СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить участников с технологией смыслового чтения, показать как данная  технология воплощается на уроках, и какие УУД формирует.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе»

Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе

Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе

Цель  Ознакомить с технологией смыслового чтения, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует

Цель

Ознакомить с технологией смыслового чтения, показав, как она воплощается на

практике и какие УУД формирует

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.   К.Д.Ушинский

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский

интеллектуальный потенциал государства

интеллектуальный потенциал государства

 Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций    Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека

Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций

Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека

ФГОС – это требования к   УСЛОВИЯМ реализации СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Личностные  Предметные  Метапредметные универсальные учебные действия:  познавательные , регулятивные  и  коммуникативные

ФГОС – это требования к

УСЛОВИЯМ реализации

СТРУКТУРЕ

РЕЗУЛЬТАТАМ освоения

основной образовательной программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Предметные

Метапредметные

универсальные учебные действия: познавательные ,

регулятивные и коммуникативные

Как организовать смысловое чтение текстов на уроках по разным предметам ?

Как организовать смысловое чтение текстов на уроках по разным предметам ?

Технология смыслового чтения Цель технологии : Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. ( учим самостоятельно понимать текст)

Технология смыслового чтения

Цель технологии : Максимально

точно и полно понять содержание

текста, уловить все детали и

практически осмыслить извлеченную

информацию.

( учим самостоятельно понимать текст)

Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Что такое полное понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Структура урока по технологии  смыслового чтения I этап. Работа с текстом до чтения  II этап. Работа с текстом во время  чтения  III этап. Работа с текстом после чтения

Структура урока по технологии смыслового чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время

чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения  До чтения текста : просмотровое чтение  Результат : предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

До чтения текста : просмотровое чтение

Результат : предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).  Результат : интерпретация текста

II этап. Работа с текстом во время чтения

Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).

Результат : интерпретация текста

 Разные тексты читают по-разному!  ВИДЫ ЧТЕНИЯ Изучающее Ознакомительное Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации Просмотровое чтение по абзацам графические пометки выделение смысловых частей вычитывание подтекста Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Изучающее

Ознакомительное

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации

Просмотровое

  • чтение по абзацам
  • графические пометки
  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц

III этап. Работа с текстом после чтения После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.  Результат : понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

III этап. Работа с текстом после чтения

После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Результат : понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Познавательные УУД    формируем умения: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в тексте, учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрации…

Познавательные УУД

формируем умения:

  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться в тексте, учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрации…
Коммуникативные УУД формируем умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре и группе…

Коммуникативные УУД

формируем умения:

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • работать в паре и группе…
Регулятивные УУД формируем умения: высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию…

Регулятивные УУД

формируем умения:

  • высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу

(составлять план);

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию…
Личностные УУД формируем умения: высказывать своё отношение, выражать свои эмоции; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…

Личностные УУД

формируем умения:

  • высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Достоинства технологии: Повышение качества применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла образования

Достоинства технологии:

Повышение качества

  • применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла

образования

УСЛОВИЯ для организации  эффективного обучения чтению развитие осмысление понятийного  мышления освоение приемов осмысления текста мотивация выполнение организация проблемных типовых  и поисковых  заданий ситуаций современные образовательные технологии

УСЛОВИЯ для организации

эффективного обучения чтению

развитие

осмысление

понятийного

мышления

освоение

приемов

осмысления

текста

мотивация

выполнение

организация

проблемных

типовых

и поисковых

заданий

ситуаций

современные

образовательные

технологии

 Практическая часть

Практическая часть

Приемы работы с текстом Инсерт  Лови ошибку  Верные и неверные утверждения  Сконструируй  определение  Установи соответствие  «Инфо» - карусель  Интелект - карта      Кластер Синквейн РАФТ Работа с новым словом (термином) Пирамидная история «Рыбья кость» Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума

Приемы работы с текстом

  • Инсерт

  • Лови ошибку

  • Верные и неверные утверждения

  • Сконструируй

определение

  • Установи соответствие

  • «Инфо» - карусель

  • Интелект - карта

  • Кластер
  • Синквейн
  • РАФТ
  • Работа с новым словом (термином)
  • Пирамидная история
  • «Рыбья кость»
  • Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума

«Инсерт» Цель: сформировать умения читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащую в тексте. ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. + Я это уже знал  - Я это не знал ? У меня возник вопрос ! Меня это удивило

«Инсерт»

Цель: сформировать умения читать вдумчиво,

самостоятельно работать с текстом, понимать

информацию, содержащую в тексте.

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными

значками по мере его чтения.

+ Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило

«Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других источников. На основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.  заранее подготовить текст, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки;

«Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво,

связывать информацию, обнаруженную в тексте со

знаниями из других источников. На основе

имеющихся знаний подвергать сомнению

достоверность имеющейся информации, критически

оценивать степень достоверности содержащейся в

тексте информации.

  • заранее подготовить текст, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки;
Верные и неверные утверждения Цель: понимать информацию, содержащую в тексте, сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Пред началом урока по какой – либо теме могут быть предложены высказывания. После знакомства текста параграфа возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную информацию на уроке.

Верные и неверные утверждения

Цель: понимать информацию, содержащую в тексте,

сравнивать и противопоставлять заключенную в

тексте информацию разного характера, критически

оценивать степень достоверности содержащейся в

тексте информации.

  • Пред началом урока по какой – либо теме могут быть предложены высказывания.
  • После знакомства текста параграфа возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную информацию на уроке.
«Сконструируй определение» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования .  учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

«Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать,

преобразовывать текстовую информацию с учетом

цели дальнейшего использования .

  • учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.
«Установление соответствия» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

«Установление соответствия»

Цель: сформировать умение самостоятельно

работать с текстом, понимать информацию,

содержащуюся в тексте.

происхождение питание строение особенности «Инфо – карусель» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. ллллппп земноводные

происхождение

питание

строение

особенности

«Инфо – карусель»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать

текст и структурировать прочитанный материал

В центре круга записывается изучаемая тема.

Секторы заполняются учащимися по ходу изучения

материала. Возможна как индивидуальная, так и

парная или групповая работа.

ллллппп

земноводные

«Интелект карта»  Интеллект-карта  - это технология изображения информации в графическом виде    Интеллект -карта  отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

«Интелект карта»

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде

  Интеллект -карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Преимущество интеллект -карт

Преимущество

интеллект

-карт

Построение интеллект - карты Спички друзья чай хлеб палатка река горы костёр сгущенка лес котелок компас кеды гитара пещера крупа рюкзак

Построение интеллект - карты

Спички друзья чай

хлеб

палатка река горы костёр сгущенка лес котелок компас кеды гитара пещера крупа рюкзак

Интеллект –карты можно создавать и с помощью информации полученной в интернете.

Интеллект –карты можно создавать и с помощью информации полученной в интернете.

Интеллект-карта

Интеллект-карта

Алгоритм действий при построении интеллект-карты: 1. Центральный образ  2. Ассоциации  3. Группировка ассоциаций  4. Ключевые слова  5. Ключевые ветви  6. Цвет, символы, рисунки.  Шаг 1 .Определение объекта изучения (центрального образа, идеи интеллект-карты).  Шаг 2. Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты). Выбирают ключевые слова (идеи) ,относящиеся к данной теме. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.  Шаг 3.  Ключевые слова (под-идеи) помещаются  на ветвях(линии), расходящихся от центральной темы . Очень способствуют запоминанию, и могут подкрепляться символами, рисунками, фото, картинками.

Алгоритм действий при построении интеллект-карты:

1. Центральный образ

2. Ассоциации

3. Группировка ассоциаций

4. Ключевые слова

5. Ключевые ветви

6. Цвет, символы, рисунки.

Шаг 1 .Определение объекта изучения (центрального образа, идеи интеллект-карты).

Шаг 2. Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты). Выбирают ключевые слова (идеи) ,относящиеся к данной теме. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Шаг 3.  Ключевые слова (под-идеи) помещаются  на ветвях(линии), расходящихся от центральной темы . Очень способствуют запоминанию, и могут подкрепляться символами, рисунками, фото, картинками.

Вялковой Ирины 7Б

Вялковой Ирины 7Б

Комплексное решение проблемы Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех ступенях обучения

Комплексное решение проблемы

Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех ступенях обучения

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание