СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осуществление медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Осуществление медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.»

Медицинская реабилитация инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска

Медицинская реабилитация инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска

Медицина различает два направления работы с инвалидами — реабилитацию и абилитацию.   Реабилитация — это меры по восстановлению способностей человека к самообслуживанию и социальной жизни.    Абилитация же — это процесс формирования новых способностей и привычек, отсутствовавших ранее. Обе системы направлены на улучшение качества жизни инвалидов, их бытовую и общественную адаптацию.

Медицина различает два направления работы с инвалидами — реабилитацию и абилитацию. Реабилитация — это меры по восстановлению способностей человека к самообслуживанию и социальной жизни. Абилитация же — это процесс формирования новых способностей и привычек, отсутствовавших ранее. Обе системы направлены на улучшение качества жизни инвалидов, их бытовую и общественную адаптацию.

Виды реабилитации инвалидов:   Медицинская реабилитация – включает в себя все возможные меры по компенсации или восстановлению тех функций, которые были утрачены из-за болезни или травмы. Это самая важная часть реабилитации, так как без невозможны ни социальная ни социальная реабилитация.  Профессиональная реабилитация – нацелена на восстановление инвалидов на рынке труда, помощь в поиске работы, производственную адаптацию.   Социальную реабилитацию – подразумевает  возвращение человека к общественной и бытовой жизни, психологическую адаптацию и возвращение навыков самообслуживания.

Виды реабилитации инвалидов: Медицинская реабилитация – включает в себя все возможные меры по компенсации или восстановлению тех функций, которые были утрачены из-за болезни или травмы. Это самая важная часть реабилитации, так как без невозможны ни социальная ни социальная реабилитация. Профессиональная реабилитация – нацелена на восстановление инвалидов на рынке труда, помощь в поиске работы, производственную адаптацию. Социальную реабилитацию – подразумевает возвращение человека к общественной и бытовой жизни, психологическую адаптацию и возвращение навыков самообслуживания.

 Цель реабилитации  – наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания.   Санаторно-курортное лечение –  Минеральные воды и грязи многих курортов обладают поистине целительным действием — они укрепляют нервную систему, налаживают функции внутренних органов, улучшают кровообращение и ускоряют регенерацию тканей.  Бальнеотерапия в санаториях зачастую дополняется различными физиотерапевтическими процедурами, а также лечебной гимнастикой, занятиями по двигательной адаптации, диетотерапией. Нельзя упускать из внимания и психологический аспект. Многие инвалиды редко покидают дом и испытывают острую нехватку общения.  Перемена обстановки, атмосфера курорта и приятная компания могут значительно улучшить настроение пациента, позитивный настрой — это уже половина успеха лечения.

Цель реабилитации  – наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания. Санаторно-курортное лечение – Минеральные воды и грязи многих курортов обладают поистине целительным действием — они укрепляют нервную систему, налаживают функции внутренних органов, улучшают кровообращение и ускоряют регенерацию тканей. Бальнеотерапия в санаториях зачастую дополняется различными физиотерапевтическими процедурами, а также лечебной гимнастикой, занятиями по двигательной адаптации, диетотерапией. Нельзя упускать из внимания и психологический аспект. Многие инвалиды редко покидают дом и испытывают острую нехватку общения. Перемена обстановки, атмосфера курорта и приятная компания могут значительно улучшить настроение пациента, позитивный настрой — это уже половина успеха лечения.

Реконструктивная хирургия - Возможности современной медицины позволяют при помощи хирургической операции частично или даже полностью восстановить поврежденные органы, вернув человеку подвижность. Реконструктивная хирургия помогает и при врожденных аномалиях, и при устранении последствий травм или заболеваний.  Широко распространенные операции по эндопротезированию также входят в число реконструктивных операций.

Реконструктивная хирургия - Возможности современной медицины позволяют при помощи хирургической операции частично или даже полностью восстановить поврежденные органы, вернув человеку подвижность. Реконструктивная хирургия помогает и при врожденных аномалиях, и при устранении последствий травм или заболеваний. Широко распространенные операции по эндопротезированию также входят в число реконструктивных операций.

Протезирование –   Протез функционально заменяет утраченную конечность. Подбор протеза должен осуществляться очень тщательно, иначе он будет доставлять немало неудобств и даже мучений.   Ортезирование –   применение конструкций для фиксации, коррекции и активизации функций конечностей. К самым простым типам ортезов относятся корсеты и шины.  Однако в реабилитации используются и более сложные конструкции, например так называемые брейсы, которые представляют собой соединенные шарнирными сочленениями шины для поддержки конечностей.

Протезирование – Протез функционально заменяет утраченную конечность. Подбор протеза должен осуществляться очень тщательно, иначе он будет доставлять немало неудобств и даже мучений. Ортезирование – применение конструкций для фиксации, коррекции и активизации функций конечностей. К самым простым типам ортезов относятся корсеты и шины. Однако в реабилитации используются и более сложные конструкции, например так называемые брейсы, которые представляют собой соединенные шарнирными сочленениями шины для поддержки конечностей.

Методы и средства медицинской реабилитации инвалидов:   ЛФК : Лечебная физкультура показана практически при всех видах травм и заболеваний, ограничивающих подвижность.  Особенно хорошие результаты дают занятия на специальных тренажерах (так называемая механотерапия).  ЛФК позволяет осторожно прорабатывать отдельные мышцы и суставы, не перегружая их, развивать координацию и чувство равновесия, восстанавливать двигательную активность и точность движений.

Методы и средства медицинской реабилитации инвалидов: ЛФК : Лечебная физкультура показана практически при всех видах травм и заболеваний, ограничивающих подвижность. Особенно хорошие результаты дают занятия на специальных тренажерах (так называемая механотерапия). ЛФК позволяет осторожно прорабатывать отдельные мышцы и суставы, не перегружая их, развивать координацию и чувство равновесия, восстанавливать двигательную активность и точность движений.

Эрготерапия –  Разновидность ЛФК, цель которой — восстановить навыки самообслуживания. Выработать конкретный алгоритм для выполнения не абстрактных, а обычных повседневных действий, необходимых в быту.  Физиотерапия – включает в себя десятки лечебных методик, основанных на воздействии таких физических факторов, как магнитные поля, ультразвук, электричество.  К физиотерапии относится и водолечение, и различные прогревания. Физиотерапевтические методы значительно ускоряют восстановление тканей, улучшают кровообращение, снимают отеки и болезненные ощущения.

Эрготерапия – Разновидность ЛФК, цель которой — восстановить навыки самообслуживания. Выработать конкретный алгоритм для выполнения не абстрактных, а обычных повседневных действий, необходимых в быту. Физиотерапия – включает в себя десятки лечебных методик, основанных на воздействии таких физических факторов, как магнитные поля, ультразвук, электричество. К физиотерапии относится и водолечение, и различные прогревания. Физиотерапевтические методы значительно ускоряют восстановление тканей, улучшают кровообращение, снимают отеки и болезненные ощущения.

Массаж - помогает поддерживать мышцы в тонусе и предотвращать появление пролежней.  Кроме того, массаж улучшает кровообращение и обменные процессы.   Психотерапия :  Апатия, пониженное настроение, ангедония и депрессия — частые спутники инвалидности, и справиться с ними своими силами подчас просто невозможно.  Психотерапия не только помогает принять сложившиеся положение вещей, но и позволяет пациенту определить цели и задачи, оценить свои возможности и перспективы, найти в себе силы для борьбы с болезнью.  Очень хорошие результаты показывает групповая терапия — человеку важно понимать, что он не один и его проблема не уникальна.

Массаж - помогает поддерживать мышцы в тонусе и предотвращать появление пролежней. Кроме того, массаж улучшает кровообращение и обменные процессы. Психотерапия : Апатия, пониженное настроение, ангедония и депрессия — частые спутники инвалидности, и справиться с ними своими силами подчас просто невозможно. Психотерапия не только помогает принять сложившиеся положение вещей, но и позволяет пациенту определить цели и задачи, оценить свои возможности и перспективы, найти в себе силы для борьбы с болезнью. Очень хорошие результаты показывает групповая терапия — человеку важно понимать, что он не один и его проблема не уникальна.

Задачи и направления социальной реабилитации:  Создание инвалидам необходимых социально-бытовых условий;  Обеспечение возможности приобретения навыков для дальнейшей трудовой деятельности;  Разработка и принятие на государственном уровне правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и обеспечение реализации этих актов.

Задачи и направления социальной реабилитации:

  • Создание инвалидам необходимых социально-бытовых условий;
  • Обеспечение возможности приобретения навыков для дальнейшей трудовой деятельности;
  • Разработка и принятие на государственном уровне правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и обеспечение реализации этих актов.
Технические средства реабилитации:  средства передвижения (спецавтотранспорт (коляска));  вспомогательные средства для ходьбы (костыли, трости, опоры);  средства, замещающие и улучшающие функцию конечностей (протезы, ортезы);  средства для удержания вертикального положения и осанки;  средства для слабослышащих, слабовидящих;  специальные бытовые приспособления для приготовления и приема пищи, выполнение домашних работ (различные универсальные кухонные приспособления);  вспомогательные приспособления для ухода за телом (специальные ножницы для ногтей, банные щетки, мочалки);  вспомогательные приспособления для надевания и снимания обуви, застёгивания пуговиц, надевания чулок; вспомогательные приспособления для отдыха и работы (мешки-грелки, матрацы, кресла).

Технические средства реабилитации:

  • средства передвижения (спецавтотранспорт (коляска));
  • вспомогательные средства для ходьбы (костыли, трости, опоры);
  • средства, замещающие и улучшающие функцию конечностей (протезы, ортезы);
  • средства для удержания вертикального положения и осанки;
  • средства для слабослышащих, слабовидящих;
  • специальные бытовые приспособления для приготовления и приема пищи, выполнение домашних работ (различные универсальные кухонные приспособления);
  • вспомогательные приспособления для ухода за телом (специальные ножницы для ногтей, банные щетки, мочалки);
  • вспомогательные приспособления для надевания и снимания обуви, застёгивания пуговиц, надевания чулок;
  • вспомогательные приспособления для отдыха и работы (мешки-грелки, матрацы, кресла).
Обустройство жилья – адаптация квартиры к возможностям инвалида: расширение дверных проемов;  приспособление специальных поручней для; пользования ванной и туалетом; устройство пандусов; приспособление для кровати;

Обустройство жилья – адаптация квартиры к возможностям инвалида:

  • расширение дверных проемов;
  • приспособление специальных поручней для;
  • пользования ванной и туалетом;
  • устройство пандусов;
  • приспособление для кровати;
Обучение инвалида «жизнь с инвалидностью» навыки самообслуживания; навыки передвижения; навыки ориентации в среде обитания; навыки личной безопасности; навыки общения, в том числе с помощью технических средств;  умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития болезни, грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля,  восстановления функций;  помощь в создании семьи, обучение приготовлению пищи (в том числе индивидуальной диете); обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;

Обучение инвалида «жизнь с инвалидностью»

  • навыки самообслуживания;
  • навыки передвижения;
  • навыки ориентации в среде обитания;
  • навыки личной безопасности;
  • навыки общения, в том числе с помощью технических средств;
  • умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития болезни,
  • грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля,
  • восстановления функций;
  • помощь в создании семьи,
  • обучение приготовлению пищи (в том числе индивидуальной диете);
  • обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;
Психосоциальные методы реабилитации: Психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией. Отношение к болезни формирует поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности: — компенсаторное поведение (борьба, адаптация); — капитуляция перед болезнью; — игнорирующее поведение — стремление больного не признавать дефекта.

Психосоциальные методы реабилитации:

Психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией.

Отношение к болезни формирует поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:

— компенсаторное поведение (борьба, адаптация);

— капитуляция перед болезнью;

— игнорирующее поведение — стремление больного не признавать дефекта.

Основные направления психосоциальной работы составляют: - социотерапия личности - это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. (индивидуальные и групповые формы); - психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы; - информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.

Основные направления психосоциальной работы составляют:

- социотерапия личности - это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. (индивидуальные и групповые формы);

- психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

- информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.

Информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом. В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока: - проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья; - предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.

Информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.

В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:

- проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;

- предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Деловая игра: Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет: Цель: формировать навык сплочения и группового взаимодействия. Задачи: развитие групповой сплоченности. Время проведения игры : 40минут. Участники: психолог, группа инвалидов(6-8человек) Оснащение: мяч , альбом и краски. Ход занятия: Психолог: на тренингах существуют определенные групповые нормы, и я зачитаю сейчас вам их: 1. Правило конфиденциальности: все что говориться и слышится в группе не выноситься за ее приделы. 2. Говорить максимально искренно. 3. Вы должны быть максимально включенными в групповую работу. 4. В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним по имени.

Деловая игра:

Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет:

Цель: формировать навык сплочения и группового взаимодействия.

Задачи: развитие групповой сплоченности.

Время проведения игры : 40минут.

Участники: психолог, группа инвалидов(6-8человек)

Оснащение: мяч , альбом и краски.

Ход занятия:

Психолог: на тренингах существуют определенные групповые нормы, и я зачитаю сейчас вам их:

1. Правило конфиденциальности: все что говориться и слышится в группе не выноситься за ее приделы.

2. Говорить максимально искренно.

3. Вы должны быть максимально включенными в групповую работу.

4. В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним по имени.

Психолог: И самое первое с чего мы начнем это познакомимся друг с другом. Упражнение на установление контакта «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь» Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что.» Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке». Психолог: Хорошо теперь мы с вами познакомились и узнали то чем каждый увлекается. А сейчас мы перейдем с вами к другому упражнению.

Психолог: И самое первое с чего мы начнем это познакомимся друг с другом.

Упражнение на установление контакта «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»

Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что.»

Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».

Психолог: Хорошо теперь мы с вами познакомились и узнали то чем каждый увлекается. А сейчас мы перейдем с вами к другому упражнению.

Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая» Условия игры следующие: Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент  Психолог: молодцы, а для вас есть еще одно небольшое задание. А называется он так. Упражнение «Возьми и передай»  Игра способствует: развитию воображения; развитию невербальной коммуникации. Время проведения игры: 5-10 минут.

Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая»

Условия игры следующие: Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент

Психолог: молодцы, а для вас есть еще одно небольшое задание. А называется он так.

Упражнение «Возьми и передай»

Игра способствует: развитию воображения; развитию невербальной коммуникации.

Время проведения игры: 5-10 минут.

Описание игры: Участники садятся в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, один участник обращается к другому: «Саша, передай, пожалуйста, Свете тяжелый чемодан». Саша еле-еле поднимает его с пола, демонстрируя, какой он тяжелый и передает его Свете. Света обращается к следующему участнику, прося его передать какой-либо другой предмет. Игрок с помощью мимики и жестов передает этот предмет дальше и т. д. Психолог: вот и подходит к концу наш тренинг. За это время мы с вами поиграли и конечно же устали. Давайте немного с вами отдохнем.

Описание игры:

Участники садятся в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их.

Например, один участник обращается к другому: «Саша, передай, пожалуйста, Свете тяжелый чемодан». Саша еле-еле поднимает его с пола, демонстрируя, какой он тяжелый и передает его Свете.

Света обращается к следующему участнику, прося его передать какой-либо другой предмет. Игрок с помощью мимики и жестов передает этот предмет дальше и т. д.

Психолог: вот и подходит к концу наш тренинг. За это время мы с вами поиграли и конечно же устали. Давайте немного с вами отдохнем.

Игра «Подарки по кругу»: Предлагается нарисовать подарки. Далее участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями. «Пожелания» Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы встаете рядом с тем человеком, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому сделали пожелание, продолжает эстафету. Психолог: Спасибо вам за ваше хорошее настроение которое вы подарили друг другу, что проявили уважение и пришли на тренинг желаю вам крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях. До свидания!.

Игра «Подарки по кругу»:

Предлагается нарисовать подарки. Далее участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями.

«Пожелания»

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.

Вы встаете рядом с тем человеком, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому сделали пожелание, продолжает эстафету.

Психолог: Спасибо вам за ваше хорошее настроение которое вы подарили друг другу, что проявили уважение и пришли на тренинг желаю вам крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях. До свидания!.