© 2019, Дмитриенко Татьяна Витальевна 146 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45» Петропавловск - Камчатского городского округа
683006, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Якорная,11 Телефон (факс): 8(415)225-76-33, e-mail: [email protected] |
«Утверждаю»
директор МАОУ «Средняя школа № 45»
__________________ Корольков С.И.
«24» августа 2012 г.
Составитель:
Заместитель директора по воспитательной работе
Конова А.В.
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………..3
Раздел 2. Содержание программы……………………………………………….5
Раздел 3. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………7
Раздел 4. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников…………………………………………...13
Раздел 5. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы...............14
Раздел 6. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………….17
Раздел 7. Реализация программы через внеклассную и внешкольную деятельность……………………………………………………………………...19
7.1. Приоритетные направления работы школы………………………30
7.2. Накопленный опыт и традиции школьного сообщества................31
7.3. Система программных мероприятий по направлениям деятельности..............................................................................................32
7.4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся……40
Раздел 8. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования…………41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовно-нравственного становления личности. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.1
Особая значимость проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения обусловлена обострением в стране криминогенной обстановки: стремительный рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детской и подростковой беспризорности и бродяжничества (сотни тысяч детей), высокий уровень развития детско-подростковых зависимостей различной этиологии: физическая (алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, энергетические напитки), психологическая (игровая, компьютерная, Интернет-зависимость), духовная (секты деструктивного, оккультного содержания).2
Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость. 3
В этой связи особую значимость приобретает работа по духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования воспитания школьников. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования России до 2010», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», выступление президента РФ «О стратегии развития России до 2020 года» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса одним из приоритетных направлений в деятельности нашей школы признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Особенно важным нам представляется разработка и апробация Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования (далее - Программа), направленная на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России4, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы по направлениям: нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45»
Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В первом разделе обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения, перечислены федеральные законы и программы, на основании которых разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Во втором разделе воспроизведены соответствующие разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, дана их краткая характеристика.
В третьем разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
В четвертом разделе определены ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников на современном этапе развития обрщества.
В пятом разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы» систематизированы общие задачи по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В шестом разделе «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» систематизированы по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников с учетом младшего школьного возраста и прописаны виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
Седьмой раздел «Реализация программы через внеклассную и внешкольную деятельность» описывает примерные виды и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их духовно-нравственного развития и воспитания, приоритетные направления работы школы, накопленный опыт и традиции школьного сообщества, систему программных мероприятий по направлениям деятельности.
Отдельно показана совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» содержит описание основных задач, форм и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.
В восьмом разделе «Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены критерии и показатели эффективной реализации разработанной программы ОУ (ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания) с указанием диагностического инструментария.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45» Петропавловск-Камчатского городского округа, которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
соблюдающий законы Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты согласно требованиям к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Камчатского края и города Петропавловска-Камчатского;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, страны;
любовь к образовательному учреждению, своей малой родине, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Приоритетным направлением духовно-нравственного развития и воспитания образовательного учреждения является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Поэтому в качестве важнейшей цели образования остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.
Мы полагаем, чтобы вести себя нравственно, человек должен знать моральные нормы человеческих взаимоотношений, правила поведения, историю, традиции и культуру своей страны. Только при наличии этих знаний возможен осознанный поступок и его нравственная оценка, в какой степени он соответствует или же противоречит принятым в обществе нормам. При характеристике значения гражданско-патриотического воспитания важно установить, насколько младшие школьники способны осознать социальную и личностную значимость этих знаний, использовать их для анализа конкретных нравственных поступков и оценки, последних в соответствии с существующими в обществе традициями, моральными и правовыми нормами, а также принципами поведения. Наличие такой способности у младших школьников является необходимым психологическим условием формирования активной гражданской позиции.
Показателями формирования сознания выступают знания о духовной сущности и целостности личности человека, роли самовоспитания и саморазвития духовного мира, умение обращаться к самопознанию и самооцениванию своего духовного состояния на уровне избранного личностью духовного идеала с присущими ему этическими ценностями.
Воспитание нравственных и патриотических чувств, означает то, как младший школьник относится к своим поступкам, к поступкам других людей, какие чувства при этом испытывает, определяет способность младшего школьника реализовать свое волеизъявление и приобретенные им теоретические знания о нравстенных ценностях в социальной практике, что позволяет ему рефлексировать свое внутреннее состояние и внешний поступок-действие и идентифицировать себя с эмоционально-волевой стороны, как личность.
В духовно-нравственной жизни младших школьников особую роль играют эмоциональные запечатления. Это - эмоциональность постдействия, когда действие сохраняется и запечатлевается в эмоциональной памяти человека и проявляет себя как самостоятельная категория жизнедеятельности. Эмоциональные запечатления формируют отношение ребёнка к событиям, людям, предметам, задают поведение, руководят его поступками. Они обуславливают настроение, тон, интонацию речи учащегося. Именно на этапе осознания младшими школьниками усвоенных нравственных знаний и обогащения их соответствующими переживаниями происходит становление нравственной саморегуляции личности.
Поэтому неразрывное, органическое единство знаний, эмоций и чувств может выступать одним из существенных внутренних побуждений (мотивов) нравственного поведения младших школьников. Воспитание нравственных чувств личности младшего школьника способствует формированию волевых качеств, свойств, умений, навыков для решения практических задач в ситуации нравственного выбора.
Таким образом, принципиально важным в направлении гражданско-патриотического воспитания являются критерий нравственного знания и критерий морального переживания.
Критерий нравственного знания – что младший школьник знает?
Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.
Критерий морального переживания – что он при этом чувствует? Признаки: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.
СОДЕРЖАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ И ВНЕШКОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Примерные виды и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их духовно-нравственного развития и воспитания (см. табл.1)
Таблица 1
Примерные виды и формы деятельности | Примерные результаты развития и воспитания |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана); ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин); ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников); участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России); получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России); ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями); участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях); расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). | Воспитание нравственных чувств и этического сознания: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным российским религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности; приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде); учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время); приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований); составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений); получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями). | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю); получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства). | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека; участие в художественном оформлении помещений. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; |
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Я - человек.
Цель: формирование опыта самопознания и самореализации, ценностей саморазвития и самосовершенствования, развитие способности школьников к принятию ответственности за свои поступки.
Я и профессия.
Цель: формирование позитивной самооценки и самоуважения, активизация жизненного самоопределения учащихся, развитие готовности и способности школьников к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута, реализации творческого потенциала, саморазвитию.
Я и семья.
Цель: формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку, развитие качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся, развитие самосознания, готовности школьников к обращению и осознанию собственного жизненного опыта.
Я - патриот.
Цель: воспитание патриотических убеждений, формирование нравственной культуры и патриотического сознания, готовность к реализации социально активной позиции, развитие патриотических чувств, любви к малой родине.
Я и экологическое сознание.
Цель: формирование системы знаний о природной среде, характере природопользования в жизни современного и будущего поколений, формирование общекультурных ценностей жизни, природы, красоты, добра, активной жизненной позиции по охране природы родного края.
Я и здоровье.
Цель: формирование идеологии здоровья как жизненной необходимости, поведенческой профилактики с позиции здоровьеобразования, здоровьесбережения, здоровьеукрепления, здоровьетворчества.
Я и закон.
Цель: формирование готовности к самостоятельным поступкам и действиям на основе принятия учащимися ценностей демократического общества, развитие ответственности, умения определять способы поведения при осуществлении своих прав и выполнении обязанностей.
Рис. 1. Приоритетные направления воспитательной работы.
НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИИ ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА.
Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и традиций.
Рис. 2. Циклограмма праздников и традиций школы.
Таблица 2
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Я – ЧЕЛОВЕК. Цель: стимулирование самопознания, формирование у школьников ценностей саморазвития и самосовершенствования. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи | 1. Воспитывать ценностное отношение к самому себе. 2. Развивать способность понимать свое эмоциональное состояние, анализировать и оценивать свои поступки, свои положительные и отрицательные качества. 3. Воспитывать этическую и эстетическую культуру. | 1. Развивать умение наблюдать за изменениями в собственной личности, контролировать свои чувства и переживания. 2. Формировать положительную Я – концепцию. 3. Развивать самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение. | 1. Формировать умение управлять собой в условиях перегрузки, экстремальных и стрессовых ситуациях, проводить самоанализ, самооценку, самоконтроль, давать себе характеристику, вносить коррективы в свою жизнь 2. Научить пониманию взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека. 3. Развивать качества самоопределения, саморегуляции, самоактуализации, самореализации. | ||||||||
Формы и методы работы | На уровне класса: беседы, игры, акции «Тайный друг», развитие системы взаимопомощи. Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную деятельность. | ||||||||||
Примерные классные часы: | |||||||||||
2011-2012 уч. г. | Основы общения | Мои потребности и окружающий мир. | Мои мысли, желания, возможности. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Мои чувства и эмоции | Я учусь планировать | Как я сам себя оцениваю и как меня оценивают другие | ||||||||
2013-2014 уч. г. | Мир моих увлечений | К чему мы стремимся в жизни | Как управлять собой. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | Как я расту и взрослею | Мой характер и стиль жизни. | Барьеры непонимания и их преодоление. | ||||||||
| На уровне школы: Создание органов ученического самоуправления на классном и школьном уровнях по типу выборов в государственные органы. Организация волонтерского движения: шефство над ветеранами, над младшими классами, сиротами и инвалидами. | ||||||||||
2. Я И СЕМЬЯ. Цель: формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку, развитие самосознания и повышение социально-психологической компетентности учащихся. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи | 1. Помочь ребенку осознать свой статус в семье. 2. Воспитывать чувство гордости за свою семью. 3. Учить согласовывать свои действия с членами семьи. | 1. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников, поддерживать атмосферу любви, взаимной заботы и уважения. 2. Сформировать представление о сущности основных ролей дочери, сына, брата, сестры, мамы, папы. 3. Воспитывать милосердное отношение к членам семьи, особенно к престарелым и больным. | 1. Научить подростков навыкам общения в семье. 2. Формировать у учащихся правильное представление о создании семьи, ее нравственных основах, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные проблемы. | ||||||||
Формы и методы работы. | На уровне класса: участие родителей в проведении классных часов. Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную деятельность. | ||||||||||
Примерные классные часы: | |||||||||||
2011-2012 уч. г. | Семейные обычаи и традиции.
| Семья в жизни человека. | Законы жизни семьи. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Герб моей семьи.
| Памятные даты моей семьи. | Этика и этикет семейных отношений. | ||||||||
2013-2014 уч. г. | В гостях у Золушки | Дверь в детство. | Принимаю ответственность на себя. Правовые основы семейных отношений. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | Как я помогаю родителям.
| Как научиться разрешать конфликты в семье? | Конфликт – или – связь поколений? Шаг навстречу. | ||||||||
| На уровне школы: Праздники, классные часы на уровне школы, посвященные Всемирному Дню семьи, Дню матери, Дню отца, 8 – е Марта: изучение родословной и составление генеалогического дерева, совместные спортивные мероприятия, диспуты. Проведение конкурсов по номинациям: Самая активная семья, Самая дружная семья, Самая спортивная семья, Самый интересный семейный альбом, Традиции нашей семьи и др. Праздники семейных династий «Веков связующая нить», «История семьи в истории страны», «Мама, папа, я – здоровая семья», «Хозяюшка». | ||||||||||
3. Я И ЗДОРОВЬЕ. Цель: формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории развития на основе идеологии здоровья как жизненной необходимости. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи. | 1. Научить навыкам самообслуживания, соблюдать санитарно – гигиенические нормы, культуру быта. 2. Научить правильно распределять время активного отдыха и учебы. 3. Учить заботиться о своем здоровье. 4. Развивать произвольность психических процессов (речи, внимания, памяти, воображения, мышления). | 1. Научить рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. 2. Формировать негативное отношение к вредным пристрастиям. 3. Формировать культуру здорового образа жизни. | 1. Сформировать потребность в развитии положительных привычек. 2. Научить пониманию взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека. 3. Учить осуществлять прогнозирование своей деятельности с учетом меняющихся обстоятельств, возникновения возможных трудностей и проблем. 4. Развивать умения пропаганды здорового образа жизни. | ||||||||
Формы и методы работы. | На уровне класса: Эстетическое оформление кабинета. Мониторинг здоровья и физического развития учащихся. Часть живой природы в кабинете (разведение растений). Физминутки на уроках. Говорящие стены: оформление класса на тему «Здорового образа жизни». Выбор жизненного принципа: «Класс без курения, алкоголя, наркотиков» или «Класс без вредных привычек» и т.д. Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную деятельность. | ||||||||||
Примерные классные часы: | |||||||||||
2011-2012 уч. г. | Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | Как мое здоровье зависит от меня.
| Искусство организации досуга. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Мы то, что мы едим.
| Как я контролирую свои эмоции.
| Стресс и как с ним бороться. | ||||||||
2013-2014 уч. г. | Вредные привычки. | Алкоголь и здоровье.
| Значение природы для здоровья и отдыха человека. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | Спорт и здоровье. | Безвредного табака не бывает. Я выбираю здоровье. | Гражданин нового века – здоровый, сильный духом человек. Мифы о наркотиках. | ||||||||
| На уровне школы: Праздник «Друзья Мойдодыра», «Красный, желтый, зеленый», «Тропинка здоровья», Конкурс рисунков «Я выбираю здоровье», «Осторожно! Опасно для жизни!» | На уровне школы: «Правила дорожные знать каждому положено», «На лесной тропинке», КТД «Масленица», Конкурс рисунков: «Я выбираю здоровье», «Знать каждому положено этот номер «01». Участие в проведении Международного дня борьбы с курением» (28 октября). | На уровне школы: Праздник «Русский солдат умом и сердцем богат», Конкурс агитбригад « Нет вредным привычкам», Конкурс плакатов, сочинений «Твое письмо спасет друга», «Курение – родня эпидемии», Участие в проведении международного дня борьбы со СПИДом. 01 декабря). | ||||||||
| Организация встреч, бесед, лекций, КТД, спортивных праздников, конкурсов, тематических вечеров, классных часов с участием ветеранов спорта, труда, родителей, врачей, наркологов, представителей правоохранительных органов, работников ГИБДД, ГО и ЧС и др. | ||||||||||
4. Я - ПАТРИОТ. Цель: формирование нравственной культуры и патриотического сознания, готовности к реализации социально активной позиции, способности к осуществлению ответственного выбора в трудных жизненных ситуациях. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи | 1. Воспитывать чувство принадлежности, любви к месту рождения и проживания. 2. Формировать бережное отношение к материальной и духовной культуре страны, к родному языку, национальным традициям народов, ее населяющих. 3. Познакомить с правами и обязанностями школьника. | 1. Познакомить с правами и обязанностями юного гражданина страны, формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний. 2. Воспитывать чувство гордости за национальную культуру, героическое прошлое Отечества. 3. Приобщить к духовно – нравственным ценностям своего народа. | 1. Воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны. 2. Сформировать потребность трудиться на благо Отечества, готовность защищать его. 3. Воспитывать уважение к законам государства, готовности выполнять и охранять их, участвовать в их разработке, обсуждении и принятии. | ||||||||
Формы и методы работы. | На уровне класса: Беседы о школе «Дом, в котором живем», о «Малой Родине», «О, край родной, край, сердцу милый». Литературно – музыкальные композиции: «Защитники земли русской», «Спасибо вам за тишину!». | На уровне класса: Уроки мужества, игры, беседы: «Мой выбор», «Азбука юного гражданина», «Школа, которую мы строим». Вечер «Родина в стихах поэтов». | На уровне класса: Уроки гражданина. Открытая трибуна: «Если бы я был президентом (директором, главой администрации и т.д.), «Гражданином быть обязан», «Грани долга», Вечера: «Мой друг, Отчизне посвятим...», «Россия! Русь! Храни себя, храни!». Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты свое Отечество?» | ||||||||
Примерные классные часы: | |||||||||||
2011-2012 уч. г. | Народы моей страны. | Кем быть и каким быть? | Страна, в которой мне бы хотелось жить. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Герои, которыми мы гордимся. | Если бы я был президентом. | Что я готов сделать для своей страны. | ||||||||
2013-2014 уч. г. | Откуда ты родом | О гражданском долге, мужестве и героизме. | Что такое волонтерское движение. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | Мой край. | Известные люди России. | Я – гражданин России. | ||||||||
| На уровне школы: Создание органов ученического самоуправления на классном и школьном уровнях по типу выборов в государственные органы, проведение игры «Мой выбор». Создание школьной и классной символики (флаг, герб, гимн). Организация краеведческих экспедиций. Разработка учащимися кодекса и правил школьника. Военно-спортивные игры. Организация волонтерского движения: шефство над ветеранами, над младшими классами, сиротами и инвалидами. Оформление стендов по государственной символике России и Камчатки, стенда боевой славы «И помнит мир спасенный…». Конкурсы сочинений, рисунков. Создание школьной аудиотеки и видеотеки с патриотическими песнями и фильмами. | ||||||||||
5. Я И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. Цель: формирование системы знаний о роли природной среды в жизни современного и будущего поколений, активной жизненной позиции по охране природы родного края. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи. | 1. Способствовать развитию у детей представления о себе как части природы, части человечества. 2. Воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека. | 1. Воспитывать у школьников понимание взаимосвязи между обществом и природой, как среде жизнедеятельности человека. 2. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | 1.Воспитание экологического сознания. 2.Развивать у школьников осознание личной ответственности за сохранение и будущее человеческой цивилизации. 3.Формирование активной позиции в рациональном преобразовании окружающего мира. | ||||||||
Формы и методы работы. | На уровне класса: Часть живой природы в кабинете (разведение растений). Говорящие стены: оформление класса на тему «Мир, в котором мы живем», «Наш край». Включение органов ученического самоуправления и самих учащихся в активную экологическую деятельность. | ||||||||||
Примерные классные часы: | |||||||||||
2011-2012 уч. г. | В гости к зеленой аптеке. | Музыкальная гостиная «Времена года». Мы в ответе за нашу Землю. | Человек- мыслитель и творец. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Самые – самые. | Природные предсказатели погоды и времени вокруг нас. «Берегите землю, берегите…» | Вокруг света с фотоаппаратом. Я всегда с собой беру видеокамеру. | ||||||||
2013-2014 уч. г. | Праздники времен года: «Золотая осень», «здравствуй, гостья – зима!», «Весна красна на порог пришла».
| Природа земли и будущее. | Белые пятна планеты Земля. По странам и континентам. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | «Чудо родной земли» | Заповедные уголки лесного края. | Дорога во вселенную. | ||||||||
| На уровне школы: Конкурсы сочинений – этюдов, поделок о природе «Славим руки мастера!». Конкурсы: плакатов «Береги природу», «Фантазии природы». Игры – путешествия: «Дорогами великих открытий», «По маршрутам великих путешественников». | ||||||||||
6. Я И ЗАКОН. Цель: формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, способной принимать прогнозировать последствия своих поступков и принимать самостоятельные решения на основе принятия школьниками ценностей демократического общества. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи | 1. Формирование у школьников нравственного отношения к другим людям, осознания ценности человеческой жизни. 2. Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей. 3. Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. | 1. Формирование у школьников соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. 2. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей. 3. Развитие волевых качеств учащихся, способности к критическому осмыслению своих поступков, сильных и слабых сторон. | 1. Формирование у школьников правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. 2. Обучение решению задач правового самовоспитания, связанных с проблемой выбора, морального саморазвития и самосовершенствования. | ||||||||
Формы и методы работы. | Примерные классные часы: | ||||||||||
2011-2012 уч. г. | Закон защищает тебя и меня. | Подросток и закон. | Свобода и ответственность. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Азбука безопасности. | Толерантность. Что это такое? | Непростые вопросы: Я в ответе за свой выбор. | ||||||||
2013-2014 уч. г. | Правила, обязательные для всех. | Наркотики – свобода или зависимость? О поведении в общественных местах. | Секреты манипуляции. Как противостоять давлению среды. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | Путешествие по Правограду. | Юридическая ответственность и наказания. Как помочь другу, попавшему в трудную ситуацию. | Я – гражданин. Свобода и ответственность. | ||||||||
| На уровне школы: создание органов ученического самоуправления на классном и школьном уровнях, проведение игры «Мой выбор». Разработка учащимися кодекса и правил школьника. Деловые игры. Организация тематических вечеров, классных часов с участием представителей правоохранительных органов, работников ГИБДД, ГО и ЧС, др. | ||||||||||
7. Я И ПРОФЕССИЯ. Цель: стимулирование профессионального и жизненного самоопределения учащихся на основе адекватной оценки своих способностей и возможностей, понимании социального запроса общества и государства, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию. | |||||||||||
Раздел | 1 –4 классы | 5 – 7 классы | 8 –11 классы | ||||||||
Задачи. | 1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным. 2. Развитие самосознания, умения делать выбор и нести за него ответственность, силы воли. | 1. Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться. 2. Дать учащимся представления о профессиях и факторах выбора образовательного и профессионального маршрута, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. 3. Подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта).
| 1.Предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.д. 2.Выявление учащимися своей профессиональной направленности. 3. Корректировка профессиональных планов с опорой на опыт первичных профессиональных проб, всесторонних и глубоких знаний по проблеме выбора профессии. . 4. Формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему, комплекса мотивов выбора профессии. | ||||||||
Формы и методы работы. | Примерные классные часы:
| ||||||||||
2011-2012 уч. г. | Профессии моего города. | Мои интересы и склонности. | Мои профессиональные приоритеты. | ||||||||
2012-2013 уч. г. | Профессии членов моей семьи. | Мир моих способностей. | Люди, которые потрясли современный мир. Я в этом мире. | ||||||||
2013-2014 уч. г. | Кем я хочу быть. | Мой характер и выбор профессии. | Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы. | ||||||||
2014-2015 уч. г. | Профессии будущего. | Современный рынок труда. Профессия: выбираем вместе. | Профессиональная карьера. Новое время – новые профессии. | ||||||||
| На уровне школы: Организация экскурсий. Профориентационные игры. Организация творческих групп учащихся по различным направлениям профессиональной деятельности (журналистика, информатика, биология и др.). Организация встреч, бесед, лекций, КТД, конкурсов, тематических вечеров, классных часов с участием представителей разных профессий, родителей. Организация экскурсий. |
Социальные проекты
В школе реализуются следующие социальные проекты:
ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
ВЕТЕРАН – проект предполагает организацию встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, волонтерская помощь им.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);
демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Попечительского совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятий в микрорайоне школы и т.п.
В школе традиционно в ноябре проводится праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений. Праздник организуется в актовом зале школы и в классных кабинетах, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников.
Школа активно взаимодействие с социальными партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности:
Образовательными учреждениями
Учреждениями культуры
Камчатским Дворцом детского творчества
Домом творчества «Юность»
Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Камчатским центром технического творчества
Детскими спортивными школами
Общественным советом 7-го избирательного округа
Камчатским отрядом полиции особого назначения (ОМОН)
УФСКН России по Камчатскому краю
Союзом ветеранов локальных войн и другие общественные организации и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
1 Позднякова, O.K. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: автореф. дис. ... док. пед. наук/ O.K. Позднякова. -Оренбург, 2006. - 46 с.
2 Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-258с.
3 Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 30.
4 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
44