СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации внеурочной деятельности курса «Основы информационной культуры школьника» для 1 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет внеурочную деятельность как неотъемлемый элемент образовательного процесса и уделяет ей большую роль.   

    В современном обществе деятельность человека зависит от его личной информационной культуры, т.е. умение ориентироваться в мире информации: находить нужную, оценивать, перерабатывать и использовать ее. К сожалению, часто школьники оказываются беспомощными перед огромным количеством информации. Одним из способов решения данной проблемы является курс внеурочной деятельности «Основы информационной культуры школьников» в 1 классах.  

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации внеурочной деятельности курса «Основы информационной культуры школьника» для 1 класса»

Особенности организации внеурочной деятельности курса

«Основы информационной культуры школьника» для 1 класса


Тюрина Вероника Александровна

МБОУ ООШ № 22 г. Канск

Педагог-библиотекарь



Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать.

Л.Н.Толстой



Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет внеурочную деятельность как неотъемлемый элемент образовательного процесса и уделяет ей большую роль. Этому виду деятельности отводится определенное место и пространство для реализации поставленных задач.

В современном обществе деятельность человека зависит от его личной

информационной культуры, т.е. умение ориентироваться в мире информации: находить нужную, оценивать, перерабатывать и использовать ее.

К сожалению, часто школьники оказываются беспомощными перед огромным количеством информации. Большинство учащихся не могут грамотно сформулировать запрос, не умеют пользоваться справочной литературой, находить и применять найденную информацию. Все это приводит к плохой организации самостоятельной работы. Эту проблему помогло выявить анкетирование (Приложение № 1)

















Одним из способов решения данной проблемы является курс внеурочной

деятельности «Основы информационной культуры школьников» в 1 классах,

соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направленный на знакомство первоклассников со следующими разделами:



Раздел

Цель

Мониторинг

Результат

Информационные

ресурсы общества и

информационная

культура

Формировать

представление о роли

информации

Формировать

представление о роли

информации

Формировать

представление о роли

информации

Основные типы

информационно-

поисковых задач и

алгоритмы их решения

Развивать навыки поиска

информации в книгах,

Интернете

Практикум по выходу

на сайты, онлайн-

тестирование

www.banktestov.ru

Знают алгоритм поиска по

различным типам

запросов

Аналитико-

синтетическая

переработка источников

информации

Научить перерабатывать

информацию,расширяя

творческийкругозор и

способности

Акции «Подарок

ветерану», «Помоги

птицам», «Живи

елочка», «Маленькие

герои большой войны»

и др.

Умеют работать с

текстом, осуществляют

самостоятельный поиск

информации с помощью

справочной литературы, и

ресурсов сети Интернет

Технологии подготовки

и оформления

результатов

самостоятельнойучебной и

познавательной работы

учащихся

Использовать различные

(изученные)

Технологиипри подготовки документов

Проект на сайте

ВикиСибириаДа

http://wiki-sibiriada.ru/

Самостоятельное

создание

информационного

продукта


Курс «Основы информационной культуры» даётся с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрывается в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении, что позволяет ребенку постепенно накапливать и углублять свои знания.

Цель данного курса: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, обеспечить информационную безопасность, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

К таким навыкам относятся: умение грамотно задавать вопрос; знание источников информации и умение ими пользоваться; умение правильно применить найденную информацию.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

• освоение приемов и способов самостоятельного поиска информации;

• овладение методами аналитико-синтетической переработки информации;

• изучение и практическое использование технологии подготовки оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;

• формирование информационной безопасности.

В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала.

Для проведения занятий используются как традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего возраста (конкурс, турнир, викторина, брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион, путешествие по интернету, литературное караоке).

Хорошо зарекомендовали себя такие игровые мероприятия, как Информины. Информина (от сочетания слов информация и викторина) это библиотечная игра - соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом

библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, где дети получают практику по изученным темам.

Первоклассникам нравятся онлайн-тестирование, где можно ответить на вопросы викторины и сразу получить результат. (http://lib.mygrodno.com/cat/kalendar). Таким образом, на занятиях практикуются методы самостоятельной, коллективной деятельности, и работа в парах.Курс «Основы информационной культуры школьника» предполагает взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, с выполнением различных видов самостоятельной познавательной деятельности.

Многие занятия проводятся совместно с педагогами: занятия по словарям русского языка – с педагогами-словесниками, о художниках-иллюстраторах – с учителями ИЗО, а также привлекаю и родителей. Первоклассникам очень нравиться «учить» своих родителей, тому чему научились сами. Совместно были сделаны закладки–памятки по безопасности при работе в Интернете. Готовый продукт раздали ребятам 2 класса.

Занятия проходят так, что один вид деятельности сменяется другим, пробуждая интерес к процессу познания, делая акцент на личностных результатах, готовности и способности к саморазвитию, в том числе поиску и анализу необходимой информации. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания и позволяет сделать работу детей динамичной,

насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

На каждом занятии теоретическая часть обязательно закрепляется практической. В качестве закрепления проводятся уроки-соревнования, где ребята выступают в роли библиотекаря, помогая подобрать литературу на заданную тему или найти конкретный ответ на запрос.

Коллективное обсуждение решения задач определенного вида в течение занятия способствует формированию таких важных качеств, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Благодаря такому подходу у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Для младших школьников в качестве формы проверки знаний провожу уроки

творчества, на которых дети могут делать книжные закладки, суперобложки, путеводители по сайтам другие поделки, в том числе книжки- самоделки, книжки-раскладушки и т. д.

Общей для всех формой работы и одновременно контроля знаний для ребят - это ведение личного словарика новых слов и выражений.










Программа «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования.

В результате учащиеся:

1. Имеют представление о современных информационных

технологиях, командном и групповом сотрудничестве,

проектировании.

2. Владеют навыками самостоятельного выбора книг, умеют найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом.

3. Знакомятся с разными видами справочной литературы.

Умеют самостоятельно производить поиск информации вразличных видах изданий.

4. Самостоятельно работают с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, в Интернете.

Воспитание информационной культуры –

неотъемлемая часть полноценного образования. Оно

формирует качество наиболее развитого и социально ценного человека. На практике результат подтверждается следующим образом: пользуясь различными источниками информации, создаются проекты в классе: «Сказочные премудрости», «Я и Книга+Компьтер», «Моя любимая книга». При подготовке таких мероприятий обязательно выполняются мини – проекты по созданию эмблем, газет, объявлений, подбирают материал к различным акциям: «Подарок ветерану», «Книжкинанеделя», «Живи елочка!», «Помоги птицам» и др. Дети, которые занимаются на моих занятиях, чаще побеждают в классных конкурсах, их работы проходят на школьный, городской уровень. Например: работа Ортнер Петра «Сибирский сокол» - Николай Яковлевич Тотмин в конкурсе цифровых ресурсов «Наш город» заняла 3 место среди школгорода, а в краевом конкурсе исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»

стала призером.

Важной особенностью проектной деятельности является и личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, так к 70-летию победы в школе открывается вернисаж «Маленькие герои большой войны», где результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности,

познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности, что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.


Приложение № 2





































Список литературы:

  1. Гендина, Н. И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности [Текст] / Н. И. Гендина. – Saarbrucken: LambertAcademicPublishing, 2012. – 186 с.

2. Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года. Общественно-государственный проект [Текст] : [концепция разработана членами стратегкомитета РШБА Н.В. Бубекиной, Н.И. Гендиной, Т.Д.Жуковой, Л.Е. Коршуновой]. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 24 с.

3. Концепция формирования информационного общества в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.iis.ru/library/riss/.

4. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках. Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех [Текст] // Российская библиотечная ассоциация : информационный бюллетень РБА / гл. ред. Зайцев В. Н.; ред.-сост. Шапарнева М. А. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2001. – № 20. – С.127 – 130.

5. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1–2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.: РШБА, 2014. – 208 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. 1; Вып. 5).   

6. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011. – 640 с. – (Серия «Библиотека»).