Особенности эмоциональной сферы дошкольников
Эмоция является особым переживанием, субъектом отдельных отражаемых объектов, явлений, а также предметов, которые придают целевую характеристику и побуждают к решению задач о путях достижения предмета потребности. Направление эмоции – на ориентировочно–исследовательскую деятельность. Направленную деятельность могут вызывать предметно–ведущие эмоции.
Эмоции возникают и формируются под влиянием окружающей и социальной среды. Эмоции сопровождают любую деятельность человека. Эмоции имеют важное значение в процессе в формирования и воспитания ребенка.
«Эмоции, – писал А.Н. Леонтьев, – выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами… не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности»
Целостное эмоциональное явление в психологии состоит из двух частей. С одной стороны, эмоции отражают объективное содержание. С другой стороны, эмоции отражают переживания субъекта по поводу чего–либо.
Основоположником онтогенеза эмоциональной сферы стал основатель бихевиоризма Д. Уотсон. Он рассматривал эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма, которую в чистом виде можно найти только на самых ранних стадиях онтогенеза. Д. Уотсон выделяет в качестве базальных биологических реакций страх, ярость и любовь, которые можно полностью выразить в терминах ситуации и реакции на неё.
Эмоции имеют ряд функций. Исследователи выделяют следующие функции эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную Предмет возникшего эмоционального переживания спонтанно овладевает вниманием человека и становится предметом наиболее четкого восприятия и осознания. Эмоции формируют эмоциональную память. Под влиянием эмоций у детей формируются воля, потребности, мотивы, деятельность. Эмоциональная сфера способствует развитию личности и познавательных процессов.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.
3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.
4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.
5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.
8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.
9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.
10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.
11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.
12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.
13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.
14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.
Эмоции определяют эффективность обучения и усвоения, влияют на развитие мышления и интеллектуальную деятельность дошкольников.
Эмоциональные переживания разнообразны. Они могут выражать радость, огорчение, робость т.д. Эмоции могут иметь различные оттенки и степень интенсивности в зависимости от причин.
Наблюдения над эмоциональными особенностями собственного ребёнка, хотя и удивили Ч. Дарвина, но не слишком изменили его представление об эволюции эмоций у человека, то есть, о чисто биологической функции и природе эмоций в отличии от духовной природы разума (Ч. Дарвин, 1881). Влияние дарвиновских идей прослеживается до наших дней в представлениях об инволюции эмоциональной жизни, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Так, по мнению В.К. Вилюнаса, эмоции особенно необходимы при отсутствии приобретённого опыта, то есть, чем ближе к рождению, тем больше. «В этом случае, – отмечает он, – поведение контролируется производными эмоциями значительно боле жёстко, вплоть до того, что реакция на ситуацию целиком имеет эмоциональный характер»
Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные, связанные с чувством удовольствия и неудовольствия. Также эмоции делятся и по степени возбуждения (волнения) или успокоения.
Иногда эмоции вызывают состояние напряжения, которое проявляется в скованности всего тела, расторможенности, а потом может наступить состояние облегчения и успокоения.
В жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для дошкольников эмоции являются показателем качества предметов и явлений жизни. Через призму эмоций ребенок воспринимает мир. С помощью эмоций он может показать окружающим, что он ощущает.
В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их развития. Особенно отчетливо это наблюдается при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства .
А.В. Запорожец и Я.З. Неверович показали, что при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту по мере возникновения простейших видов продуктивной деятельности (полезной не только для самого ребёнка, но и для окружающих детей и взрослых) происходят изменения эмоциональных процессов, осуществляющих регуляцию такой деятельности. «Во-первых, происходит изменение содержания аффектов (эмоций), выражающееся в первую очередь в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых производятся действия. Во–вторых, по мере усложнения деятельности меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи».
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность. Эмоции становятся глубже по смысловому содержанию.
Эмоции, которые связаны с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д., трудно контролируются в данном возрасте.
Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Раньше главным была оценка взрослого, позже ребенок испытывает эмоции, например, радость, предвидя результат своей деятельности.
С возрастом ребенок осваивает экспрессивные формы выражения эмоций. К ним относятся интонация, мимика, пантомимика. В то же время освоение этих выразительных средств помогает ему понимать эмоции и переживания других людей.
Эмоциональное развитие оказывает влияние на формирование познавательной сферы. Характер деятельности дошкольника меняется, усложняются его отношения с миром, и меняется проявление эмоций дошкольника. Так, развитие любознательности дошкольника способствует развитию таких эмоций, как радость и удивление.
В связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка развиваются эстетические чувства.
Важное значение в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста приобретают следующие явления:
– освоение социальных форм выражения эмоций;
– формирование чувства долга,
– получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
– эмоции становятся более осознанными благодаря речи;
– эмоции являются показателем общего состояния ребенка, они являются индикатором его психического и физического самочувствия.
Для того чтобы осознать различия в эмоциональном развитии на разных этапах развития ребенка, дадим их сравнительную характеристику.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль.
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, знакомят малыша со всем тем, что его окружает. В то же время они всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям. Они делают это с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.
В результате этого происходит уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые его окружают. Малыш начинает различать близких ему людей. Он ищет мать, плачет, если ее нет рядом. Постепенно меняется отношение ребенка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда.
Одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей маленький ребенок получает эталоны отношений и человеческих ценностей. Некоторые предметы, действия, поступки становятся желаемыми, приятными, другие, наоборот, отвергаются. Мотив деятельности, заданный взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом.
Взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов являются условием возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств.
Важнейшую роль в развитии чувств ребенка играет его практическая деятельность. В ходе этой деятельности дошкольник вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром. Он усваивает созданные обществом ценности, принимает и овладевает социальными нормами и правилами поведения.
В развитии детских чувств решающее значение имеет практическая деятельность ребенка. В первые годы жизни на основе практической деятельности складываются особые формы ориентировочно-исследовательских действий. Эти действия направлены на то, чтобы выяснить, какое (положительное или отрицательное) значение имеют те или иные объекты для самого ребенка, для удовлетворения его потребностей.
Простейшие виды такого рода мотивационно-смысловой ориентировки осуществляются при помощи системы пробующих действий. Ребенок как бы предварительно испытывает воспринимаемый объект с точки зрения своих потребностей и возможностей. Вследствие этого он вырабатывает положительное или отрицательное отношение к объекту. Это определяет в значительной мере характер и направленность детской деятельности.
Мотивы и эмоции тесно связаны между собой. Их проявления часто тяжело отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления. При одних и тех же потребностях могут возникать различные эмоции. И, наоборот, при разных потребностях подчас возникают похожие эмоциональные переживания. Все это говорит о том, что эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях.
Наиболее явно обнаруживается роль эмоций, когда реализуются уже имеющиеся у ребенка мотивы поведения. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.
Ребенок действует вначале под влиянием следующих побуждений. Это может быть стремление использовать деятельность как повод для общения со взрослым, желание заслужить его похвалу, избежать его порицания. Конечный социально значимый результат деятельности выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.
Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения.
Такие эмоциональные переживания, которые возникают в новых условиях деятельности, фиксируются на ее промежуточных целях и задачах. Именно они придают им побудительную силу, которая способствует их превращению в движущие мотивы поведения.
Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий и закономерностей этого процесса, который имеет важное значение в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, дает возможность более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.