Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Цель
Ознакомить с технологией смыслового чтения, показав, как она воплощается на
практике и какие УУД формирует
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский
интеллектуальный потенциал государства
Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций
Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека
ФГОС – это требования к
УСЛОВИЯМ реализации
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ освоения
основной образовательной программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Предметные
Метапредметные
универсальные учебные действия: познавательные ,
регулятивные и коммуникативные
Как организовать смысловое чтение текстов на уроках по разным предметам ?
Технология смыслового чтения
Цель технологии : Максимально
точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и
практически осмыслить извлеченную
информацию.
( учим самостоятельно понимать текст)
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Структура урока по технологии смыслового чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
До чтения текста : просмотровое чтение
Результат : предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).
Результат : интерпретация текста
Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Изучающее
Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
Просмотровое
- чтение по абзацам
- графические пометки
- выделение смысловых частей
- вычитывание подтекста
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
- анализ заголовка, подзаголовка
- просмотр схем, таблиц
III этап. Работа с текстом после чтения
После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат : понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Познавательные УУД
формируем умения:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться в тексте, учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрации…
Коммуникативные УУД
формируем умения:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- работать в паре и группе…
Регулятивные УУД
формируем умения:
- высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию…
Личностные УУД
формируем умения:
- высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
- мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Достоинства технологии:
Повышение качества
- применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания на уровне смысла
образования
УСЛОВИЯ для организации
эффективного обучения чтению
развитие
осмысление
понятийного
мышления
освоение
приемов
осмысления
текста
мотивация
выполнение
организация
проблемных
типовых
и поисковых
заданий
ситуаций
современные
образовательные
технологии
Практическая часть
Приемы работы с текстом
- Верные и неверные утверждения
определение
- Кластер
- Синквейн
- РАФТ
- Работа с новым словом (термином)
- Пирамидная история
- «Рыбья кость»
- Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума
«Инсерт»
Цель: сформировать умения читать вдумчиво,
самостоятельно работать с текстом, понимать
информацию, содержащую в тексте.
ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными
значками по мере его чтения.
+ Я это уже знал
- Я это не знал
? У меня возник вопрос
! Меня это удивило
«Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво,
связывать информацию, обнаруженную в тексте со
знаниями из других источников. На основе
имеющихся знаний подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, критически
оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации.
- заранее подготовить текст, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки;
Верные и неверные утверждения
Цель: понимать информацию, содержащую в тексте,
сравнивать и противопоставлять заключенную в
тексте информацию разного характера, критически
оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации.
- Пред началом урока по какой – либо теме могут быть предложены высказывания.
- После знакомства текста параграфа возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную информацию на уроке.
«Сконструируй определение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать,
преобразовывать текстовую информацию с учетом
цели дальнейшего использования .
- учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.
«Установление соответствия»
Цель: сформировать умение самостоятельно
работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте.
происхождение
питание
строение
особенности
«Инфо – карусель»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать
текст и структурировать прочитанный материал
В центре круга записывается изучаемая тема.
Секторы заполняются учащимися по ходу изучения
материала. Возможна как индивидуальная, так и
парная или групповая работа.
ллллппп
земноводные
«Интелект карта»
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде
Интеллект -карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Преимущество
интеллект
-карт
Построение интеллект - карты
Спички друзья чай
хлеб
палатка река горы костёр сгущенка лес котелок компас кеды гитара пещера крупа рюкзак
Интеллект –карты можно создавать и с помощью информации полученной в интернете.
Интеллект-карта
Алгоритм действий при построении интеллект-карты:
1. Центральный образ
2. Ассоциации
3. Группировка ассоциаций
4. Ключевые слова
5. Ключевые ветви
6. Цвет, символы, рисунки.
Шаг 1 .Определение объекта изучения (центрального образа, идеи интеллект-карты).
Шаг 2. Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты). Выбирают ключевые слова (идеи) ,относящиеся к данной теме. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Шаг 3. Ключевые слова (под-идеи) помещаются на ветвях(линии), расходящихся от центральной темы . Очень способствуют запоминанию, и могут подкрепляться символами, рисунками, фото, картинками.
Вялковой Ирины 7Б
Комплексное решение проблемы
Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех ступенях обучения
Спасибо за внимание