СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности преподавания физики в сельской малочисленной школе»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районных Киселёвских чтениях среди учителей математики, физики и информатики.

Просмотр содержимого документа
«ПедЧтен»

Я работаю в Среднекарачанской основной общеобразовательной школе, куда пришёл сразу после окончания института. Наша школа небольшая, наполняемость классов от 4 до 13 учеников. Это, естественно, находит отражение в построении учебно – воспитательного процесса. Мне, как молодому специалисту, было интересно и поучительно познакомиться с опытом работы в малочисленной школе. Найденные мною материалы оказали мне большую помощь. В своём выступлении я хочу рассказать об особенностях процесса обучения в сельской малочисленной школе.

Сельская школа выделяется из всех типов школ нестандартностью педагогических условий, своими проблемами, способами их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих селах школа стала малочисленной. А ведь школа на селе – это центр возрождения национальной культуры, сохранения народных традиций и знаний.

В сельской малочисленной школе складывается совершенно особая психолого-педагогическая ситуация. Ведь очевидно, что организовывать обучение сельского ребенка без учета социального окружения, его потребностей и возможностей, интересов родителей и социума не возможно. Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива?

Особенности учебного процесса в классах малой наполняемости.

Специфика деятельности СМШ определяется следующими факторами:

организационно-педагогическими:

  • организация учебного процесса в малых группах;

  • неоднородность учебных групп по составу, уровню познавательных интересов;

  • использование на более высоком уровне индивидуального обучения; (+)

  • более слабое выражение процессов группового взаимодействия (подражание, внушение) и, как следствие, бóльшая дисциплинированность учащихся;

  • потеря учащимися инициативы и стремления к творчеству;

социообразовательными и социокультурными:

  • опора на специфику сельскохозяйственного окружения;

  • опора на народные традиции;

  • отдаленность культурных центров; (-)

психологическими:

  • специфика общения людей в сельской местности;

  • практическая ориентация учащихся и родителей;

  • создание условий для доверительного стиля отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, и для самовыражения; (+)

  • признание ученика личностью, понимание его интересов и перспектив развития;

  • возрастание эмоциональной перегрузки учащихся независимо от сложности и объема изучаемого материала. (-)

Классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие двух-трех учеников на уроке в городской школе существенным образом не влияет на запланированный учителем тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. В сельской школе ситуация резко изменяется: учителю приходится существенно изменять организацию, структуру урока. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок – тренировочный или повторения пройденного. Это делается тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми.

В условиях сельской малочисленной школы диапазон разнообразий индивидуально-психологических особенностей учащихся любого класса, во-первых, становится значительно меньше, что упрощает работу учителя, связанную с учетом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника, во-вторых, становится менее плотным по насыщенности различными показателями, что вынуждает учителя ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося класса.

Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение и учебного диалога. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность.

В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации. Например, если в классе из двух учеников один проявляет интерес к физике и имеет хорошие и отличные оценки, а другой - с трудом "тянет" на тройки, то, совершенно очевидно, что преподавать в таком классе с расчетом на среднестатистического ученика нерезультативно.

В связи с дифференциацией обучения самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе приобретает совершенно новую функцию - регулятора эмоциональной нагрузки учащихся. Известно, что в малом классе каждый ученик находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости. Но это можно нейтрализовать посредством организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Здесь-то и может осуществляться уровневая дифференциация. Индивидуальные дифференцированные задания - это мощное средство вовлечения в учебную работу всех учащихся. При организации уровневой дифференциации решаю три основные задачи: сформировать рабочие группы, отобрать учебный материал для них, практически реализовать разноуровневое обучение.

Индивидуальная работа на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, развитием способностей и познавательных возможностей каждого учащегося, она является наиболее эффективной формой для углубления знаний, восполнения имеющихся пробелов в изучении материала, снятием трудностей в учении. Успех индивидуальной работы как раз и определяется подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся трудностей. Индивидуальный подход проявляется во внимательном и заботливом отношении учителя к каждому ребенку, в формировании положительного отношения к учебе, в поощрении успехов ребенка.

Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Как уже отмечалось, это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу, так как ожидают вызова учителя в любую минуту. Такой усиленный контроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка.(Пример, 9класс, 1 год работы) Поэтому в ходе урока необходимо предусмотреть краткий отдых (физкультминутка между разными видами деятельности), включение занимательного материала (загадок, отрывков из литературных произведений, связанных с изучаемым материалом, интересных фактов из жизни ученых и различных областей науки).

Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Конструируя урок, я стараюсь учитывать не только особенности содержания, но и закономерности его усвоения и процесса обучения, продумываю, как обучать учащихся приемам познавательной деятельности. Основные принципы формирования познавательного интереса, которые использую в своей работе, следующие: · консультирование с учетом отношения школьника к учебному предмету; · консультации отдельных учащихся по трудным разделам; ·включение занимательных фактов с учетом любознательности детей; ·насыщение урока материалом, требующим мыслительной активности; · объяснение с опорой на самостоятельный поиск учащихся; ·побуждение к высказыванию самостоятельных мнений. Большую роль в своей работе я отвожу организации учеб­но-познавательной деятельности учащихся на материале, связан­ном с окружающей жизнью, т.е. практическому обучению, т.к. одна из целей обучения физике как раз и заключается в ознакомлении с применением основных достижений физики в народном хозяйстве и в быту. Одним из направлений в организации практического обучения являются экспериментальные домашние зада­ния. Домашние экспериментальные задания ориентированы главным образом на выявление и осмысление физических явлений и зако­нов, проявляющихся в окружающей среде и лежащих в основе действия технических игрушек, бытовой техники, домашних приборов, инструментов и приспособлений.

Примеры таких заданий:

  1. Определить ускорение велосипеда, скатывающегося с горы.

  2. Определить выигрыш в силе при пользовании ножницами.

  3. Изменится ли температура воды и как, если в ней растворить поваренную соль? Объясните явление.

  4. Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для мо­лока. Определите объем той посуды, которой вы пользуетесь.

Одной из важнейших проблем в условиях СМШ является оценивание результатов учебной деятельности учащихся. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению.

Для оперативного контроля знаний я использую различные виды опроса: взаимопроверка, "щадящий" фронтальный опрос, физический диктат, устный фронтальный опрос и другие. С помощью физических диктантов проверяю знание законов, определения понятий, усвоение и правильное написание физических терминов, символических обозначений, графиков и формул, единиц измерения физических величин. Для текущей проверки знаний, для проверки сформированности умений обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления и факты на основе изученных теорий и законов я использую разноуровневые задания. Для проверки усвоения изученного материала ученики выполняют тестовое задание. Тест позволяет получить весьма информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет проверить знание понятий, законов, формул, изученных в теме, умение применять их в различных ситуациях.

Кроме того, зада­ния в тесте могут требовать от ученика применения разных мыс­лительных операций и разного уровня сложности, т.е. проявить определенные познавательные или конструкторские творческие способности. После выполнения тестового задания обязательно следует его проверка и обсуждение вопросов, в которых допуще­ны ошибки, т.к. уходя с урока, ученик не должен оставлять "белых" пятен в изучении темы и должен знать, на каком уровне знаний он сегодня находится.

Одной из важных форм итоговой проверки знаний в 8 и 9 классах являются зачеты. Их я провожу после изучения больших тем. В ходе зачета происходит комплексная проверка знаний и умений: проверяются теоретические знания, умение решать зада­чи и выполнять практические работы.


Учитель сельской малочисленной школы удален от научных, методических и культурных центров, не так часто он может ознакомиться с новинками методической литературы, а по проблемам малочисленных школ можно найти не так уж и много книг. Задачи, стоящие перед сельской школой требуют решения, и учитель ищет пути адаптации образовательных программ для сельских школьников, продумывает организацию дифференцированного и индивидуального подхода, работает над развитием ученика с учетом социокультурной среды.

Сельская малочисленная школа традиционно испытывает самые большие трудности – и кадровые, и финансовые, и материально-технические, и в обеспечении научно-методической литературой. Несмотря на это она продолжает жить и развиваться.










Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Среднекарачанская основная общеобразовательная школа








«Особенности преподавания физики в сельской малочисленной школе»

(Киселёвские чтения)






Учитель физики: Афанасьев А. С.






2013 г.

Просмотр содержимого презентации
«ПедЧтен»