СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом исследований специалистов многих отраслей найчных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Полякова Татьяна Михайловна

МБОУСОШ №18 имени Э.Д.Потапова г. Мичуринск

[email protected]


По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушением психического и физического развития.

В настоящее время процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом исследования специалистов многих отраслей научных знаний. Психологи, педагоги, социологи исследуют аспекты этого процесса, этапы и стадии, факторы социализации.

Более того, в нашей стране, как и во всём мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем – логопедом, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне тугоухости, двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.

Проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Словарный запас детей с ОВЗ зачастую невелик вследствие особенностей развития в зависимости от типа нарушения. К ним можно отнести низкую познавательную активность, сниженную способность к запоминанию новых слов, недостаточная способность правильно расслышать слово вследствие снижения слуха или нарушения фонематического восприятия. Также ограниченный круг общения, часто свойственный детям с ОВЗ или трудности в передвижении не способствуют расширению лексического словаря. Особенности восприятия окружающей действительности и сложности в общении у детей с аутичными нарушениями также могут быть причиной недостаточного развития лексики ребенка.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий. Необходимость использования инновационных технологий обусловлена тем, что при проведении коррекционных занятий с детьми с ОВЗ особенно важно применять методы обучения, позволяющие максимально завладеть вниманием ребенка, увлечь его интересными заданиями, используя для этого нестандартные, необычные средства, преодолевая описанные выше трудности обучения.

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по – новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями.

В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. «Ребёнок не должен. Взрослые должны - готовить ребёнка к жизни, учить учиться».

Инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов. Наряду с предметными и методическими знаниями, умениями, навыками педагога, на первый план выступают знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды, умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.

И в заключении хочется сказать, что развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.


Литературные источники:

  1. Логопедическая служба: настоящее и будущее: Сборник материалов научно-практической конференции. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008

  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012