СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности современной семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности современной семьи»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45» Петропавловск - Камчатского городского округа

683006, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Якорная,11

Телефон (факс): 8(415)225-76-33, e-mail: [email protected]

«Утверждаю»

директор МАОУ «Средняя школа № 45»

__________________ Корольков С.И.

«24» августа 2012 г.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования








Составитель:

Заместитель директора по воспитательной работе

Конова А.В.











Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………..3

Раздел 2. Содержание программы……………………………………………….5

Раздел 3. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………7

Раздел 4. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников…………………………………………...13

Раздел 5. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы...............14

Раздел 6. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………….17

Раздел 7. Реализация программы через внеклассную и внешкольную деятельность……………………………………………………………………...19

7.1. Приоритетные направления работы школы………………………30

7.2. Накопленный опыт и традиции школьного сообщества................31

7.3. Система программных мероприятий по направлениям деятельности..............................................................................................32

7.4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся……40

Раздел 8. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования…………41












  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовно-нравственного становления личности. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.1

Особая значимость проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения обусловлена обострением в стране криминогенной обстановки: стремительный рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детской и подростковой беспризорности и бродяжничества (сотни тысяч детей), высокий уровень развития детско-подростковых зависимостей различной этиологии: физическая (алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, энергетические напитки), психологическая (игровая, компьютерная, Интернет-зависимость), духовная (секты деструктивного, оккультного содержания).2

Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интен­сивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внеш­ними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость. 3

В этой связи особую значимость приобретает работа по духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования воспитания школьников. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования России до 2010», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», выступление президента РФ «О стратегии развития России до 2020 года» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса одним из приоритетных направлений в деятельности нашей школы признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Особенно важным нам представляется разработка и апробация Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования (далее - Программа), направленная на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России4, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы по направлениям: нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45»

Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В первом разделе обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения, перечислены федеральные законы и программы, на основании которых разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Во втором разделе воспроизведены соответствующие разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, дана их краткая характеристика.

В третьем разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

В четвертом разделе определены ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников на современном этапе развития обрщества.

В пятом разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы» систематизированы общие задачи по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В шестом разделе «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» систематизированы по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников с учетом младшего школьного возраста и прописаны виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

Седьмой раздел «Реализация программы через внеклассную и внешкольную деятельность» описывает примерные виды и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их духовно-нравственного развития и воспитания, приоритетные направления работы школы, накопленный опыт и традиции школьного сообщества, систему программных мероприятий по направлениям деятельности.

Отдельно показана совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» содержит описание основных задач, форм и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

В восьмом разделе «Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены критерии и показатели эффективной реализации разработанной программы ОУ (ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания) с указанием диагностического инструментария.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45» Петропавловск-Камчатского городского округа, которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.




  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

  • соблюдающий законы Российской Федерации.


Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.


Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.


Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты согласно требованиям к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Камчатского края и города Петропавловска-Камчатского;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, страны;

  • любовь к образовательному учреждению, своей малой родине, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).


Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.


  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.


  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


Приоритетным направлением духовно-нравственного развития и воспитания образовательного учреждения является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Поэтому в качестве важнейшей цели образования остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

Мы полагаем, чтобы вести себя нравственно, человек должен знать моральные нормы человеческих взаимоотношений, правила поведения, историю, традиции и культуру своей страны. Только при наличии этих знаний возможен осознанный поступок и его нравственная оценка, в какой степени он соответствует или же противоречит принятым в обществе нормам. При характеристике значения гражданско-патриотического воспитания важно установить, насколько младшие школьники способны осознать социальную и личностную значимость этих знаний, использовать их для анализа конкретных нравственных поступков и оценки, последних в соответствии с существующими в обществе традициями, моральными и правовыми нормами, а также принципами поведения. Наличие такой способности у младших школьников является необходимым психологическим условием формирования активной гражданской позиции.

Показателями формирования сознания выступают знания о духовной сущности и целостности личности человека, роли самовоспитания и саморазвития духовного мира, умение обращаться к самопознанию и самооцениванию своего духовного состояния на уровне избранного личностью духовного идеала с присущими ему этическими ценностями.

Воспитание нравственных и патриотических чувств, означает то, как младший школьник относится к своим поступкам, к поступкам других людей, какие чувства при этом испытывает, определяет способность младшего школьника реализовать свое волеизъявление и приобретенные им теоретические знания о нравстенных ценностях в социальной практике, что позволяет ему рефлексировать свое внутреннее состояние и внешний поступок-действие и идентифицировать себя с эмоционально-волевой стороны, как личность.

В духовно-нравственной жизни младших школьников особую роль играют эмоциональные запечатления. Это - эмоциональность постдействия, когда действие сохраняется и запечатлевается в эмоциональной памяти человека и проявляет себя как самостоятельная категория жизнедеятельности. Эмоциональные запечатления формируют отношение ребёнка к событиям, людям, предметам, задают поведение, руководят его поступками. Они обуславливают настроение, тон, интонацию речи учащегося. Именно на этапе осознания младшими школьниками усвоенных нравственных знаний и обогащения их соответствующими переживаниями происходит становление нравственной саморегуляции личности.

Поэтому неразрывное, органическое единство знаний, эмоций и чувств может выступать одним из существенных внутренних побуждений (мотивов) нравственного поведения младших школьников. Воспитание нравственных чувств личности младшего школьника способствует формированию волевых качеств, свойств, умений, навыков для решения практических задач в ситуации нравственного выбора.

Таким образом, принципиально важным в направлении гражданско-патриотического воспитания являются критерий нравственного знания и критерий морального переживания.

Критерий нравственного знания – что младший школьник знает?

Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.

Критерий морального переживания – что он при этом чувствует? Признаки: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.





  1. СОДЕРЖАНИЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.


Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.


Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.


Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Школа России»

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ И ВНЕШКОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Примерные виды и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их духовно-нравственного развития и воспитания (см. табл.1)

Таблица 1

  1. Примерные виды и формы деятельности

  1. Примерные результаты развития и воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

  • участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

  • ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

  • узнают о профессиях своих родителей и прародителей,

  • участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных

  • доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

  • посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;












Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных

  • фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

  • участие в художественном оформлении помещений.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;


    1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ


Я - человек.

Цель: формирование опыта самопознания и самореализации, ценностей саморазвития и самосовершенствования, развитие способности школьников к принятию ответственности за свои поступки.


Я и профессия.

Цель: формирование позитивной самооценки и самоуважения, активизация жизненного самоопределения учащихся, развитие готовности и способности школьников к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута, реализации творческого потенциала, саморазвитию.


Я и семья.

Цель: формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку, развитие качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся, развитие самосознания, готовности школьников к обращению и осознанию собственного жизненного опыта.


Я - патриот.

Цель: воспитание патриотических убеждений, формирование нравственной культуры и патриотического сознания, готовность к реализации социально активной позиции, развитие патриотических чувств, любви к малой родине.


Я и экологическое сознание.

Цель: формирование системы знаний о природной среде, характере природопользования в жизни современного и будущего поколений, формирование общекультурных ценностей жизни, природы, красоты, добра, активной жизненной позиции по охране природы родного края.


Я и здоровье.

Цель: формирование идеологии здоровья как жизненной необходимости, поведенческой профилактики с позиции здоровьеобразования, здоровьесбережения, здоровьеукрепления, здоровьетворчества.



Я и закон.

Цель: формирование готовности к самостоятельным поступкам и действиям на основе принятия учащимися ценностей демократического общества, развитие ответственности, умения определять способы поведения при осуществлении своих прав и выполнении обязанностей.


Рис. 1. Приоритетные направления воспитательной работы.



    1. НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИИ ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА.

Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и традиций.

Рис. 2. Циклограмма праздников и традиций школы.



Таблица 2

    1. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Я – ЧЕЛОВЕК.

Цель: стимулирование самопознания, формирование у школьников ценностей саморазвития и самосовершенствования.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи

1. Воспитывать ценностное отношение к самому себе.

2. Развивать способность понимать свое эмоциональное состояние, анализировать и оценивать свои поступки, свои положительные и отрицательные качества.

3. Воспитывать этическую и эстетическую культуру.

1. Развивать умение наблюдать за изменениями в собственной личности, контролировать свои чувства и переживания.

2. Формировать положительную Я – концепцию.

3. Развивать самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение.

1. Формировать умение управлять собой в условиях перегрузки, экстремальных и стрессовых ситуациях, проводить самоанализ, самооценку, самоконтроль, давать себе характеристику, вносить коррективы в свою жизнь

2. Научить пониманию взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека.

3. Развивать качества самоопределения, саморегуляции, самоактуализации, самореализации.

Формы и методы работы

На уровне класса: беседы, игры, акции «Тайный друг», развитие системы взаимопомощи. Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную деятельность.

Примерные классные часы:

2011-2012 уч. г.

Основы общения

Мои потребности и окружающий мир.

Мои мысли, желания, возможности.

2012-2013 уч. г.

Мои чувства и эмоции

Я учусь планировать

Как я сам себя оцениваю и как меня оценивают другие

2013-2014 уч. г.

Мир моих увлечений

К чему мы стремимся в жизни

Как управлять собой.

2014-2015 уч. г.

Как я расту и взрослею

Мой характер и стиль жизни.

Барьеры непонимания и их преодоление.


На уровне школы: Создание органов ученического самоуправления на классном и школьном уровнях по типу выборов в государственные органы. Организация волонтерского движения: шефство над ветеранами, над младшими классами, сиротами и инвалидами.

2. Я И СЕМЬЯ.

Цель: формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку, развитие самосознания и повышение социально-психологической компетентности учащихся.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи

1. Помочь ребенку осознать свой статус в семье.

2. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

3. Учить согласовывать свои действия с членами семьи.

1. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников, поддерживать атмосферу любви, взаимной заботы и уважения.

2. Сформировать представление о сущности основных ролей дочери, сына, брата, сестры, мамы, папы.

3. Воспитывать милосердное отношение к членам семьи, особенно к престарелым и больным.

1. Научить подростков навыкам общения в семье.

2. Формировать у учащихся правильное представление о создании семьи, ее нравственных основах, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные проблемы.

Формы и методы работы.

На уровне класса: участие родителей в проведении классных часов. Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную деятельность.

Примерные классные часы:

2011-2012 уч. г.

Семейные обычаи и традиции.


Семья в жизни человека.

Законы жизни семьи.

2012-2013 уч. г.

Герб моей семьи.


Памятные даты моей семьи.

Этика и этикет семейных отношений.

2013-2014 уч. г.

В гостях у Золушки

Дверь в детство.

Принимаю ответственность на себя. Правовые основы семейных отношений.

2014-2015 уч. г.

Как я помогаю родителям.


Как научиться разрешать конфликты в семье?

Конфликт – или – связь поколений? Шаг навстречу.


На уровне школы:

Праздники, классные часы на уровне школы, посвященные Всемирному Дню семьи, Дню матери, Дню отца, 8 – е Марта: изучение родословной и составление генеалогического дерева, совместные спортивные мероприятия, диспуты. Проведение конкурсов по номинациям: Самая активная семья, Самая дружная семья, Самая спортивная семья, Самый интересный семейный альбом, Традиции нашей семьи и др. Праздники семейных династий «Веков связующая нить», «История семьи в истории страны», «Мама, папа, я – здоровая семья», «Хозяюшка».

3. Я И ЗДОРОВЬЕ.

Цель: формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории развития на основе идеологии здоровья как жизненной необходимости.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи.

1. Научить навыкам самообслуживания, соблюдать санитарно – гигиенические нормы, культуру быта.

2. Научить правильно распределять время активного отдыха и учебы.

3. Учить заботиться о своем здоровье.

4. Развивать произвольность психических процессов (речи, внимания, памяти, воображения, мышления).

1. Научить рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

2. Формировать негативное отношение к вредным пристрастиям.

3. Формировать культуру здорового образа жизни.

1. Сформировать потребность в развитии положительных привычек.

2. Научить пониманию взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека.

3. Учить осуществлять прогнозирование своей деятельности с учетом меняющихся обстоятельств, возникновения возможных трудностей и проблем.

4. Развивать умения пропаганды здорового образа жизни.

Формы и методы работы.

На уровне класса:

Эстетическое оформление кабинета. Мониторинг здоровья и физического развития учащихся. Часть живой природы в кабинете (разведение растений). Физминутки на уроках. Говорящие стены: оформление класса на тему «Здорового образа жизни». Выбор жизненного принципа: «Класс без курения, алкоголя, наркотиков» или «Класс без вредных привычек» и т.д. Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную деятельность.

Примерные классные часы:

2011-2012 уч. г.

Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье.

Как мое здоровье зависит от меня.


Искусство организации досуга.

2012-2013 уч. г.

Мы то, что мы едим.


Как я контролирую свои эмоции.


Стресс и как с ним бороться.

2013-2014 уч. г.

Вредные привычки.

Алкоголь и здоровье.


Значение природы для здоровья и отдыха человека.

2014-2015 уч. г.

Спорт и здоровье.

Безвредного табака не бывает. Я выбираю здоровье.

Гражданин нового века – здоровый, сильный духом человек. Мифы о наркотиках.


На уровне школы: Праздник «Друзья Мойдодыра», «Красный, желтый, зеленый», «Тропинка здоровья», Конкурс рисунков «Я выбираю здоровье», «Осторожно! Опасно для жизни!»

На уровне школы: «Правила дорожные знать каждому положено», «На лесной тропинке», КТД «Масленица», Конкурс рисунков: «Я выбираю здоровье», «Знать каждому положено этот номер «01». Участие в проведении Международного дня борьбы с курением» (28 октября).

На уровне школы: Праздник «Русский солдат умом и сердцем богат», Конкурс агитбригад « Нет вредным привычкам», Конкурс плакатов, сочинений «Твое письмо спасет друга», «Курение – родня эпидемии», Участие в проведении международного дня борьбы со СПИДом. 01 декабря).


Организация встреч, бесед, лекций, КТД, спортивных праздников, конкурсов, тематических вечеров, классных часов с участием ветеранов спорта, труда, родителей, врачей, наркологов, представителей правоохранительных органов, работников ГИБДД, ГО и ЧС и др.

4. Я - ПАТРИОТ.

Цель: формирование нравственной культуры и патриотического сознания, готовности к реализации социально активной позиции, способности к осуществлению ответственного выбора в трудных жизненных ситуациях.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи

1. Воспитывать чувство принадлежности, любви к месту рождения и проживания.

2. Формировать бережное отношение к материальной и духовной культуре страны, к родному языку, национальным традициям народов, ее населяющих.

3. Познакомить с правами и обязанностями школьника.

1. Познакомить с правами и обязанностями юного гражданина страны, формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний.

2. Воспитывать чувство гордости за национальную культуру, героическое прошлое Отечества.

3. Приобщить к духовно – нравственным ценностям своего народа.

1. Воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны.

2. Сформировать потребность трудиться на благо Отечества, готовность защищать его.

3. Воспитывать уважение к законам государства, готовности выполнять и охранять их, участвовать в их разработке, обсуждении и принятии.

Формы и методы работы.

На уровне класса:

Беседы о школе «Дом, в котором живем», о «Малой Родине», «О, край родной, край, сердцу милый». Литературно – музыкальные композиции: «Защитники земли русской», «Спасибо вам за тишину!».

На уровне класса:

Уроки мужества, игры, беседы: «Мой выбор», «Азбука юного гражданина», «Школа, которую мы строим».

Вечер «Родина в стихах поэтов».

На уровне класса:

Уроки гражданина. Открытая трибуна: «Если бы я был президентом (директором, главой администрации и т.д.), «Гражданином быть обязан», «Грани долга», Вечера: «Мой друг, Отчизне посвятим...», «Россия! Русь! Храни себя, храни!». Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты свое Отечество?»

Примерные классные часы:

2011-2012 уч. г.

Народы моей страны.

Кем быть и каким быть?

Страна, в которой мне бы хотелось жить.

2012-2013 уч. г.

Герои, которыми мы гордимся.

Если бы я был президентом.

Что я готов сделать для своей страны.

2013-2014 уч. г.

Откуда ты родом

О гражданском долге, мужестве и героизме.

Что такое волонтерское движение.

2014-2015 уч. г.

Мой край.

Известные люди России.

Я – гражданин России.


На уровне школы: Создание органов ученического самоуправления на классном и школьном уровнях по типу выборов в государственные органы, проведение игры «Мой выбор». Создание школьной и классной символики (флаг, герб, гимн). Организация краеведческих экспедиций. Разработка учащимися кодекса и правил школьника. Военно-спортивные игры. Организация волонтерского движения: шефство над ветеранами, над младшими классами, сиротами и инвалидами. Оформление стендов по государственной символике России и Камчатки, стенда боевой славы «И помнит мир спасенный…». Конкурсы сочинений, рисунков. Создание школьной аудиотеки и видеотеки с патриотическими песнями и фильмами.

5. Я И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.

Цель: формирование системы знаний о роли природной среды в жизни современного и будущего поколений, активной жизненной позиции по охране природы родного края.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи.

1. Способствовать развитию у детей представления о себе как части природы, части человечества.

2. Воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека.

1. Воспитывать у школьников понимание взаимосвязи между обществом и природой, как среде жизнедеятельности человека.

2. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

1.Воспитание экологического сознания.

2.Развивать у школьников осознание личной ответственности за сохранение и будущее человеческой цивилизации.

3.Формирование активной позиции в рациональном преобразовании окружающего мира.

Формы и методы работы.

На уровне класса: Часть живой природы в кабинете (разведение растений). Говорящие стены: оформление класса на тему «Мир, в котором мы живем», «Наш край». Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную экологическую деятельность.

Примерные классные часы:

2011-2012 уч. г.

В гости к зеленой аптеке.

Музыкальная гостиная «Времена года». Мы в ответе за нашу Землю.

Человек- мыслитель и творец.

2012-2013 уч. г.

Самые – самые.

Природные предсказатели погоды и времени вокруг нас. «Берегите землю, берегите…»

Вокруг света с фотоаппаратом. Я всегда с собой беру видеокамеру.

2013-2014 уч. г.

Праздники времен года: «Золотая осень», «здравствуй, гостья – зима!», «Весна красна на порог пришла».


Природа земли и будущее.

Белые пятна планеты Земля. По странам и континентам.

2014-2015 уч. г.

«Чудо родной земли»

Заповедные уголки лесного края.

Дорога во вселенную.


На уровне школы: Конкурсы сочинений – этюдов, поделок о природе «Славим руки мастера!». Конкурсы: плакатов «Береги природу», «Фантазии природы». Игры – путешествия: «Дорогами великих открытий», «По маршрутам великих путешественников».

6. Я И ЗАКОН.

Цель: формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, способной принимать прогнозировать последствия своих поступков и принимать самостоятельные решения на основе принятия школьниками ценностей демократического общества.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи

1. Формирование у школьников нравственного отношения к другим людям, осознания ценности человеческой жизни.

2. Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей.

3. Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

1. Формирование у школьников соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

2. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

3. Развитие волевых качеств учащихся, способности к критическому осмыслению своих поступков, сильных и слабых сторон.

1. Формирование у школьников правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

2. Обучение решению задач правового самовоспитания, связанных с проблемой выбора, морального саморазвития и самосовершенствования.

Формы и методы работы.

Примерные классные часы:

2011-2012 уч. г.

Закон защищает тебя и меня.

Подросток и закон.

Свобода и ответственность.

2012-2013 уч. г.

Азбука безопасности.

Толерантность. Что это такое?

Непростые вопросы: Я в ответе за свой выбор.

2013-2014 уч. г.

Правила, обязательные для всех.

Наркотики – свобода или зависимость? О поведении в общественных местах.

Секреты манипуляции. Как противостоять давлению среды.

2014-2015 уч. г.

Путешествие по Правограду.

Юридическая ответственность и наказания. Как помочь другу, попавшему в трудную ситуацию.

Я – гражданин. Свобода и ответственность.


На уровне школы: создание органов ученического самоуправления на классном и школьном уровнях, проведение игры «Мой выбор». Разработка учащимися кодекса и правил школьника. Деловые игры. Организация тематических вечеров, классных часов с участием представителей правоохранительных органов, работников ГИБДД, ГО и ЧС, др.

7. Я И ПРОФЕССИЯ.

Цель: стимулирование профессионального и жизненного самоопределения учащихся на основе адекватной оценки своих способностей и возможностей, понимании социального запроса общества и государства, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Раздел

1 –4 классы

5 – 7 классы

8 –11 классы

Задачи.

1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.

2. Развитие самосознания, умения делать выбор и нести за него ответственность, силы воли.

1. Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться.

2. Дать учащимся представления о профессиях и факторах выбора образовательного и профессионального маршрута, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

3. Подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта).


1.Предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.

2.Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

3. Корректировка профессиональных планов с опорой на опыт первичных профессиональных проб, всесторонних и глубоких знаний по проблеме выбора профессии. .

4. Формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему, комплекса мотивов выбора профессии.

Формы и методы работы.

Примерные классные часы:


2011-2012 уч. г.

Профессии моего города.

Мои интересы и склонности.

Мои профессиональные приоритеты.

2012-2013 уч. г.

Профессии членов моей семьи.

Мир моих способностей.

Люди, которые потрясли современный мир. Я в этом мире.

2013-2014 уч. г.

Кем я хочу быть.

Мой характер и выбор профессии.

Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы.

2014-2015 уч. г.

Профессии будущего.

Современный рынок труда. Профессия: выбираем вместе.

Профессиональная карьера. Новое время – новые профессии.


На уровне школы: Организация экскурсий. Профориентационные игры. Организация творческих групп учащихся по различным направлениям профессиональной деятельности (журналистика, информатика, биология и др.). Организация встреч, бесед, лекций, КТД, конкурсов, тематических вечеров, классных часов с участием представителей разных профессий, родителей. Организация экскурсий.


Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ВЕТЕРАН – проект предполагает организацию встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, волонтерская помощь им.


Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).


    1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Попечительского совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятий в микрорайоне школы и т.п.


В школе традиционно в ноябре проводится праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений. Праздник организуется в актовом зале школы и в классных кабинетах, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников.

Школа активно взаимодействие с социальными партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности:

  1. Образовательными учреждениями

  2. Учреждениями культуры

  3. Камчатским Дворцом детского творчества

  4. Домом творчества «Юность»

  5. Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции

  6. Камчатским центром технического творчества

  7. Детскими спортивными школами

  8. Общественным советом 7-го избирательного округа

  9. Камчатским отрядом полиции особого назначения (ОМОН)

  10. УФСКН России по Камчатскому краю

  11. Союзом ветеранов локальных войн и другие общественные организации и т.д.


  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.


К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).


Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


1 Позднякова, O.K. Формирование нравственного сознания бу­дущего учителя в процессе обучения в педагогическом университе­те: автореф. дис. ... док. пед. наук/ O.K. Позднякова. -Оренбург, 2006. - 46 с.

2 Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-258с.

3 Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 30.


4 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

44