуспеваемость по письму
Недоразвитие фонематического восприятия
Недоразвитие фонематического восприятия
Недоразвитие фонематического восприятия
Нарушение произношения
Нарушение произношения
Нарушение произношения
Нарушение произношения
Процесс письма
Слуховой анализатор
глаза
Речедвигательный
уши
Зрительный анализатор
Фонематическое восприятие -
специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (СУБА-ШУБА). Важно!
Звуки человеческой речи имеют определенное значение, и при их восприятии ребенок должен уметь четко дифференцировать один звук от другого, так как звуки, выступая в слове как фонемы, определяют смысл слова.
Задержка в формировании грамматического строя речи
Нарушение
Фонетико-фонематическое нарушение речи
Фонематическое нарушение
Цель данного исследования - выявить особенности устной и письменной речи школьников, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие.
Экспериментальным материалом для изучения особенностей устной и письменной речи школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием служили : .
Изучение письменных работ
Исследование фонематического восприятия .
Исследование звукопроизношения .
Таблица 1. Особенности нарушения письма у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
пропуски
Миша
перестановки
Алеша
-
смешение по акустико-артикуляционному сходству
+
+
Ваня
встаки гласных
+
+
Дима
+
раздельное написание слов
-
+
+
+
слитное написание слов
+
+
-
+
смешение по кинетическому сходству
-
+
+
+
недописывание слов
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
Данные указывают на недостаточное различение определенных звуков, а также на различные виды нарушения слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, недописывание слов и т. д), что говорит о слабой сформированности звукового анализа в целом.
Таблица 2. Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
с
Миша
с’
Алеш
м/з
м/з
з
+
Ваня
+
Дима
м/з
м/з
з’
м/з
м/з
+
+
ш
+
м/з
+
ж
+
л
м/з
ш-с
+
+
+
+
ж-з
+
л’
+
+
+
р
+
+
+
л-л’
+
р’
+
л-j
отс.
+
л’-j
отс.
отс.
р-j
отс.
р’-j
Среди недостатков произношения преобладают замены и смешения звуков, неустойчивое пользование ими. Ребенок может изолированно произносить все звуки, но в его самостоятельной речи некоторые из них не различаются, смешиваются
Рис.1. Уровень фонематического восприятия у детей
Таблица 3. Сопоставительный анализ результатов сформированности фонематического восприятия у второклассников с ФФН.
с
Миша
с’
м/з
+
з
Алеша
м/з
з’
+
м/з
+
+
+
+
Ваня
м/з
ш
+
+
+
+
ж
м/з
л
м/з
+
+
+
+
Дима
+
+
м/з
+
+
ш-с
+
л’
+
+
м/з
+
+
+
ж-з
р
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
р’
+
+
+
+
+
+
+
+
л-л
+
+
+
+
отс.
+
+
+
+
+
+
отс.
+
отс.
л-j
+
+
л’-j
+
+
отс.
р-j
+
+
+
р’-j
+
+ - до коррекционной работы
+ - после коррекционной работы
Рис.3. Сопоставительный анализ результатов сформированности фонематического восприятия у второклассников с ФФН.
Учитывая результаты проведенного нами сопоставительного анализа сформированности фонематического восприятия и звукопроизношения, учащиеся 2 классов показали достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и звукопроизношения.
Таким образом, повторное обследование показало, что в результате коррекционной работы появились хорошие результаты.
Пропедевтика нарушений письменной речи у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием является актуальной. Проведенные экспериментальные исследования позволили установить, что процесс овладения звуковым анализом слов вызывает большие затруднения для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Фонематическое восприятие является важной составляющей, связывающей разные формы деятельности: -звукопроизношение; -чтение; -письмо.
Развитие фонематического слуха («интеллектуального» слуха - Эльконин Д.Б.). Назван так, потому что он формируется у ребенка только в процессе направленного обучения. Его функция - обеспечение письменной речи. В механизмах лежит выполнение ребенком интеллектуальных мыслительных операций. 1.Определение в наличии или отсутствии звука в слове. 2.Определение линейной последовательности звуков. Эта операция является базовой для письма, т. к. В основе письма лежит перевод линейной временной последовательности звуков в линейную пространственную последовательность букв. 3.Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу слова.
Система обучения детей с ФФН в единстве двух направлений:
- Коррекция звукопроизношения (постановка, уточнение артикуляции звуков. При обозначении которых буквы заменяются на письме, различение на слух);
- Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
- Научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных О, У, Ы, Э, А (в слогах, словах односложных и т.д)
- Научить различать и выделять согласные звуки.
- Деление слов на слоги (сколько гласных в слове, столько и слогов)
- Работа над предложением (составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова - маленькими полосками, звуки – точками и т.д)
- путают звонкие и глухие согласные, заменяют звонкие согласные глухими.
- В коррекции звукопроизношения особое внимание уделяется постановке звуков, их автоматизации и дифференциации по обычной схеме (как мы писали выше). Вначале отрабатывается глухой звук, затем звонкий, отдельно отрабатываются мягкие и твердые звуки, завершается работа дифференциацией
- Совершенствование пространственно-временных координаций
- Совершенствование тонкой и общей моторики.
Спасибо за внимание!