СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности трудового воспитания в разных возрастных группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое воспитание является ключевым элементом формирования личности ребенка, который начинается в детском саду и продолжается в школе. В раннем возрасте акцентируется внимание на ознакомлении детей с трудом взрослых и приобщении к доступной трудовой деятельности, что способствует формированию положительного отношения к труду и развитию самостоятельности. По мере взросления содержание трудового воспитания усложняется, включая более сложные процессы и действия, а также переход к самостоятельному выполнению заданий, что обеспечивает преемственность в обучении и способствует эффективному усвоению трудовых навыков. Таким образом, трудовое воспитание играет важную роль в подготовке детей к взрослой жизни и формированию у них желания трудиться. 

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности трудового воспитания в разных возрастных группах»

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ


Информация на теоретический семинар


Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. 

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

   1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий;

   2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

  3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно. Такое содержание обеспечивает преемственность в работе с детьми на смежных ступнях по всем вида труда и способствует эффективному усвоению ими трудовых навыков и умений, воспитанию желания трудиться.

Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.

Содержание трудовой деятельности детей младшей группы:

  • Самообслуживание, которое включает в себя: 

  • Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности дети моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.

  • Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости - салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол. Прополаскивают рот.

  • Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

  • Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

  • Содержание хозяйственно - бытового труда включает: 

  • Сервировка стола. Дети самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года вводится дежурство по столовой.

  • Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, краски, кисточки, бумагу.

  • Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.

  • Уборка участка. Совместно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки от снега.

  • Труд в природе. 

  • Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, тыкву) гнездовым способом - делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.

  • Поливка растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем.

  • Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука.

  • Уход за животными.

Совместно с воспитателем на участке подкармливают птиц.

Содержание трудовой деятельности детей средней группы

  • Самообслуживание.

  • Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо; засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытирают досуха.

  • Прием пищи. В средней группе дети должны правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания - салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно поласкают рот.

  • Одевание и раздевание. Дети самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

  • Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки. В средней группе в самообслуживании добавляется уход за одеждой. Дети замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок). Очищают обувь и одежду от снега.

  • Хозяйственно-бытовой труд. 

  • Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.

  • Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. При помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь.

  • Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки, совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.

  • Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой или лопатой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

  • Труд в природе.

  • Посев. Сажают семена средней величины, раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке. 

  • Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов.

  • Поливка растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

  • Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

  • Сбор урожая. Вместе с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук - одной удерживать, а другой срывать.

Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп

  • Самообслуживание:

    • освоение новых умений и навыков: ежедневная чистка зубов, уборка постели, содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;

    • формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.

  • Хозяйственный труд:

    • развитие навыков самостоятельной организации труда: содержание в порядке инвентаря, умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;

    • формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных: следить за чистотой в игровой комнате и на площадке, проводить мелкий ремонт книг и игрушек, помогать малышам.

  • Труд в природе — увеличение объёма обязанностей:

    • пересадка комнатных растений, подкормка и опрыскивание;

    • уход за аквариумом;

    • подготовка почвы, выращивание и высадка рассады;

    • сбор семян для зимующих птиц;

    • наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам;

    • формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.

  • Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке — изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы.

Таким образом, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены содержание и формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Главная особенность трудового воспитания в ДОО заключается в тесной связи труда ребёнка с игрой. Дети младшего дошкольного возраста, выполняя трудовую задачу, чаще обращают её в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру.  Также немаловажной особенностью является постоянное развитие трудовой деятельности. Становление каждого из её основных компонентов имеет свои особенности.