Медицинская реабилитация инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска
Медицина различает два направления работы с инвалидами — реабилитацию и абилитацию. Реабилитация — это меры по восстановлению способностей человека к самообслуживанию и социальной жизни. Абилитация же — это процесс формирования новых способностей и привычек, отсутствовавших ранее. Обе системы направлены на улучшение качества жизни инвалидов, их бытовую и общественную адаптацию.
Виды реабилитации инвалидов: Медицинская реабилитация – включает в себя все возможные меры по компенсации или восстановлению тех функций, которые были утрачены из-за болезни или травмы. Это самая важная часть реабилитации, так как без невозможны ни социальная ни социальная реабилитация. Профессиональная реабилитация – нацелена на восстановление инвалидов на рынке труда, помощь в поиске работы, производственную адаптацию. Социальную реабилитацию – подразумевает возвращение человека к общественной и бытовой жизни, психологическую адаптацию и возвращение навыков самообслуживания.
Цель реабилитации – наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания. Санаторно-курортное лечение – Минеральные воды и грязи многих курортов обладают поистине целительным действием — они укрепляют нервную систему, налаживают функции внутренних органов, улучшают кровообращение и ускоряют регенерацию тканей. Бальнеотерапия в санаториях зачастую дополняется различными физиотерапевтическими процедурами, а также лечебной гимнастикой, занятиями по двигательной адаптации, диетотерапией. Нельзя упускать из внимания и психологический аспект. Многие инвалиды редко покидают дом и испытывают острую нехватку общения. Перемена обстановки, атмосфера курорта и приятная компания могут значительно улучшить настроение пациента, позитивный настрой — это уже половина успеха лечения.
Реконструктивная хирургия - Возможности современной медицины позволяют при помощи хирургической операции частично или даже полностью восстановить поврежденные органы, вернув человеку подвижность. Реконструктивная хирургия помогает и при врожденных аномалиях, и при устранении последствий травм или заболеваний. Широко распространенные операции по эндопротезированию также входят в число реконструктивных операций.
Протезирование – Протез функционально заменяет утраченную конечность. Подбор протеза должен осуществляться очень тщательно, иначе он будет доставлять немало неудобств и даже мучений. Ортезирование – применение конструкций для фиксации, коррекции и активизации функций конечностей. К самым простым типам ортезов относятся корсеты и шины. Однако в реабилитации используются и более сложные конструкции, например так называемые брейсы, которые представляют собой соединенные шарнирными сочленениями шины для поддержки конечностей.
Методы и средства медицинской реабилитации инвалидов: ЛФК : Лечебная физкультура показана практически при всех видах травм и заболеваний, ограничивающих подвижность. Особенно хорошие результаты дают занятия на специальных тренажерах (так называемая механотерапия). ЛФК позволяет осторожно прорабатывать отдельные мышцы и суставы, не перегружая их, развивать координацию и чувство равновесия, восстанавливать двигательную активность и точность движений.
Эрготерапия – Разновидность ЛФК, цель которой — восстановить навыки самообслуживания. Выработать конкретный алгоритм для выполнения не абстрактных, а обычных повседневных действий, необходимых в быту. Физиотерапия – включает в себя десятки лечебных методик, основанных на воздействии таких физических факторов, как магнитные поля, ультразвук, электричество. К физиотерапии относится и водолечение, и различные прогревания. Физиотерапевтические методы значительно ускоряют восстановление тканей, улучшают кровообращение, снимают отеки и болезненные ощущения.
Массаж - помогает поддерживать мышцы в тонусе и предотвращать появление пролежней. Кроме того, массаж улучшает кровообращение и обменные процессы. Психотерапия : Апатия, пониженное настроение, ангедония и депрессия — частые спутники инвалидности, и справиться с ними своими силами подчас просто невозможно. Психотерапия не только помогает принять сложившиеся положение вещей, но и позволяет пациенту определить цели и задачи, оценить свои возможности и перспективы, найти в себе силы для борьбы с болезнью. Очень хорошие результаты показывает групповая терапия — человеку важно понимать, что он не один и его проблема не уникальна.
Задачи и направления социальной реабилитации:
- Создание инвалидам необходимых социально-бытовых условий;
- Обеспечение возможности приобретения навыков для дальнейшей трудовой деятельности;
- Разработка и принятие на государственном уровне правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и обеспечение реализации этих актов.
Технические средства реабилитации:
- средства передвижения (спецавтотранспорт (коляска));
- вспомогательные средства для ходьбы (костыли, трости, опоры);
- средства, замещающие и улучшающие функцию конечностей (протезы, ортезы);
- средства для удержания вертикального положения и осанки;
- средства для слабослышащих, слабовидящих;
- специальные бытовые приспособления для приготовления и приема пищи, выполнение домашних работ (различные универсальные кухонные приспособления);
- вспомогательные приспособления для ухода за телом (специальные ножницы для ногтей, банные щетки, мочалки);
- вспомогательные приспособления для надевания и снимания обуви, застёгивания пуговиц, надевания чулок;
- вспомогательные приспособления для отдыха и работы (мешки-грелки, матрацы, кресла).
Обустройство жилья – адаптация квартиры к возможностям инвалида:
- расширение дверных проемов;
- приспособление специальных поручней для;
- пользования ванной и туалетом;
- устройство пандусов;
- приспособление для кровати;
Обучение инвалида «жизнь с инвалидностью»
- навыки самообслуживания;
- навыки передвижения;
- навыки ориентации в среде обитания;
- навыки личной безопасности;
- навыки общения, в том числе с помощью технических средств;
- умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития болезни,
- грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля,
- восстановления функций;
- помощь в создании семьи,
- обучение приготовлению пищи (в том числе индивидуальной диете);
- обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;
Психосоциальные методы реабилитации:
Психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией.
Отношение к болезни формирует поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:
— компенсаторное поведение (борьба, адаптация);
— капитуляция перед болезнью;
— игнорирующее поведение — стремление больного не признавать дефекта.
Основные направления психосоциальной работы составляют:
- социотерапия личности - это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. (индивидуальные и групповые формы);
- психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;
- информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.
Информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.
В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:
- проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;
- предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Деловая игра:
Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет:
Цель: формировать навык сплочения и группового взаимодействия.
Задачи: развитие групповой сплоченности.
Время проведения игры : 40минут.
Участники: психолог, группа инвалидов(6-8человек)
Оснащение: мяч , альбом и краски.
Ход занятия:
Психолог: на тренингах существуют определенные групповые нормы, и я зачитаю сейчас вам их:
1. Правило конфиденциальности: все что говориться и слышится в группе не выноситься за ее приделы.
2. Говорить максимально искренно.
3. Вы должны быть максимально включенными в групповую работу.
4. В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним по имени.
Психолог: И самое первое с чего мы начнем это познакомимся друг с другом.
Упражнение на установление контакта «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»
Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что.»
Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».
Психолог: Хорошо теперь мы с вами познакомились и узнали то чем каждый увлекается. А сейчас мы перейдем с вами к другому упражнению.
Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая»
Условия игры следующие: Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент
Психолог: молодцы, а для вас есть еще одно небольшое задание. А называется он так.
Упражнение «Возьми и передай»
Игра способствует: развитию воображения; развитию невербальной коммуникации.
Время проведения игры: 5-10 минут.
Описание игры:
Участники садятся в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их.
Например, один участник обращается к другому: «Саша, передай, пожалуйста, Свете тяжелый чемодан». Саша еле-еле поднимает его с пола, демонстрируя, какой он тяжелый и передает его Свете.
Света обращается к следующему участнику, прося его передать какой-либо другой предмет. Игрок с помощью мимики и жестов передает этот предмет дальше и т. д.
Психолог: вот и подходит к концу наш тренинг. За это время мы с вами поиграли и конечно же устали. Давайте немного с вами отдохнем.
Игра «Подарки по кругу»:
Предлагается нарисовать подарки. Далее участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями.
«Пожелания»
Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.
Вы встаете рядом с тем человеком, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому сделали пожелание, продолжает эстафету.
Психолог: Спасибо вам за ваше хорошее настроение которое вы подарили друг другу, что проявили уважение и пришли на тренинг желаю вам крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях. До свидания!.