СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотелось бы обратить внимание  на данную тему.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста"»















Отчет по самообразованию на тему:





«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»











Выполнила:

учитель английского языка

Резина А.А.









2016-2017гг



СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение. ……………………………………………………………………………………..…………стр.

  2. Основная часть.

а) Особенности урока иностранного языка ……………………………………………………. ……стр.2

б) Основные виды речевой деятельности…………………………………………………………….стр.4

в) Особенности обучения иностранному языку в начальной школе. Создание мотивации в обучении……………………………………………………………………………………………….стр.

г)Игра как основной и успешный способ обучения иностранному языку мл. школьников ……стр.

  1. Список используемой литературы……………………………………………………………….стр.23




















































  1. Введение.

Цель – рассмотреть основные особенности обучения детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку.

Задачи: развитие видов речевой деятельности, нахождение и равитие оптимальных способов обучения английскому языку в начальной школе.

Актуальность.Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям и в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка как учебного предмета. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. В связи с этим иностранный язык в рамках общеобразовательной школы прочно занял место предмета обязательного изучения, преподавание которого начинается со второго класса для всех учащихся. Достаточно распространённым стало также изучение детьми иностранного языка уже в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время наблюдается огромный интерес к проблемам обучения иностранных языков детей младшего школьного возраста, усиление позиций раннего обучения иностранным языкам в связи с введением его в качестве обязательного учебного предмета со 2-го класса. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения.

Тот факт, что в 11-летней школе иностранный язык предполагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности. Таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Изучение иностранных языков имеет для страны огромный культурно-экономический смысл, Изучая иностранные языки, мы не только познаем культуру, обычаи и нравы страны изучаемого языка, мы учимся уважать и понимать внутренний мир людей, существующих в данной культуре. Но, ни в коем случае не нужно идентифицировать себя с этой культурой. У нас есть своя культура и своя самобытность, которую мы должны ценить. Мы учимся мирно сосуществовать, понимать и уважать друг друга. Это является главной целью изучения иностранного языка. Великий немецкий поэт Гёте сказал: «Кто не знает иностранного языка, не знает своего собственного».Изучение иностранных языков расширяет наш мир, наше мировоззрение, делает нас интеллектуально и морально богатыми










a)Особенности урока иностранного языка.

На современном этапе развития образования, в условиях перехода на новое содержание и технологии обучения и изучения иностранного языка, необходима такая организация учебно-воспитательного процесса, которая бы обеспечила повышение познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности.

Урок иностранного языка существенно отличается от уроков любого другого предмета. Урок иностранного языка должен быть развивающим, познавательным, личностно ориентированным и последовательным, интересным для учащихся.

Урок должен сочетать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия учащихся, мотивировать учащихся к выполнению предложенных учителем заданий.

Урок иностранного языка должен решать целый ряд целей одновременно: практическая (учебная) – формирование коммуникативной компетенции во всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной); развивающая – развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения и т.д.; образовательная – формирование целостного представления о мире, приобщение к другим культурам, традициям, реалиям, сопоставление своей и иных культур; воспитательная – воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей.







































б)Основные виды речевой деятельности.

Рассмотрим все виды речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, составная часть речевой деятельности, с чего начинается создание устной коммуникации. Аудирование тесно связано с говорением. Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить. Аудирование связано и с чтением, и с письмом. Действительно, для того, чтобы проверить аудирование, используется говорение и письмо. Аудирование начинается с первых минут изучения иностранного языка и даёт возможность реализовать образовательные и воспитательные цели. Известно, что монологические тексты воспринимаются на слух легче, чем диалогические, и, следовательно, монологическим текстам также отдавать предпочтение. Важно научить слушать текст в звукозаписи. Что значительно сложнее, чем когда учащиеся видят артикуляцию, мимику, выражение лица и глаза говорящего.

Говорение – сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять общение. Предметом говорения выступает мысль. Владеть иностранным языком значит владеть иными способами и средствами выражения мысли. Говорение, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать. Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор: печатных текстов, аудитивных текстов, речевых опор, плана высказывания, наглядности.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овладению техникой чтения. Некоторые слова уже известны детям, т.к. они были им предложены для списывания в процессе знакомства с буквами. Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём вводятся звуки международной транскрипции.

Далее дети учатся читать и извлекать информацию из прочитанного. Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно.

Обучение письму начинается с первого урока, с первой буквы английского алфавита и в течение 1-го года обучения ведётся активная работа по овладению каллиграфией иностранного языка, а также орфографией в пределах изучения лексики. Большую помощь в этом окажут словарные диктанты. Сложность и объём письменных заданий постоянно возрастают. В начале обучения ученики учатся писать отдельные слова, которые встречаются при чтении, записывают предложения с помощью моделей. А со временем обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: выписать из текста предложения, подтверждающие какое-либо утверждение, придумать и записать собственные загадки, охарактеризовать героя сказки в письменном виде и другие задания.






в)Особенности обучения иностранному языку в начальной школе. Создание мотивации в обучении иностранному языку.

У маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребёнок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти. Поэтому следует использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания. Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками. Но это происходит в том случае, если для него создана соответствующая установка и если ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на развитие ребёнка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Преподавание иностранного языка на начальном этапе встречает на своём пути многотрудностей, так как в большинстве случаев дети ещё не знакомы с изучаемыми реалиями в родном языке. Поэтому задачей педагога в подобной ситуации является заинтересовать детей в изучении иностранного языка и сделать учебное занятие наиболее «легко усваиваемым» для ребёнка.

Важным условием успешного обучения иностранному языку является создание благоприятного психологического климата на уроке. Главное – создать на уроке ситуацию успеха. Доброжелательная атмосфера на уроках – обязательное условие для творчества.

Исследователи отмечают следующие трудности, с которыми сталкивается младший школьник. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем и со сверстниками. В это время часто бывает смена начальной радости знакомства со школой на безразличие, апатию, вызываемые трудностями.

Как свидетельствуют сами учителя, на этом этапе обучения у школьников ярко проявляется интерес к иностранному языку. Совершенно понятно, что наиболее интенсивно учить иностранному языку надо тогда, когда ребёнок испытывает потребность выражать мысли по-другому, пока у них ещё есть время и желание играть в “иностранцев”.

Можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:

  • потребность в движении;

  • потребность в общении;

  • потребность ощущать безопасность;

  • потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

  • потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

  • потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.

Из этого следует, что основой отношений учитель - ученик, родитель – учитель должно стать доверие.





г)Игра как основной и успешный способ обучения иностранному языку младших школьников.

Наиболее оптимальной формой организации учебного занятия у детей младшего школьного возраста является игра, так как на данном этапе развития игра –основной вид деятельности ребёнка.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогике игра рассматривается как один из ведущих видов деятельности ребёнка младшего и среднего школьного возраста. Она удовлетворяет все основные потребности ребёнка; в её недрах зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). Правильно организованная игра может являться не только формой организации жизни и деятельности детей, но и средством воспитания и обучения.

Многие педагоги считают, что на раннем этапе овладения иностранным языком именно игра является наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у школьников развивается интерес к иноязычному общению, осуществляется интернациональное, эстетическое воспитание, создается иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы.

Игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей.

Педагогическая ценность игр.

Можно использовать игры, чтобы закрепить только что пройденный материал.

Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден некий материал, игра – это приятный способ повторить пройденное.

Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество), когда приходиться заниматься менее приятными вещами.

После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих. Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запомнить глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Правила использования игрового метода и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям, как:

- дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках в начальной школе, особенно во вторых классах можно использовать игры:

1.Предметные (дидактические)

Составление разнообразных игр по изучению алфавита способствует качественному усвоению материала.. Приведу несколько примеров:

Игры с алфавитом.

  1. На доске в разброс прикреплены эти буквы, желающие выходят к доске, и составляют их в алфавитном порядке, можно эту игру провести как в командах, так и между двумя участниками.

  2. Эти же буквы, но задание другое. Нужно распределить на 2 группы согласные и гласные. Проверяем всем классом (закрепление). Делаем вывод, что буквы, которые мы можем петь, являются гласными, а те буквы, при произнесении которых мы встречаем во рту преграду в виде зубов или языка, являются согласными. После этой игры многие дети с легкостью различают гласные буквы, от согласных.

Каждому ученику раздаются по 3 буквы (в зависимости от количества букв и учащихся). Дети должны показать какие все дружные, то есть выложить все буквы на одной парте в один ряд в алфавитном порядке.

2.Имитационные. 

Приведу пример имитационной игры «Купила бабушка». Сначала распределяю роли.

  1. Ученик в роли мячика, говорит “A ball-прыг-скок”

  2. Ученик в роли кошки, говорит “A cat – мяу-мяу”

  3. Ученик в роли утки, говорит “A duck- кря-кря”

  4. Ученик в роли собаки, говорит “A dog- гав-гав”

  5. Ученик в роли гуся, говорит “A goose- га-га-га”

Эту же игру можно провести как фонетическую зарядку.

Затем меняются ролями.

3.Подвижные.

Такие игры проводятся вместо физ. минутки.

  1. Разучиваем задания.

  2. Дети сначала повторяют за учителем задания, а затем и упражнения.

  3. Делают быстрее.

Приведу пример игры, она называется “Please”.

Суть заключается в том, что я говорю физическое задание, а после говорю волшебное слово “Please”, тогда дети должны выполнить это упражнение, но если я не говорю его, то дети «замирают».

4.Орфографические игры:

Собери слово.

        Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

5.Лескические игры.

Учитель и ученики.

        Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный ученик с хорошо подготовленным.

Вывод:

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Игра формирует у младших школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор, поддерживать его, и т.д.

Игра приносит огромную пользу в изучение английского языка в начальных классах средней школы. Ученик в этом возрасте способен проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Тем самым лучше усваивать лексико-грамматический материал, а правильно спланированная игровая деятельность и реализация игровых приемов на уроке ведет к повышению результатов и интереса к предмету.







Приложение №1.

Игра «Тайное послание».

Суть заключается в том, что учитель произносит определенный набор слов (в основном существительные), а дети тем временем записывают только первые буквы каждого слова, которое они слышат. Например:Car, apple, ten- в итоге получается cat.

Так же учащимся нравиться играть в игру «Охота за буквами». Класс делится на команды, они получают несколько букв. Задача заключается в том, чтобы найти в классе слова , которые начинаются с этих букв. Другой вариант: предложить детям виртуально переместиться в супермаркет, в спортивный зал и т.д.

Так же можно использовать как материал для контроля и диагностики знаний. Дети хорошо воспринимают игру «Волшебная ваза». В вазе находятся буквы, ученики берут столько букв, сколько они хотят. На имеющиеся у них буквы дети должны составить слова. Для сильных учеников предлагаю дополнительное задание, из составленных слов приготовить рассказ. Это задание проходит интересно, так как не всегда составленные слова можно поместить в один рассказ и поэтому они получаются достаточно смешными.

Ассоциативные классики можно применять как в начальной школе так и в 5, 6 классах. На ватмане рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать на полу мелом), каждая клеточка помечена своей категорией, например: Fruits, animals, food и т. д.. Учащиеся бросают монетку, и должны назвать как можно больше слов из этой категории за 1 минуту. Эта игра хорошо подходит при закреплении изученного материала.

Дежурная буква.  Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»

 Делаем покупки На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

Игра “Выучи слова, используя рифмовку”.

1)   Очень любит манку обезьянка — monkey.

2)   В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет — pig.

3)   Каждый из ребят поймет: птица — по-английски bird.

4)   Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица — fox.

Игра «Чье солнышко ярче» Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

 Игра « Загадки о животных»

      Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1.    It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2.    It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3.    It is very big and grey. (an elephant)

4.    This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Игра «Составь фоторобот».

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие  рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

  Ведущий: I can`t find my brother. He is eight. He is a schoolboy. He is not tall. His hair is dark. Нis  eyes are blue. He has а green coat and a yellow cap.