СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Осуществление дифференциального и индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ в процессе обучения на основе изучения особенностей учащихся»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале описаны методы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ в процессе обучения на основе изучения особенности учащихся.

Эта работа была написана мной на курсовой переподготовке учителей физкультуры.

Просмотр содержимого документа
««Осуществление дифференциального и индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ в процессе обучения на основе изучения особенностей учащихся»»


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа «Корн» города Донецка»








«Осуществление дифференциального и индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ в процессе обучения на основе изучения особенностей учащихся»


 



Учитель физической культуры

МОУ « Шкала « Корн» г Донецка»

Штефан Н.Е



г. Донецк

Содержание:

Введение ............................................................................……………….


І. Понятие индивидуального и дифференцированного обучения ........


1.1.    Индивидуализация и принципы индивидуального подхода ... ..


1.2.   Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных особенностей, учащихся с ОВЗ ..........................


II. Дифференцированное и индивидуальное обучение школьников ...


2.1. Особенности дифференцированного подхода к обучению ...... ... ......


2.2. Индивидуальный подход и самостоятельная работа - одна из форм активизации школьников .....................................................


III. Использование дифференцированного, индивидуального подхода в обучении ..................................................................................................


3.1. Дифференцированный подход в процессе обучения двигательным действиям школьников ........................... ……………….


3.2. Индивидуальный подход на уроках физической культуры ....... ....


Вывод ..............................................................................


Список литературы


 

             



Введение

 

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью наиболее адекватной коррекции многокомпонентной структуры для развития школьника. Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм и методов, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, способствует воспитанию организационных навыков, активности, изобретательности. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание способствует всестороннему развитию школьников.

В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований.

Совершенствование урока физической культуры и повышения его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к тем, кто учится с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств . Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом учащихся, предстоит работать во время нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья учащихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности школьников в овладении определенными двигательными действиями можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизводить задания или упражнения в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учеников, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главный причин неуспеваемости учеников по физической культуре. А ученикам с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Кроме разделения школьников на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп (категорий):

• абсолютно здоровы, но "полные" дети, которые не желают трудиться;

• дети, временно перешли в подготовительную группу по болезни;

• плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

• хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и интересно.

Именно поэтому необходимо дифференцирование задач, содержания, темпа освоения программного материала и оценки достижений.



I. Понятие индивидуализация и дифференциация обучения

 

1.1. Индивидуализация и принципы индивидуального похода.

 

Принцип индивидуализации называют также принципом учета особенностей учащихся и предлагаемых разнообразных задач. Обе эти формулировки выражают, по сути, одно и то же - необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями учеников, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а так же индивидуальные различия физических, функциональных и духовных особенностей.

Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем, это и одна из необходимых предпосылок активности учащихся и ускоренного достижения ими поставленных целей и задач.

Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывает следующие основные положения.

Определение степени доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей школьников, а с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении той или иной задачи в силу характерных для него особенностей. Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры - одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно представлять себе функциональные возможности организма на разных этапах возрастного развития ,а также пределы колебаний этих возможностей, обусловленные половыми, физическими, индивидуальными особенностями и различными внешними обстоятельствами; владеть точными данными о характере требований, которые предоставляются организму различными средствами и методами физического воспитания, и уметь практически верно соотнести их с возможностями данного ученика заниматься.

Сведения о возможности детей получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности, а также с помощью врачебных обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходящие данные преподаватель конкретизирует программный материал, определяет границы доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути их достижения.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, то есть такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил школьников. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно только с учетом их оздоровительного и восстановительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.

Границы доступного в процессе физического воспитания меняются. Они расходятся по мере развития физических и духовных сил учеников: то, что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко осуществимым. В соответствии с этим должны меняться и требования, предъявляемые к возможностям учеников, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, кроме указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одна из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается использованием природных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять исследуемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служили ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия.

Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних задач, более легких, к другим, более тяжелых. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны расти чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным осложнением исследуемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатыми волнообразным изменением нагрузок в течение недельных, месячных и годовых периодов времени и другими путями.

При оценке трудности физических упражнений следует различать их координационную сложность и размер физических усилий. То и другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно - тяжелых гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило «от легкого - к трудному» предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее тяжелые и в координационном отношении, и по степени физических усилий, предшествующих более тяжелым.

Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использования специальных средств и методов, направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению задач. Подведение к освоению очередных умений, навыков и нагрузок, предназначенных для дальнейшего развития физических качеств, необходимо даже в случае тесной преемственности между разделами программного материала. Особое значение при этом имеют подготовительные упражнения.

Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания.  Под индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям и создаются условия для наибольшего развития их способностей.

Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально отличные. Индивидуальные различия есть и в том, как протекает освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку, в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений – общ, подготовительного и специализированного. Обще подготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного уровня разностороннего развития физических качеств.

Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности или к выборочному восстановлению функций. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и, в то же время, глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных задач и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Учитывать индивидуальные особенности - это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, в определенной степени подвергаются направленным изменениям.



1.2. Дифференцированный подход в обучении

с учетом индивидуальных особенностей учащихся c ОВЗ

 

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания - учет индивидуальных особенностей школьников.

  Важность этой работы обуславливается тем, что ученики даже одного возраста имеют разный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия анатомо-физиологические особенности школьников. Разнообразие отличительных особенностей, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективно только индивидуальная работа. Основываясь на типичных характеристиках школьников выделяются признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - с физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требуют к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми, но также следует учитывать особенности учащихся отнесенных к основной группе.

По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и ученику объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцировки на сильных, средних и слабых учащихся и учеников с ОВЗ. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, подбираются соответствующие упражнения, разрабатываются индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвующих в судействе и т.д.

Задача учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Главное, чтобы на уроке ученик находился в ситуации успеха.

Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивания с весу. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, опираясь на с оную ближайшего развития ребенка, следует дифференцированно использовать упражнения, которые помогут в дальнейшем выполнить поставленную задачу: отжимания от пола, ходьба на руках (тачка), подтягивания, с весу лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при систематических занятий дает основание для выставления ученику высокой оценки.

Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, следует принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно тщательно ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, нужно привлекать их к общественной деятельности, давать им поручения, с которыми они могут справиться, доверять им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общих развивающих упражнений. Кроме того, для слабых учеников и учеников подготовительной мед группы следует иметь в наличии раздаточный материал, который поможет им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно - оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц» и т.д.)

При оценке успешности в первую очередь следует учитывать особенности физического развития и типы телосложения. Ученикам с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность. Поэтому нужно активно привлекать их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость.

В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешно справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в задачах циклического характера, требующих проявления выносливости. Наиболее внимательного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели в этих учеников не является основанием для снижения оценки на уроках, которая выставляется за достижения за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, длительный бег средней интенсивности.

Что касается школьников подготовительной группы, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются.

Так, для учащихся с заболеваниями сердца больше внимания уделяется играм средней интенсивности: различные эстафеты с мячом, разные перебрасывания мяча через сетку и т.п. Для учащихся с заболеваниями бронхов и легких в заключительной части урока нужно больше игр внимания и наблюдательность; при миопии полезно заниматься различными подвижными играми. Переключение глаз с одной расстояния на другое способствует уменьшению близорукости. Для этой цели больше подходят: волейбол, баскетбол, футбол. Среди учеников подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня ученики сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. В результате возникает дефицит мышечной деятельности, растут зрительные нагрузки. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, следует подобрать новые виды упражнений и рекомендовано включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и других составленных в физическом плане упражнениях .

Поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д. На уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный мной курс лечебной гимнастики, который предлагается вашему вниманию.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузки, ими выполняются в-развиваю чи упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняет свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по скошенном лугу.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы воплотить этот принцип в жизнь, учителю нужно иметь сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных задач. Но более перспективный путь решения этой проблемы - вооружение учащихся   знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь ученику.

Знание анатомо - физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Период среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

Учителя физической культуры должны заботиться о состоянии здоровья учащихся школы. Поэтому следует пытаться кроме уроков привлекать учеников школы к посещению секций, участвовать в школьных спортивных мероприятиях между классами, в днях здоровья. Учителям школы нужно рекомендовать комплексы физкультурных минуток; упражнения и примерные спортивные часы (по временам года) для группы продленного дня.

Урок физической культуры в школе - это главный урок здоровья. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Применение современных педагогических технологий на уроках физической культуры и создание психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья жизненно необходимо.

II в. Дифференцированное и индивидуальное обучение школьников

 

2.1. Особенности дифференцированного подхода к обучению

 

С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все ученики школы по уровню здоровья и физической подготовленности делятся на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную медицинскую.

Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

При разработке практических задач необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.

В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами.

К 6-7м классам, пропадает интерес к урокам физкультурой. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые ученики испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с задачей, а отсюда - не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учеников, наоборот, учебная задача слишком легкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Ученики среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под влиянием общего настроения. Исходя из этого, стало необходимым:

1. создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причем с возможностью перехода учеников из одной группы в другую;

2. найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развития устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Большая роль отводится планированию подготовительной и заключительной части урока, так как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.

Ю.Г. Коджаспиров сказал: «Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не заставлять себя и детей работать вопреки желанию, через не хочу! Стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли». Мать счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению".

Поэтому работа должна основываться на дифференцированном подходе к ученикам с ОВЗ. В начале прохождения программного материала по разделам, учащихся необходимо разделить по отделениям, в каждом из которых были бы дети разного уровня подготовленности и организовать работу таким образом:

а) комплектования отделений(групп) осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребенка;

б) выбирался командир отделения(группы), причем в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

в) задачей командира отделения(группы) была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

г) уровень задач (комбинаций) подбирался с учетом индивидуальных способностей детей;

д) если у детей слабой группы комбинации на снарядах выходили, то ему предлагалось выполнить упражнения средней группы, и т.п. относительно других групп.

Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приемом, стимулирующим учащихся, есть игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях.

В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведения организма в относительно спокойное состояние, способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но и думать.

Также при проведении уроков физической культурой, необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимаются невольно начинают чувствовать выражаются в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятнее, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, с помощью подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышает работоспособность и в тоже время прививает устойчивый интерес к занятиям велика.

В программу прохождения учебного материала конкретно взятого раздела включено четыре вида гимнастических упражнений: у девочек - на разновысоких брусьях, акробатики, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок; у мальчиков - на перекладине, акробатики, параллельных брусьях, опорный прыжок. Состоят комбинации не только для девочек и мальчиков, но и для слабых, средних и сильных учеников.

На основе теории учебной деятельности, разработанной в 1974 Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдовым, главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности было то, что положения этой теории предполагают строить обучение "от общего к частному». В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Сначала были выделены главные для данного вида двигательных действий (локомоций) двигательные способности; для создания предпосылок обучения эти двигательные способности (скоростно-силовые, скоростные, выносливость) определенное время развивались, что подготавливало общую базу для освоения данного класса движений. Затем ученики учились общим для всех локомоций закономерностям. Для развития интереса к изучаемым движениям ученики с помощью учителя исследовали генезис определенных видов локомоций (ходьбы, бега, ходьбы на лыжах). Происходило обращение к истокам двигательного действия, и, чтобы вызвать интерес к рассматриваемым движениям, полнее понять их основы, дети в игре повторяли путь становления этих движений. Далее ученики с помощью учителя выделяли общие биомеханические основы техники движений (при этом применялось моделирование и использовались схемы), после чего овладевали этими узловыми моментами.

Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и испытана в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми.

1. Формирование учебно - познавательных мотивов:

а) беседа с учащимися с целью дать им необходимые теоретические знания;

б) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно -силовых, силовых качеств и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений с учетом особенностей учащихся;

в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;

г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к рассматриваемым двигательных действий).

2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями средствами учебных действий и операций с учетом дифференциации:

а) в самом начале решения учебного задания учащиеся выявляют для себя принцип решения целого класса конкретно - практических двигательных задач (этот принцип заключается во взаимосвязи усилий и движения);

б) формирование знаний об общих биомеханические основы движений;

в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков - схем движений рук и ног);

г) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (ученики контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их);

Дифференциация обучения может осуществляться в форме:

  • Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей, ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом

  • Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

  • Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:

  1. вариативности темпа изучения материала;

  2. дифференциации учебных заданий;

  3. выбора различных видов деятельности (урок, круговая тренировка, беседы, тренинги и т.д.);

  4. определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

Основными задачами для внедрение дифференцированного обучения в школе являются:

1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;

2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;

3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала учащихся в целях рационального использования возможностей каждого из них и его взаимоотношения с окружающими;

4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Для решения поставленнях задач используются следующие методы дифференцированного обучения:

  1. разделение на группы по:

  • половым признакам,

  • физической подготовленности,

  • физическому развитию школьников,

  • группам здоровья;

  1. метод доступности, наглядности ,систематичности;

  2. рассказ, показ , использования интерактивных компьюторных технологий и т.д.

В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.



2.2. Индивидуальный подход и самостоятельная работа -

одна из форм активизации школьников

 

В дидактике существуют различные подходы при подготовке учащихся к самостоятельным занятиям, например, постепенное обрабатывание отдельных действий самостоятельных занятий и затем объединение их в целое. Но это часто не приносит результата. В противном случае, осуществляется целостный подход, но отдельные компоненты выбираются легкими, простыми, а один из них, наиболее тяжелый, тщательно прорабатывается, то есть последовательно вводится затрудненный компонент, в конечном итоге приводит к желаемому результату.

Важность индивидуального подхода объясняется тем, что ученики даже одного возраста имеют разный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Конечно же, следует принимать во внимание половые и возрастные отличий и школьников.

Особенно внимательным учитель должен быть к девушкам 10-11 классов, так как после 13 лет у них наблюдается резкое снижение биологической потребности в движениях, поэтому нужно хотя бы добиться того, чтобы в них не снизился интерес к занятиям физическими упражнениями. Основным в индивидуальном подходе является учет индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника. Для этого учителю нужно иметь сведения о состоянии здоровья ученика, об усвоении им учебных задач.

Наряду с этим путем есть и другой - это вооружение школьников знаниями, необходимыми им для осуществления самоконтроля своих действий, а также анализа данных самоконтроля, формирование у них на базе этих знаний - умение самостоятельно вносить изменения в свою работу.

Такой путь является высшей формой индивидуального подхода к ученикам. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль способствовать более глубокому усвоению школьниками учебного материала, так как в этом случае материал нужно не просто усвоить, но и уметь выделять в нем главное, основное.

Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь ученику. Одним из видов помощи является предупреждение возникновения ошибок. Она заключается в том, что учитель указывает на возможные ошибки, направляет поведение учеников с таким расчетом, чтобы устранить причины, которые могут привести к ошибкам. Избежать появления ошибок помогают вовремя данные ученикам советы, разъяснения, повторения своевременного отдыха, упрощение задач, облегчение условий их выполнения и т.д.

Большое значение для повышения эффективности деятельности учителя по обучению учащихся навыкам и умениям самостоятельных занятий имеет осмысление школьниками стоящих перед ними задач. Для этого учитель большое внимание должен уделять разбора действий и поведения учащихся. Причем предметом анализа должны быть не столько техника двигательных действий, которые школьники могут включать в самостоятельные занятия, столько все то, что связано с внедрением физических упражнений в распорядок дня школьника, с умением создать условия для занятий, знать правила выполнения двигательных действий.

Успех педагогической деятельности учителя зависит и от методики разбора ошибок, поиска причин и т.п. причем сам учитель преподносит ученикам уже готовые выводы, а привлекает к анализу какой - либо деятельности самих учащихся.

   Необходимо также принимать во внимание отношение каждого ученика к физкультуре и в зависимости от этого давать домашние задания. Причем здесь главным образом будет даже не сами трудности задачи, а форма, в которой учитель их по дает, то есть заинтересовать учеников, убедить в необходимости и и важности выполнения дан их упражнений.

Особенно кропотливая работа должна вестись с учениками, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Поэтому учителям необходимо обращать работу с этими учениками на дифференциальной основе с использованием самостоятельных и домашних заданий.

Однако настоящей активности школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время, их стремление к самостоятельным занятиям учитель добьется лишь тогда, когда сможет убедить учеников в реальной возможности увеличения в них силы, ловкости, выносливости и других качеств в результате занятий физическими упражнениями. Также сумеет показать ученикам на их собственном примере, чему они научились и какими новыми упражнениями овладели с помощью дополнительных самостоятельных занятий дома.



III. Использование дифференциации и индивидуального

подхода в обучении

 

3.1. Дифференциальный подход в процессе обучения двигательным действиям школьников ..

 

Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей различными способами в зависимости от уровня технической подготовленности учащихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных заданий. В этом случае каждый ученик может освоить двигательное действие в подавляющем для него составе операций, которая станет основой для формирования индивидуального, эффективного, стиля деятельности. Ученики, сильных групп класса, осваивают учебный материал на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать разный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждой двигательной действия заканчивается для сильных групп выполнением упражнений, которые исследуют в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств, а для учеников слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократного выполнения в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответствующих координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специально - подготовительные упражнения, целенаправленно и часто менять отдельные параметры движения, их сочетание, условия выполнения этих упражнений.

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учащихся в основной части может быть разной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап - ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап - усвоение и закрепление учебного материала.

Рационально давать различные учебные задачи каждой группе: одной - подготовительные упражнения, выполняемые в облегченных условиях; другой - осложненные подводящие упражнения; третий - действие в целом, но в облегченном варианте и т.д. . Например, перевод вперед: слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегченных условиях, а хорошо подготовленные - на гимнастических матах в обычных условиях. Подъем переворотом в упор: наиболее сильная группа справляется самостоятельно на перекладине; менее подготовленные с помощью учителя - на высоком шесте разновысоких брусьев (перед шестом поставлен лошадь), переворот выполняется с отталкиванием ногами от лошади в облегченных условиях; наиболее слабые ученики выполняют в это время задание на гимнастической стенке на силу рук и брюшного пресса. Прыжки в высоту: оборудуется четырехугольная прыжковая яма, вдоль каждой стороны которой на стойках устанавливаются планки различной высоты, поэтому работать могут одновременно 4 группы различной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованы врачами специалистами задачи и упражнения.

Третий этап - совершенствование двигательного действия.

Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет - они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложненную. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяются осложненных условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные учатся работают в стандартных условиях.

На занятиях по гимнастике можно позволить детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда и расстояние до мостика. Каждый вид может содержать как базовый компонент, так и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических и других упражнений.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с учащимися, у которых не получается выполнения той или иной двигательной действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее за задания по данной двигательной действия. Индивидуальная работа с учащимися на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья учащихся.



3.2. Индивидуальный подход на уроках физической культуры

 

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к ученикам, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию учеников не только на него, но и на предмет, который он преподает.

Хорошее отношение к учителю физкультуры способствует появлению у многих школьников интереса к занятиям физическими упражнениями. Это особенно касается девушек - старшеклассниц, если учитель - молодой человек.

Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:

1) стимулировать любознательность учащихся;

2) повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному труду, а не превращать учебный процесс в забаву;

3) организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, закончив школу, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы.

Существуют некоторые особенности методики индивидуального подхода:

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявление их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к ученикам должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

 

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

- Создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;

- Методические последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.  



Вывод.

 

Одной из наиболее важных проблем школы является реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с целью дальнейшего совершенствования учебной работы.

Забота о здоровье - это важнейший труд учителя и воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Современная система образования - это развитие гармоничной, многосторонне - развитой свободной личности, с сложившейся потребностью к здоровому образу жизни.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью наиболее адекватной коррекции многокомпонентной структуры для развития школьника. К настоящему времени имеется довольно обширная литература по данному вопросу. Так одним из направлений реализации принципа индивидуализации обучения в школе является дифференцированный подход к ученикам, суть которого заключается в выделении типологических групп для проведения в них соответствующей работы.

Физические упражнения являются эффективным средством управления состоянием двигательной сферы школьников, поэтому особое внимание уделяется подбору соответствующих средств и их дозировки, поскольку именно регламентация нагрузки является важнейшим звеном в работе по коррекции и компенсации нарушений физического развития и воспитанию двигательных способностей. Учитывая различные нарушения у учащихся, представляется необходимым разработать и использовать в процессе физического воспитания методические рекомендации и дидактический материал с целью реализации принципа индивидуального подхода у учащихся на уроках физической культуры.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы воплотить этот принцип в жизнь, учителю нужно иметь сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных задач.

Дифференциация обучения может осуществляться в форме:

• Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом

• Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

• Внутреняяя дифференциация осуществляется посредством:

a) вариативности темпа изучения материала;

b) дифференциации учебных заданий;

c) выбора различных видов деятельности (урок, кроговая тренировка, беседы, тренинги и т.д.);

d) определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

Основными задачами для достижения внедрения дифференцированного обучения в школе являются:

1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;

2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;

3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала учащихся в целях рационального использования возможностей каждого из них и его взаимоотношения с окружающими;

4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Для решения поставленнях задач используются следующие методы дифференцированного обучения:

1.разделение на группы по:

  • половым признакам,

  • физической подготовленности,

  • физическому развитию школьников,

  • группам здоров’я;

2 .методы доступности, наглядности систематичности;

3.рассказ, показ использование ИКТ и т.д.

Физическая культура в школе способствует формированию и развитию способностей личности, позволяющие реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания и умения по физической культуре в собственной жизненной практике. Непременным условием рационально построенного двигательного ре жима школьников является качественная разнообразие движений, а система физкультурно-оздоровительной работы должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование различных форм и средств физического воспитания - залог успешного сбережения и укрепления здоровья школьников.

Урок физической культуры в школе - это главный урок здоровья. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Применение современных педагогических технологий на уроках физической культуры и создание психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья жизненно необходимо.

Список литературы

 

1. Селевком Г.К. «Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. »Департамент образования правительства Ярославской области;     М. 2006 г.

2. И. Унт. «Индивидуализация и дифференциация обучения»; Москва; «Педагогика»; 2009 г

3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении / / Советская педагогика. 1965. № 7.

4. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 5. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении / / Начальная школа  № 11

6. Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к ученикам Начальная школа. 2008. № 1.

7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,

8. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников / / Начальная школа.  № 6.

9. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема

10. Конев А.Н. Индивидуально - типологические особенности младших

    школьников как основа дифференцированного обучения. М.,

11. Осколочная Л.А. Индивидуализация обучения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. 

Канд Дис.Челябинск, 1978