СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности учебного процесса в инклюзивном классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-воспитательный процесс в инклюзивном классе.»

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов Рубис Е.Н.


Особенности учебного процесса в инклюзивном классе.


(Слайд 2)

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе

  • Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.

  • Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, следует предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.

(Слайд 3)

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:

Урок должен иметь четкий алгоритм.

Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям)

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока

(Слайд 4)

На данном этапе урока можно предложить детям с ОВЗ:

  • карточки с понятиями предыдущего урока, дети дают этим понятиям письменную характеристику.

  • карточки, содержащие слова-подсказки или предложения с пропущенными словами (чтобы детям было проще дать определение понятию).

  • карточка с заданием такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение).

  • карточки с практическими примерами.

  • словарная работа (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы, пазлы со словами из словаря).

  • Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

(Слайд 5)

Основной ход урока:

Первый вариант работы«обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья.

При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); должен быть постепенный переход от одного действия или понятия к другому;

  • Постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.к. речевая информация усваивается в малом объем;

  • Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает.

  • Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности.

Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

(Слайд 6)

Все задания для детей с ОВЗ должны отвечать определенному алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

  • Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя;

  • можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц.

  • Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем.

Письменные задания:

  • Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя.

  • Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке).

Проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку.

(Слайд 7)

Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

(Слайд 8)

Учителю на заметку

Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью.

Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам.

В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер.

(Слайд 9)

Схема урока выглядит ориентировочно следующим образом:

  • поэтапное объяснение нового материала;

  • дозированное выполнение заданий;

  • повторение учеником инструкции к выполнению задания;

  • обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

  • система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Просмотр содержимого презентации
«Учебно-воспитательный процесс в инклюзивном классе.»

Учебно-воспитательный процесс  в инклюзивном классе. Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ

Учебно-воспитательный процесс в инклюзивном классе.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе

  • Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.
  • Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями :   Урок должен иметь четкий алгоритм . Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными . Начало урока: Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям) Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ

При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями :

Урок должен иметь четкий алгоритм . Привыкая к определенному алгоритму,

дети становятся более организованными .

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям)

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

На данном этапе урока можно предложить детям с ОВЗ:

  • карточки с понятиями предыдущего урока , и дети дают этим понятиям письменную характеристику.
  • карточки, содержащие слова-подсказки или предложения с пропущенными словами (чтобы детям было проще дать определение понятию).
  • карточка с заданием такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение).
  • карточки с практическими примерами .
  • словарная работа (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы, пазлы со словами из словаря).
  • Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями .

Начало урока с детьми, имеющими нарушение

интеллекта, всегда должно быть построено

на повторении предыдущего материала.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

Основной ход урока:

Первый вариант работы« обычные » дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья.

При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому.

Постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объем;

Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает.

Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся . При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности .

Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

Все задания для детей с ОВЗ должны отвечать определенному алгоритму действий   Устные задания выполняются по следующему алгоритму : Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц. Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем. Письменные задания: Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя. Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке). Проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку. Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ

Все задания для детей с ОВЗ должны отвечать определенному алгоритму действий

Устные задания выполняются по следующему алгоритму :

  • Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц.
  • Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем.

Письменные задания:

  • Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя.
  • Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке).
  • Проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

Урок в инклюзивном классе , где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности  для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер. Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ

Урок в инклюзивном классе , где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

Учителю на заметку

Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью .

Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам.

В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"

Схема урока выглядит ориентировочно следующим образом:     поэтапное объяснение нового материала;  дозированное выполнение заданий;  повторение учеником инструкции к выполнению задания;  обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;  система специального оценивания уровня учебных достижений.  Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями. Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ

Схема урока выглядит ориентировочно следующим образом:

  • поэтапное объяснение нового материала;
  • дозированное выполнение заданий;
  • повторение учеником инструкции к выполнению задания;
  • обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и

затраченными им

усилиями.

Рубис Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ имени Д.И. Коротчаева"