СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках английского языка и внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над проектами и исследовательская деятельность дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках английского языка и внеурочное время.»

Особенности организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках английского языка и внеурочное время.

Учитель английского языка: Балдина Л.С.

Современная система образования направлена не только на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, но и интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Основная цель обучения - формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях.
Работа над проектами и исследовательская деятельность дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию. Ребенок реализовывает свои творческие способности, он может отстаивать свое мнение, опираясь как на научные, доказанные факты, так и на свой опыт.
Одной из главных задач образования является воспитание толерантного и уважительного отношения к другой культуре и более глубокое осознание родной культуры.
Исследовательская и проектная работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.

Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. 

Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям:

  • постановка проблемы;

  • изучение теории, посвященной данной проблематике;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

  • научный комментарий, собственные выводы.

Особое внимание при изучении английского языка

на уроках и вне урока я уделяю гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

В настоящее время Россия переживает духовный кризис, который выражается в  «угасании» патриотических чувств, смене нравственных  ценностей. Недостаточно значимы стали традиции и обычаи семьи. Современные дети испытывают большое влияние средств массовой информации, Интернета. Интерес к западной культуре сводится к  бестселлерам, фильмам, музыке и шоу-программам. Обсуждение таких тем, как патриотизм, уважение  к семейным традициям, к своей и другим культурам,  происходит очень редко. Возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию гражданско - патриотических качеств личности.

Исследовательская и проектная деятельность открывает большие возможности для развития учащихся.

Исследовательская и проектная работа неразрывно связана с экскурсионной деятельностью.

Поэтому в нашей практике очень много экскурсий по родному краю и Белгородчине, во время которых мы собираем материал для наших будущих работ.

Так, детям нравится экскурсия к народной умелице и хранительнице целого сокровища кукол Балдиной Александре Ивановне. Экскурсия интересна не только учащимся начальных классов, но и старшеклассникам. После экскурсии мы выполнили работы: исследовательскую работу «Хранительница старых вещей» и проект на английском языке «Жизнь бабушки Шуры».

Незабываемые впечатления остались у ребят от участия в сетевом проекте «Забытый памятник незабытой войны» (Об исчезнувшем хуторе Соловьёв).

Сколько было нерешённых вопросов и проблем, но к окончанию проекта ребята на многие вопросы сами нашли ответы и поделились информацией с

друзьями и незнакомыми людьми в сети.

к 70 - летию Победы участвовали в акции сайта «Просвещение» Карта Памяти, опубликовав материалы о Беловских памятниках.

В 2010 году мы зарегистрировались на сайте jaba- point и стали волонтёрами. Волонтёры села - это 15 учащихся 4-9 классов.

Мы участвуем в акциях « Я - гражданин России», «Алая гвоздика», «Добрый волшебник», «Зелёная столица», «Посади дерево ветерану».

Принимаем участие в различных мероприятиях и конкурсах, не забываем навещать ветеранов, детей войны. Ребята общаются с ними, оказывают посильную помощь в домашних делах, поддерживают переписку с родственниками погибших на нашей белгородской земле солдат. Так, в феврале мы получили извещение о том, что родственница Ивана Савченко, солдата, погибшего на территории наших сёл собирается посетить памятник погибшим солдатам в селе Беловское. А Лодкин Андрей просил узнать информацию о захоронении его деда, который во время Великой Отечественной войны погиб где-то в районе Соловьёва хутора. С волонтёрами мы посетили исчезнувший хутор, нашли и побеседовали с людьми, жившими на хуторе, посетили братскую могилу в селе Батрацкая Дача Шебекинского района. Все свои мини-исследования и фотографии отослали Лодкину Андрею.

Члены волонтёрского отряда провели тематическую линейку «Искорка России золотая» у дома, где жил наш земляк, поэт В.С. Буханов для участников областного похода «С рюкзаком по родному краю».

А в июне, к 90- летию со дня рождения поэта подготовили стихотворения, с которыми выступали перед родственниками и коллегами поэта, которые приезжали к нам. Наш волонтёрский отряд принимал участие в районном конкурсе отрядов и стал отрядом года, заняв 3 место.

Всё это является материалом для наших проектов и исследовательских работ.

На уроках английского языка ребята с большим интересом обсуждают данные темы и выполняют проекты.


При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.
Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.

В своей практике я планирую не только проекты, но и  мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. В основном, большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

Используя в своей работе проектную методику,  прихожу к выводу о её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания.

Так, к году британской и русской культуры в 6 «а» классе подготовили итоговый урок о жизни и творчестве Вильяма Шекспира «The Great Shakespeare». Ребята по желанию выбрали тему для информации, слабые ученики выбрали коротенькие отрывки из пьес для инсценировки. Все с интересом готовили свои роли и тексты. Это был наш совместный проект.

В конце урока ответив на поставленные вопросы о жизни и творчестве Шекспира, все без исключения учащиеся усвоили новые знания и закрепили уже имеющиеся. На этом уроке ребята рассказали о жизни поэта В.С. Буханова и вспомнили небольшие стихотворения.

Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность более способным детям показать, на что они способны, в то время как обучающиеся, имеющие определённые пробелы, могут взять полезную информацию от своих одноклассников.

Организация такой деятельности на уроках английского языка  – это перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.