СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по самообразованию «Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию «Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Отчет по самообразованию

«Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв за основу мнение великих педагогов, понимая эффективность наглядного материала, использовала в этом году при организации и проведении элементарных опытов и игр - экспериментирования приёмы «Мнемотехники».


На первом этапе самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу:

Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т.Л. «Мнемотехника для дошкольников». Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017

Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» – М., 2003 г.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность». СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Творческий Центр “Сфера” Москва 2002

Интернет – странички. Опыт педагогов города и края.


Далее разработала примерное «Перспективное планирование

познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе»


Начала деятельность с детьми в данном направлении с построения развивающей предметно – пространственной среды, создания

«Мини – лаборатории», в содержание которой представлены:

- материалы по разделам: «Песок», «Вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки;

- неструктурированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

- красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

- инструменты: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши;

- детские халаты, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

- картотека схем проведения экспериментов;

- индивидуальные дневники экспериментов, условные обозначения при проведении экспериментов.


Систему работы выстраивала, используя «Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе» из взаимосвязи трех основных блоков:

- образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;

- совместная деятельность педагога и детей;

- самостоятельная деятельность детей.


Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Больше всего детям нравятся красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат.

В процессе экспериментирования дети учились:

- выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.


В ходе работы организовывала диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?». Уточняла цели деятельности детей и подводила их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?».


Организации диалога способствовали мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов. Благодаря схемам, дети воспринимали информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчало процесс запоминания и помогало воспроизводить пройденный материал.

Мнемотаблицы помогали детям запомнить последовательность проведения эксперимента и подробно рассказывать о нем, способствовали запоминанию правил безопасности при проведении экспериментов.


Работу с мнемотаблицами проводила по этапам:

1 этап: Знакомство детей с мнемотаблицами и способами кодировки информации с помощью символов.

2 этап: Использование детьми готовых таблиц как инструкции к проведению эксперимента с помощью взрослого.

3 этап: Составление мнемотаблиц детьми после проведения эксперимента с помощью взрослого.

4 этап: Использование детьми мнемотаблиц при проведении элементарных опытов в самостоятельной деятельности.

5 этап: Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц по результатам проведённых экспериментов.


Развитие памяти – это не единственное положительное следствие использования мнемотаблиц. У детей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь. Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, то, как он думает, как рассуждает.


Были проведены игры-экспериментирования и разработаны мнемотаблицы к ним:

Игры с водой, льдом, снегом, красками. «Тонет – не тонет», «Тяжелый предмет - легкий», «Цветные льдинки», «Тает льдинка», «Какого цвета вода?», «Как вода смешивается с разными веществами», «Как вытолкнуть воду?».

Игры со светом и тенью. Теневой театр: театр картинок (сказка «Рукавичка», «Сказка о глупом мышонке»), театр теней на стене «У кого тень интереснее?» «Угадай, чья это тень?»

Игры с ветром. «Поймай ветер», «Куда ветер дует», «Сами делаем ветер»
Игры со звуками. «Какие предметы звучат в коробочке?», «Что шуршит, что гремит?».

Игры со светом и зеркалом. «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики».
Игры с песком. «Мокрый – сухой песок», «Следы на песке», «Домик из песка».

Игры – экспериментирования с живой природой. «Выращиваем лук»,
«Ветки в вазе», «Проращивание семян гороха».
Игры – экспериментирования с кулинарией. «Сварим куклам компот», «Готовим овощной салат куклам»

На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников:

Ширма «Мнемотехника в математическом развитии дошкольника»; Консультация «Ледяные чудеса. Эксперименты дома» в группе в Контакте.

Мной был разработан и реализован «Познавательно-игровой проект «Мы играем в «Магазин»» для детей старшей группы и их родителей», где также были использованы мнемотаблицы: «Профессии», «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».


Делюсь своими наработками с коллегами:

Для педагогов ДОУ проведена консультация «Использование «Мнемотехники» для развития познавательных способностей дошкольников»;

На педсовете ДОУ делилась опытом, мной была представлена презентация «Познавательно-игрового проекта «Мы играем в «Магазин»» для детей старшей группы и их родителей».

На сайте Мультиурок опубликованы:

«План работы педагога по теме самообразования «Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»;

«Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе»; 

«Познавательно-игровой проект «Мы играем в «Магазин»» для детей старшей группы и их родителей»;

Отчет по самообразованию «Использование «Мнемотехнологии» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».


По результатам мониторинга у детей группы была отмечена положительная динамика речевого развития, заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Таким образом, использование приемов и методов «Мнемотехники» в педагогическом процессе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников, что является одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.