Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №8»
Отчет по реализации дополнительной образовательной программы
«Золотой ключик»
за 2020-2021 учебный год
Воспитатель:
Коновалова Е.И.
Кружковая работа проводилась как дополнительное образование по театральной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа) 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Списочный состав кружка по театральной деятельности в подготовительной группы № 12 составил 11 детей.
Театрализованная деятельность - это деятельность детей, которая организовалась мною в свободное от занятий время обычно во второй половине дня, и во время организованной образовательной деятельности. Работа по театрализованной деятельности позволила максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье детей.
На первом этапе работы кружка «Золотой ключик» я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 6 – го года жизни в количестве 11 человек.
Результаты диагностики исследуемых детей показали:
- 2 балла набрали 4 детей (36,4%),
- 3 балла набрали 4 детей (36,4%),
- 4 балла набрали 3 детей (27,2%)
- с 5 баллами детей не выявлено.
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети подготовительной группы обучающиеся по программе «Золотой ключек» проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё мнение, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
Я поставила цель: развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.
Для дальнейшей работы с детьми мною были поставлены основные задачи:
Образовательные задачи:
• Сформировать начальные навыки актерского мастерства;
• Обучить детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, актерское мастерство и др.);
• Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр теней, бибабо и др.);
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
• Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к литературному творчеству;
• Воспитывать любовь к театру;
• Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
В кружковой работе «Золотой ключик» использую следующие формы и методы:
• Словесные (чтение, беседа, устное изложение, анализ текста)
• Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, презентаций, показ, исполнение педагогом)
• Практические (тренинги, репетиции)
В организации детской деятельности:
• Групповая
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
В проведении занятий:
• Занятие-игра
• Репетиция
• Викторина
• Показ спектакля
Занятия провожу в занимательной, интересной детям форме. Вокруг игрового сюжета я выстраиваю содержание различных видов деятельности, подбираю творческие игры, упражнения, задания, которые рассчитаны на активное участие каждого ребенка.
Схема занятия:
• введение в тему, создание эмоционального настроя;
• театрализованная деятельность (в разных формах);
• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Также в содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:
• просмотр презентаций по сказкам и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• коррекционно развивающие игры;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения;
• упражнения на развитие пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики;
• театральные этюды;
• подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций;
• знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, сценой.
Наблюдая за детьми, беседуя с ними, я вижу результат своей работы:
• дети с удовольствием импровизируют, фантазируют, проявляют творчество;
• у детей появилось желание участвовать в игре, инсценировках, спектаклях;
• дети эмоциональны, выразительны в движениях;
• свободно вступают в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
В течение учебного года воспитанники кружка театрализованной деятельности «Непоседы» принимали участие в утренниках, развлечениях.
Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки». Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории».
На последнем этапе работы кружка «Золотой ключик» я провела вновь диагностику театрализованной деятельности дошкольников.
Результаты диагностики 11 – ти исследуемых детей показали:
- 3 балла набрали 2 детей (18,2%),
- 4 балла набрали 6 детей (54,5%)
- 5 балла набрали 3 детей (27,3%) .
Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов:
- детей с низким уровнем уменьшилось с 72,8% на начало года до 18,2%, на конец года, то есть на 54,6%
- детей со средним уровнем увеличилось с 27,2% на начало года, до 54,5% на конец года, то есть на 27.3%;
-детей с высоким уровнем увеличилось с 0% на начало года до 27,3% на конец года, то есть на 27,3%.
Сравнительный анализ результатов диагностики на начало 62% и конец 88% года позволяет увидеть, что уровень театрализованной деятельности повысился на 26 %.
Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:
- У детей сложился устойчивый интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в театрализованных представлениях, играх, спектаклях,
развлечениях.
- Дети охотно берут на себя как главные, так и второстепенные роли. Участвуют в выборе роли как самостоятельно, так и с помощью воспитателя.
- Развиты необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, фантазировать, общаться со зрителем, свободно чувствовать себя на сцене
- Развиты психологические процессы: мышление, речь, память, внимание, воображение.
- Сформированы личностные качества: дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, открытость, артистичность.
Считаю, что все поставленные мною задачи были достигнуты в полном
объеме.