Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
607060 г.Выкса, ул. Корнилова здание 97; 8(83177) 3-55-11
электронная почта:zolotaya-fish7@yandex.ru
ОТЧЕТ
на педагогическом совете
на тему:
«Изобразительная деятельность (Лепка)
с детьми раннего возраста»
Подготовил: Пантелеева Е.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Городской округ город Выкса, 2025г.
«Лепка из пластилина – это искусство! Научите ребенка играть с пластилином – и вы вырастите человека с ярким творческим мышлением».
Алексей Микулин
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в раннем детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду –это эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
В процессе изобразительной деятельности дети усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Лепка - один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она дает возможность даже самому маленькому ребенку ощутить себя мастером и творцом. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. Уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может слепить бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы. Лепка развивает творчество, мелкую моторику, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий непассивным наблюдателем, а непосредственным участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.
В современном образовании накоплен богатый опыт использования практических упражнений по развитию изобразительных умений детей раннего возраста, это Е. В. Саллинен, С.В. Погодина, Е.А. Янушко, и др.Особое внимание лепке уделяли И.А. Лыкова, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева,
Т. Г. Казакова.
Исходя из вышесказанного,цель моей работы: развитие художественно-творческих способностей детей 2-3 лет посредством лепки.
Основные задачи:
Повысить свое профессиональное мастерство по реализации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО.
Продолжать поддерживать свою профессиональную компетентность через реализацию этапов работы по программе саморазвития, посещения и участия в ММПО, педсоветах, семинарах-практикумах, мастер-классах и ОД.
Изучить использование лепки для развития изобразительной деятельности детей 2-3 лет.
Создавать благоприятные условия для развития художественно-творческих способностей детей.
Разработать и апробировать мероприятия по развитию изобразительной деятельности воспитанников 1 младшей группы средствами лепки.
Транслировать собственный педагогический опыт по теме Программы саморазвития на мероприятиях различного уровня (ДОО, интернет-порталы, ММПО).
Работа велась поэтапно. Сначала я изучила опыт работы по использованию изобразительной деятельности (лепка) с детьми раннего возраста в сети Интернет, периодическую литературу;программу И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст». Посетила консультации, мастер-классы и семинары-практикумы по теме в рамках ДОУ, а также ОД коллег.
Затем я разработала программу саморазвития и план работы с детьми на учебный год по данной теме.
На основном этапе работы был реализован проект-«Чудесная лепка».Проведена серия бесед и наблюдений в природе по темам занятий.Познакомила воспитанников с произведениями художественной литературыА.Барто, народными песенками и потешками.Были прослушаны аудиозаписи музыкальных игр, потешек и песенок, изучены различные тематические пальчиковые гимнастики. Дети отгадывали загадки; инсценировали песенки-игры. Через продуктивную деятельность воспитанникитак же закрепляли сенсорные навыки (цвет, форма, размер).
Еженедельно организовывались выставки творческих работ детей по лепке.Велась работа по пополнению РППС группы материалами по художественно-эстетическому развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО.Изготовлен лепбук - «Матрешечки», игра-лэпбук «Цвета и формы».
В октябре группа приняла участие в выставке совместных творческих работ детей и родителей «Парад фантазий» (нетрадиционные техники изобразительной деятельности).
В ноябре совместно с родителями созданный центр принял участие в смотре «Организация РППС по художественно-эстетическому развитию детей (рисование, аппликация, лепка, приобщение к искусству), а также в аукционе методических находок «Презентация дидактических игр и пособий по развитию изобразительной деятельности дошкольников, выполненных своими руками».
Для родителейразработаныпамятки, информационные листы на темы: «Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей», «Создание условий для развития творческих способностей детей в домашних условиях», «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Нетрадиционная техника рисования", «Чудесный пластилин (пластилинография)». Организованы консультации:«Приобщение детей к художественному творчеству посредством лепки», «Особенности лепки детей 2-3 лет», «Лепим вместе с мамой», «Развитие мелкой моторики», «Лепка в жизни ребенка 2-3 лет». Проведено анкетирование родителей на тему:«Развитие художественного творчества ребенка в семье» и родительский клуб «Чудесная лепка».
В марте, в рамках трансляции опыта по изобразительной деятельности (лепка) с детьми раннего возраста, прошел открытый показ занятия «Солнышко-колоколнышко».
При подготовке к занятию мною была поставлена следующаяцель: создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих формированию интереса к работе с пластилином.Достижение данной цели было возможно через реализацию следующих задач:
Обучающие: формировать умение передавать образ солнца с помощью лепки (из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков), совершенствовать начальные навыки лепки (отщипывание, раскатывание прямыми ладонями, раскатывание круговыми движениями рук, сплющивание).
Развивающие: развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику, интерес детей к фольклору через знакомство с потешками.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к лепке, аккуратность, желание и интерес работать в коллективе.
Цели и задачи образовательной деятельности соответствуют возрастным и психологическим особенностям, и возможностям детей раннего возраста, а также целевым ориентирам ФГОС ДО. Для реализации поставленных задач использовались следующиепринципы(наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Данная образовательная деятельность проведена через художественно-эстетическое развитие, которое интегрируетсяс познавательным, речевым, социально-коммуникативным и физическим развитием.
На занятии использовались следующиевиды деятельности детей: практическая, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
При подготовке был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал (дощечка для лепки на каждого ребёнка, картон квадратной формы голубого цвета для фона, пластилин). Продуманно расположение детей в пространстве, а также смена видов деятельности.
Была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемного характера: «Ребята, сегодня к нам хотел прийти гость, а кто, вы скажите сами, прослушав загадку,«Поможем солнышку?», «Чтобы слепить красивые солнышки из пластилина, давайте вспомним, какой солнышко формы? А какого оно бывает цвета? Что еще у солнышка есть? А на что похожи лучики солнышка?».Данный подход способствовал проявлению инициативы и самостоятельности детей. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе, что активизировало речевую, мыслительную деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Объем информации находился на достаточном уровне.
Для активизации детей были использованы следующие методы:
- наглядные: показ, рассматривание;
- словесные: вопросы, пояснения, объяснения, проблемная ситуация, загадка, художественное слово;
- практические: лепка, пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмические движения.
На мой взгляд, дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Разнообразие игровых приемов (ввод персонажа, пальчиковая игра, выход на самостоятельную детскую деятельность) позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
Считаю, что мне удалось достичь цели образовательной деятельности, через реализацию всех поставленных задач.
В результате проделанной работы, подобрана и изучена научно-педагогическая литература и составлена картотека наглядно-дидактического материала, разработаныконспекты ОД для детей группы раннего возраста; пополнена РППС по теме работы.Обогащен и расширенцентр художественно-эстетического развития для детейраннего возраста. Принимала участие в семинарах-практикумах, образовательном салоне, онлайн-конференциях и вебинарах, в открытых просмотрах ОД по обмену опытом. Распространила и поделилась опытом работы в электронном СМИ в форме публикаций по теме плана саморазвития. Участвовала в конкурсах профессионального мастерства на образовательных электронных порталах.
В проектную деятельность были вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.Сотрудничество с семьями детей по художественно-эстетическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В перспективе – дальнейшая реализация намеченного плана работы по решению актуальных проблем художественно-эстетическогоразвития детей младшего дошкольного возраста.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс. Проблема развития изобразительных умений у детей третьего года жизни в процессе продуктивных видов деятельности является актуальной и значимой. Детский рисунок, лепка, аппликация – это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Взрослым важно поддерживать и развивать это стремление, знакомить с доступными способами изображения, со свойствами материалов и элементарными приемами их использования.