СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От берестяной грамоты до СМС-сообщения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочной мероприятие знакомит с возникновением письменности на Руси и ее развитием до наших джней

Просмотр содержимого документа
«От берестяной грамоты до СМС-сообщения»

Классный час

5 класс

Тема: «От берестяной грамоты - до SMS сообщения»

Основные цели и задачи:

1.Дать общее представление о появлении и развитии письменности, способах передачи письменных сообщений; выявить достоинства и недостатки смс-сообщений.

2.Развивать мышление, воображение, устную речь, пространственное восприятие, память, умение учащихся работать в коллективе, формулировать и отстаивать свою точку зрения; расширять кругозор.

3.Воспитывать интерес к истории, пропагандировать живое человеческое общение.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

Личностные: развитие учебной самостоятельности, инициативности, познавательной активности; усвоение правил участия в совместной деятельности.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, перерабатывать и преобразовывать информацию, представлять в виде схем, моделей, проводить сравнение по заданным критериям. Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные: участвовать в диалоговом общении, слушать, понимать и высказывать свою точку зрения на события, поступки, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ход занятия

  1. Вступительная беседа.

- Добрый день! Начнём классный час. Каковы ваши ожидания от предстоящего занятия?

Раздаётся звук доставленного сообщения.

- Извините, пожалуйста. Пришло сообщение. (читаю) «Найдены ключи. Потерявшему обращаться на вахту».

- Как удобно, правда? У вас бывали случаи, когда смс-сообщение очень выручало?

- Действительно, использование СМС в наше время очень актуально. Первое смс-сообщение было отправлено в 1992 году инженером одной из английских компаний, который поздравил своих коллег с приближающимся рождеством. Сейчас в мире в секунду передаётся около 200 тыс. СМС в секунду. Активнее всего используют этот сервис жители США и Филиппин.

2. Целеполагание.

- А что такое СМС? Как расшифровать? (Short Message Service (англ.) – сервис коротких сообщений)

- Но ведь и раньше люди писали друг другу сообщения. Как выглядели самые первые послания?

- Во времена Древней Руси люди писали на бересте. Давайте сегодня проследим путь преобразования берестяных грамот в современные СМС.

3. Основная часть.

- Как вы думаете, чем писали на бересте?

- Чтобы оставить сообщение на бересте, пользовались острым металлическим грифелем, царапающим или проминающим поверхность писчего материала.

- Но, оказывается, в те давние времена люди писали не только на бересте, а использовали и другой материал. Какой?

(В случае затруднения учитель помогает детям наводящими вопросами.)

- Пергамент изготавливали из кожи животных, возраст которых не превышал 6 месяцев. Изготовление пергамента – очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего замачивали. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой.

Папирус изготавливали из стеблей тростникового растения с одноимённым названием. Стебли растений разрезались на полоски и аккуратно расправлялись, затем прикладывались друг к другу. Поперек них помещались новые полоски, которые приклеивались нильской водой либо мукой из пшеницы и отправлялись под пресс. Полученные листки раскладывали на открытом воздухе и высушивали, после чего склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки.

Работа в группах.

а) Почему на Руси именно береста была наиболее популярным, часто используемым материалом для письма? (Папирус не рос на территории Руси, а пергамент был слишком дорогим материалом)

б) Прочитайте сообщения (на слайде) на берестяной грамоте. Почему не получается? (Записи сделаны на древнерусском языке)

Берестяные грамоты использовались для передачи даже самых незначительных сообщений, подобно тому, как мы используем сегодня СМС.

(Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу, потому что у меня здесь дел много)

(Поклон от Настасьи к господину. У меня Бориса нет в живых. Позаботьтесь, господа, обо мне и моих детях)

в) Почему, начиная в 16 века, берестяные грамоты используют всё реже и реже? (Это связано с появлением бумаги)

- Действительно, появляется бумага, и сообщения приобретают иной вид. Какой? (письма-свитки)

- Постепенно форма письма совершенствовалась (письма в конвертах).

- Как доставляли письма? (Письма развозились ямщиками.)

- Ваши бабушки и дедушки часто пользовались перепиской, но способ доставки писем был более удобный и существует по сей день. (Почта)

- Как дальше развивались события?

- В 19 в. появился телеграф – средство передачи сигнала по проводам или другим каналам электросвязи. В связи с этим появились телеграммы. Телеграммы позволяли сообщать срочную информацию на расстоянии.

- Итак, давайте все наши рассуждения отобразим в виде схемы.

Дети воспроизводят информацию, и на доске появляется схема: берестяные грамоты – письма – телеграф – телефон (СМС) – интернет.

- Безусловно, SMS сообщения имеют массу преимуществ. А есть ли недостатки?

Работа в группах. В чём плюсы и минусы смс-сообщений?

- Просмотр фрагмента мультфильма позволит вам дополнить этот список. Достоинствами или недостатками – решайте сами.

Просмотр фрагмента.

Вывод (делают дети): с использованием современных средств общаться стало проще, но не следует уходить в крайности, забывая о живом человеческом общении.

- Бывает же весело без телефона! Вспомните эти события! (на слайде – фотографии, где запечатлены моменты радостного общения учащихся класса) Можно ли испытать те же эмоции в переписке по телефону?

- Никакое смс-сообщение не заменит доброго взгляда, прикосновения любящих маминых рук, крепкого рукопожатия, увлекательной прогулки по лесу.

Самое главное: независимо от способа передачи информации дарите друг другу радость от общения.

4. Итог занятия.

- Чем был полезен для вас классный час?

- Что оставило наибольшие впечатления?

- Как оцениваете свою работу?