«Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..31. Память, его значение, виды ………………………………………...………..4
2. Характеристика памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………………………………………………………….…...5
3. Упражнения для развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.………………………………………………………...6
Заключение………………………………………………………….…….…..….8Список использованных источников…………………………………….….....9
Введение
Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Способность к памяти и обучению все животные унаследовали у общего предка, который жил примерно 600 миллионов лет назад. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека[1].
Проблема нарушения памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью актуальна, потому что значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Дети с нарушением интеллекта приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности детей с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах их развития[2].
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словеснологического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [3].
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует объективная необходимость развития объема памяти, детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, приемами эффективного, осмысленного запоминания учебного материала на уроках 5 чтения. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и способствовать успешности учебной деятельности.
Память, его значение, виды.
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память выражается в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядно данных связей между ними зависимости от того, какими анализаторами человек воспринимает объекты во время их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и т.д.
Двигательная память является основой для формирования различных умений и навыков, усвоение устной и письменной речи, комплексов движений и т.д.
Эмоциональная память заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств.
Словесно-логическая память заключается в запоминании мыслей, понятий, суждений, умозаключений, отражающие существенные связи и отношения предметов и явлений, их общие свойства
Другая классификация видов памяти опирается на признак длительности сохранения информации и имеет следующие виды: кратковременная, долговременная, оперативная.
Кратковременная память удерживает информацию в течение очень незначительного времени (доли секунд).
Долговременная память сохраняет информацию в течение значительных отрезков времени, иногда всей жизни человека.
Оперативная память нужна для выполнения человеком определенных текущих операций и содержание информации при них.
Следующая классификация обладает признаком для распределения видов памяти активность сознания и делится на: непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память - память, в которой человек запоминает и воспроизводит информацию, не прилагая для этого волевых усилий, а опираясь на интерес, значимость такой информации (в развитии предшествует произвольной).
Произвольная память - в ее работе четко поставленная цель, прилагаются соответствующие волевые усилия для запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Характеристика памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Специфические особенности памяти умственно отсталых школьников:
- снижение объема памяти и скорости запоминания - непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
-механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
- преобладание наглядной памяти над словесной[4].
Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях.
Учащиеся, которые относятся к числу заторможенных, запоминают меньший объем материала, но количество привнесений у них незначительно.
Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.
Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию.
Умственно отсталые ученики испытывают серьезные трудности при запоминании учебного материала. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности. Важно модифицировать повторения, устанавливая таким образом разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом.
Определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом.
Упражнения для развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме.
Комплекс упражнений «Межмодальный перенос».
«Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные либо вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы (звездочка, крут, квадрат, треугольник, в том числе буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон.
«Перевод из тактильной в слухо - речевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.
«Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
«Перевод из зрительной в слухо - речевую модальность». Ребенок называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему психологом.
«Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, средства транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
Комплекс упражнений на развитие зрительной памяти.
«Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
«Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.
«Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15—20 сек.). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами порядок в ряду.
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку предлагается бланк с 7—20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым и т.д.
Комплекс упражнений на развитие слуховой памяти.
«Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти- семи. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
«Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
«Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
«Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
Заключение
В результате органических изменений центральной нервной системы, у детей с нарушением интеллекта отмечаются нарушения в работе всех анализаторов. Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта развивается значительно медленнее, чем у детей с нормальным интеллектом, поэтому обучение умственно отсталых детей имеет свою специфику. Новый материал, такие дети усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание [5].
Список использованных источников
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Память
2. Забрамная. М.: Просвещение, 1995. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологии / А. П. Бизюк. – СПб: Речь, 2005. – (Психологический практикум).
3. Данилкина Г.И. Работа по развитию речи в 1 классе вспомогательной школы: Дисс… канд. пед. наук. – Л., 1967.
4. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/Джаканова.
5. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 240 с.