СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности организации профориентации младшего школьника во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны способы организации профориентационной работы в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации профориентации младшего школьника во внеурочной деятельности"»

Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить учащимся, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация школьников – это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором, впоследствии, не будут жалеть. Современный учитель должен владеть интерактивными методами, одним из которых является психологическая игра. Освоение методикой проведения психологических игр по профориентации, владение алгоритмом определения уровня сформированности профессиональных интересов школьников должны стать важными компонентами системной работы каждого учителя.

Основной формой работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

  1. Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное школьникам. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

  2. Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем–то искусственным, нерабочим.

  3. Организация экскурсий на предприятия города или области. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Ведение школьниками «Профессионального портфолио» в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. Формирование представлений младших школьников о профессиях осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. При проведении профориентационных занятий включаются различные психологические игры, рассказ, беседа, дискуссия, наглядные методы обучения, иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, что позволит обучающимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает.

Мини–лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5 – 7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.

Таким образом, одна из целей подготовки – дать учащимся возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет обучающемуся лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы можно уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Методы профессионального информирования:

  1. Профинформационная беседа

Может включать бланковый метод, предполагающий использование бланковых материалов: аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профессии, доступное для самостоятельного изучения учащихся)

  1. Аудиовизуальный метод

Учащиеся смотрят видеоролики продолжительностью 3–5 минут, представляющие различные профессии. Комментарии к видеоряду помогают разобраться во многих тонкостях и особенностях конкретного профессионального труда и позволяют усвоить значительный объём информации за короткий срок.

  1. Экскурсии на предприятия, беседы-встречи с представителями различных профессий, профессиональные пробы.

  2. Организация самостоятельной работы учащихся с информационно–справочной, учебной и развивающей литературой, сетевыми ресурсами.

Результатом профессионального информирования является обеспечение учащихся комплексной информацией, необходимой для адекватного профессионального самоопределения, а также обучение навыкам самостоятельного поиска информации.