СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности музыкально-практической деятельности во внеурочной работе.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности музыкально-практических видов деятельности при ведении кружка"Музыкальный театр".

Просмотр содержимого документа
«Особенности музыкально-практической деятельности во внеурочной работе.»

Особенности музыкально-практической деятельности во внеурочной деятельности.

Музыкальное воспитание детей на уроке, находит непосредственное продолжение во внеурочной деятельности.

В нашей гимназии внеурочная музыкальная занятость детей протекает в двух направлениях: "Хоровое пение" и "Музыкальный театр". Обе эти формы нравятся детям, но музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей наибольшей популярностью.

Почему? Театр может перенести нас в далёкое прошлое, будущее, в сказку… А сказка - это волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло, на каждом шагу происходят чудеса, разговаривают не только люди, но и животные. А наши герои даже поют и танцуют. "Музыкальный театр" - это своеобразная музыкальная игра (один из видов музыкально-практической деятельности), в основе которой лежит музыка, которая подсказывает ход развития сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей.

Конечно, желающих поучаствовать в такой работе находится очень много. Ну а что привлекает нас, учителей в этой форме - театрализация позволяет ребенку не только «играть», но и обучаться одновременно, и в процессе постановки раскрыть личные качества, развить собственные возможности и способности. И главная роль при этом отводится музыкально-практической деятельности.

Внеурочная деятельность предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. В процессе театрализованных постановок происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются пению, пластике движения, игре на музыкальных инструментах, импровизации, осваивают музыкально-ритмические движения и т.д.

Как протекает процесс постановки спектакля? Какие виды музыкально-практической деятельности задействованы при подготовке спектаклей? На этом сегодня мы хотели бы остановиться более подробно.


1. Первый этап - восприятие ,знакомство с музыкальной сказкой.

Каждая музыкальная сказка несет в себе новые образы, интонации. В музыкальной сказке "Принцессе на горошине" принц в поисках невесты встречает разных девушек: Царевну-лягушку, Лесную разбойницу, Спящую принцессу, Дюймовочку, Бабу Ягу, Морскую красавицу.

Каждая песня - это своеобразный музыкальный портрет, из которого мы узнаём характер героини, где она живёт, что она любит, её отличительные качества. Чтобы раскрыть характер персонажа после прослушивания проводится анализ, сравнение музыкальных образов, подбор слов, характеризующих героя. Выявляются характерные интонационные особенности, жанровые признаки, приемы развития, форма, что способствует углублению знаний в области музыки, расширению «эмоционального словаря».

Впечатления можно выразить при рисовании понравившихся героев.


2. Второй этап.
Распределение ролей, разучивание партий.

Пение.

В музыкальных постановках встречаются разные виды исполнения – хоровое, ансамблевое, сольное. Конечно, для сольных партий мы учитываем желание детей сыграть ту или иную роль, но в первую очередь обращаем внимание на природные данные ученика, подходят ли его возможности для раскрытия образа героя (диапазон, интонационная сложность, чувство ритма, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки; музыкальная память, громкость звучания, эмоциональная выразительность, особенности звукообразования).

В процессе разучивания песен большое внимание уделяется чистому интонированию, правильному произношению слов, расстановке ударений, дыханию во фразах, манере исполнения, сочетанию пения и инструментального сопровождения.

В результате развиваются певческие навыки, эстетический вкус, интерес к музыке.

В разучивании общих номеров обращаем внимание детей на то, что личностное отношение к исполняемому произведению в ансамбле, хоре неизбежно влияет на общий характер и качество исполнения произведения всем хором.

Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование - это еще один способ возможности «проживания» музыкальных образов.

В музыкальном театре нужно не только исполнить песню героя, но на время перевоплотиться в того или иного персонажа, перенять его походку, манеры, передать его эмоциональное состояние через мимику, жесты.

Какими они должны быть? Об этом подсказывает звучание музыки - характер, темп, особенности ритмического рисунка, жанровая принадлежность(танец, марш).

Как правило, герой выходит на сцену под вступление. Задача - выйти в соответствии с "музыкальными шагами", в темпе, который задаёт музыка и при этом выполнять движения, характерные для того или иного героя (лошадка - поднимая ноги-копытца). Нужно вовремя остановиться и приготовиться к пению, сменить вид движения в зависимости от характера звучания музыки.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку, побудить его к творчеству.

Часто песни героев написаны в стиле какого-либо танца. Так, например, в сказке "Принцесса на горошине" песня Морской красавицы написана в стиле танго, Дюймовочки - в ритме вальса. Конечно же, при исполнении можно использовать простые танцевальные движения, характерные для этих танцев. Движения можно придумать самим, можно посмотреть в интернете и выбрать нужные.

В основном используются простые движения - повороты, приседания, кружение, покачивание корпусом; от легкого шага до хоровода. Но для многих детей повтор даже простейших движений вызывает затруднения, бывают проблемы с запоминанием последовательности движений, синхронностью.

Основным правилом при разучивании музыкально-ритмических движений является внимательное отношение к музыке, не допускается разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений.


Игра на детских музыкальных инструментах: В музыкальном спектакле "Репка" герои сказки зовут гостей праздник урожая. А какой же праздник без песни, пляски. Мы предлагаем учащимся выбрать музыкальные инструменты (бубны, ложки, дудочки) и придумать ритмический аккомпанемент к заключительной песне в народном стиле.

Возможно имитирование игры на народных инструментах, но с условием - «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки.

В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Полученные навыки игры на детских музыкальных инструментах позволяют импровизировать, находить собственные ритмы, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к другим песням.


Импровизации — вокальные, ритмические, художественные – рисование на темы музыкальных сочинений, двигательные, речевые (придумывают диалоги героев). Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности.

Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.


Не всегда импровизации бывают удачными, но необходимо всегда поощрять детей. Это побуждает ученика к творческому поиску. Но можно деликатно указать на те моменты, над которыми следует поработать более детально.


Умение вести поиск и сохранение необходимой информации о музыке и музыкантах, разных видах искусства, используя справочники, энциклопедии, словари, книги, Интернет. Мы предлагаем учащимся поискать, просмотреть, сравнить разные варианты музыкальных постановок одной и той же сказки, сравнить сценические образы - внешние данные, песни героев, костюмы.



3.Тртий этап. Показ спектакля для родителей, учащихся, воспитанников детских садов.

Особенность этого этапа в том, что при показе спектакля все музыкально-практические виды деятельности воплощаются в комплексе. Ребёнок и поёт, и танцует, и внимательно слушает музыку, и играет на музыкальных инструментах, и импровизирует. Конечно, это не простая задача всё делать одновременно, но ведь к показу спектакля готовились достаточно долгое время, репетировали.

Участвуя в музыкальных постановках ребёнок получает возможность реализовать себя также в качестве певца и художника, дизайнера, сценариста и ведущего, актера, кукловода. А ведь всему этому не учат на уроках.

Поэтому время подготовки театрализованные представления становится временем узнавания себя и своих возможностей, повышения собственной самооценки и уважения со стороны одноклассников.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чем больше различных видов музыкальной деятельности в жизни школьника будет использоваться, тем больше будут развиты его индивидуальные творческие и музыкальные способности.


 Список использованных источников:

1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2.Брызгалова, А. Н. Театрально-игровая деятельность младших школьников / А. Н. Брызгалова.   Минск, 2000.

3.ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991.

4.Горшкова Е. В. О музыкально – двигательном творчестве в танце/-М.,1991.

5.Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в начальной школе: Учеб. - метод. Пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2006.-126с. 

6.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание школьников / О. П. Радынова. – Москва, 1994;

7.Савицкая Л.В. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально – театрального искусства: Пособ. для педагогов учреждений образования и музыкальных руководителей / Авт.-сост. Л.В.Савицкая. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 113 [3] с. – (Серия «Из опыта работы дошкольных учреждений»);

8.Ходонович Л.С. Развитие музыкального творчества школьников: пособие для педагогов / Л.С.Ходонович.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 144с;
9.Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М. 2001г.