СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение информационных технологий в целях повышения квалификации.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость «применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования» отмечена в Концепции как одна из важнейших проблем современного образования

Просмотр содержимого документа
«Освоение информационных технологий в целях повышения квалификации.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

городского округа ЗАТО город Фокино













Тема педсовета : «Распространение опыта педагогов , освоивших информационные технологии в целях повышения квалификации»



Тема выступления : «Освоение информационных технологий в целях повышения квалификации»













Педагог дополнительного образования

Карачинцева Лилия Васильевна














2017-2018 учебный год

Тема выступления : «Освоение информационных технологий в целях повышения квалификации»



В условиях всеобщей информатизации общества и внедрения передовых компьютерных технологий одним из приоритетных направлений является информатизация образования,которая понимается как «процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения» [1].

Информатизация образования, стремительное развитие ИКТ, появление и внедрение новых форм и методов обучения предъявляют более высокие требования к профессиональной ИКТ-компетентности преподавателей, т. е. к способности решать профессиональные задачи в информационно-коммуникационной образовательной среде на базе средств ИКТ. При этом особое значение приобретает самостоятельная способность получать профессионально-значимые знания и умения, постоянно самосовершенствоваться в профессиональной сфере [2].

Следует отметить, что Правительством РФ создаются механизмы позитивных системных изменений в образовании. Так, например, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в качестве одной из приоритетных задач определена необходимость «добиться устойчивого процесса непрерывного образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни. В связи с этим больше внимания должно уделяться проблемам развития дополнительного образования детей и взрослых и профессионального обучения».

Необходимость «применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования» отмечена в Концепции как одна из важнейших проблем современного образования [3].

Таким образом, на государственном уровне обозначены пути эффективного решения приоритетных проблем развития системы образования РФ посредством дополнительного образования педагогов в области ИКТ, повышения квалификации, позволяющего получать и непрерывно обновлять профессиональные знания, умения и навыки.

Обучение по программам повышения квалификации педагогов может быть организовано в непосредственной или дистанционной форме (Рис.). 

Рис. Формы организации повышения квалификации педагогов 

Актуальность дистанционной формы повышения квалификации преподавателей обусловлена следующими факторами:

-     способствует оптимизации непрерывного образовательного процесса,

-     предоставляет перспективы для оперативной смены профессии,

-     позволяет осуществить переквалификацию,

-     мобильность и эффективность реагирования «на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения на приобретение дополнительных компетенций»,

-     предоставляет возможность индивидуально планировать место, время и темп образовательного процесса [1].

Преимущества дистанционной формы обучения позволяют рассматривать ее как наиболее эффективную форму организации непрерывного образовательного процесса.

На основе анализа проблемы использования ИКТ в системе повышения квалификации выявлены следующие скрытые развивающие возможности:

-     трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

-     обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации преподавателей в области ИКТ (с привлечением дистанционных образовательных и новых сетевых сервисов);

-     формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления);

-     формирование сетевых педагогических сообществ на основе сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов) [4].

В связи с этим, повышение квалификации в области ИКТ в рамках развития сетевых педагогических сообществ имеет одно из ключевых значений, поскольку непосредственно влияет на возможность преподавателей использовать более широкий спектр возможностей для самореализации, формировать инновационное поведение и культуру, осуществлять профессиональное взаимодействие и коммуникации на более высоком уровне.

При обсуждении проблем внедрения ИКТ в образование на различных форумах и конференциях педагоги отмечают практическую значимость повышения уровня информационной культуры и внедрения прогрессивных технологий в образовательный процесс. Так, в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Технологическое образование в условиях информатизации» в обсуждениях были обозначены перспективными темы:

-     создание сетевых образовательных ресурсов и их использование в технологической подготовке в условиях основного и дополнительного образования школьников (в статьях Г. Н. Некрасовой, И. А. Нелюбиной, Е. Н. Шигаревой, В. А. Афанасенко, Е. А. Жирютина);

-     перспективы дистанционного обучения отражена в статьях Н. Н. Новиковой, Т. В. Ивановой, Е. А. Потаповой;

-     ИКТ как средство повышения эффективности технологического образования (Н. В. Брезгина, Т. В. Мазурова, В. Е. Мельников, И. В. Левицкий, В. В. Малафеев);

С другой стороны, профессиональное взаимодействие в рамках сетевых сообществ мотивирует педагогов к самостоятельному повышению профессиональной ИК-компетентности.

Важно рассмотреть специфику сетевого взаимодействия педагогов, которая обеспечивает высокую интенсивность протекания совместной деятельности. Возникновение совместной деятельности в сетевых сообществах на основе общности целей, ценностей и профессиональных интересов способствует оформлению правил и норм поведения, общего языка и контекста общения. Этот факт позволяет трактовать сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет.

Сетевое взаимодействие в сообществах может быть организовано в таких формах, как конференции, семинары, курсы повышения квалификации, форум и т. п.

В рамках функционирования сетевых педагогических сообществ решаются следующие задачи:

-     создание информационно-методического пространства для преподавателей в области проектирования информационно-коммуникационной среды,

-     предоставление возможности для самореализации и самоутверждения педагогов через совместную сетевую практическую деятельность,

-     обмен опытом в области проектирования информационно-коммуникационной среды,

-     организация методической поддержки по внедрению новых электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс,

-     повышение мотивации педагогов к образовательной сетевой деятельности,

-     поддержка новых образовательных инициатив в области образования,

-     создание возможности для разработки базы данных электронных образовательных ресурсов [6].

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

-     Эффективность сетевого профессионального сообщества педагогов возможно оценить по критериям:

-     число активных участников;

-     продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл);

-     динамизм сообщества (рост числа активных участников, количество обсуждаемых тем и их сменяемость, плотность обсуждения);

-     аксиологическую направленность (концептуальность, цель, задачи);

-     социокультурную направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе «кодекса сетевого поведения», правил моделирования и других норм или их обсуждение);

-     направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов «смежных» специальностей);

-     методическую направленность взаимодействия (публикация методических разработок, взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов, библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества и др.);

-     информационно-коммуникативную деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов): организация регулярной информационной деятельности посредством форума; использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.); информирование о деятельности сообщества; информационное консультирование и др. [7].

В деятельности сетевых педагогических сообществ выявлены следующие объективно существующие проблемы:

1)  традиционные педагогические приемы не всегда эффективны в сетевом пространстве;

2)  достаточно низкий уровень ИКТ-компетентности.

В сложившихся условиях решением проблем является организация системы повышения квалификации работников образования, которая способна формировать положительную мотивацию к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров, обеспечить дистанционное обучение, профессиональное общение и сотрудничество в рамках сетевого педагогического сообщества.

Важно заметить, что поиск путей и методов решения указанных проблем имеет практическую реализацию. В настоящее время различными образовательными организациями проводится обучение на курсах повышения квалификации в области ИКТ. Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании также предоставляет в данной сфере образовательные услуги, качество которых соответствует современным требованиям развивающегося информационного общества. Центром реализуется обучение по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС» с использованием дистанционных технологий.

В заключение следует отметить, что внедрение инновационных форм и методов профессионального взаимодействия в рамках развития сетевых педагогических сообществ определяет необходимость непрерывного образования преподавателей в области ИКТ. Повышение квалификации педагогами способствует повышению уровня профессиональной ИКТ-компетентности, развитию навыков коллективной работы, самореализации педагогов, а также стимулированию творческой активности.

Список литературы

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с. 
2. Абдуразаков М. М., Дзамыхов А. Х., Темирджанова М. А. Формирование профессионально направленных ИКТ-компетенций будущего учителя в условиях реализации требований нового ФГОС // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – № 13 (184). Выпуск 22. – С. 268-272. 
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р. 
4. Урсова О. В., РЦДО ПОИПКРО, RELARN-2006. / Тезисы доклада «Развитие ИКТ-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации». Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_27.html. 
5. Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Дистанционный педагогический форум как проблемная площадка информационной среды технологического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56194.htm. 
6. Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Этапы проектирования сетевого сообщества учителей технологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Киров, 2011. – № 4(3). – С. 105–108. 
7. Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. – 2015. – № 18. – С. 444–449.