СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по самообразованию "Использование опроных схем формировании познавательного интереса при работе с детьми ТМНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование опорных схем при формировании позавательтного интереса у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию "Использование опроных схем формировании познавательного интереса при работе с детьми ТМНР"»

Краевое государственное общеобразовательное учреждение, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11».















Отчет по самообразованию по теме:

«Использование опорных схем в формировании познавательного интереса

при работе с детьми ТМНР»













Учитель домашнего обучения: Фотина Елизавета Николаевна





п. Ванино

2018г.



Чрезвычайно неоднородную группу детей с ТМНР объединяет общая характеристика – множественный характер нарушения развития. В неё включены дети с тяжёлой или глубокой интеллектуальной недостаточностью; дети, имеющие нарушения развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью; дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами и другие.

Но прежде чем говорить об особенностях развития познавательных процессов у умственно отсталых детей с ТМНР, необходимо ответить на следующий вопрос: «Что такое познавательные процессы и зачем они нужны?» В специальной педагогической литературе познавательные процессы определяются, как система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. А если посмотреть на слово «познавательные», то легко понять, что это те процессы, которые дают знания об окружающем мире. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Необходимые условия формирования познавательного интереса.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Необходимо помнить, что у умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития познавательный интерес самопроизвольно не формируется. Одно из важных условий, обеспечивающее благоприятное влияние на интерес и на личность в целом в учебном процессе – опорные схемы. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.





Овладение приёмами работы с опорными схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

    знакомство с графическим способом представления информации;

  развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи;

    перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

    формирование навыка самостоятельного моделирования;

    развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

               Введение элементов схем, символов.

Например:

  цветовые пятна – обозначение цвета;

  геометрическая форма – обозначение формы предмета или его частей (колёса, яблоко – круглое, огурец – овальный);

       человек – для чего нужен объект человеку и каким образом человек о нём заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевлённый предмет);

 контур из деталей предмета – назвать, из каких частей состоит предмет;

 силуэт предмета со знаком вопроса внутри – назвать материал, из которого сделан предмет и его составные части (у машины кузов из металла, колёса – резиновые, сиденья – кожаные);

  рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить (например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог);

    ёлка – обозначение диких животных;

    дом – обозначение домашних животных;

Моделирование также рассматривается как совместная деятельность учителя и детей по построению, выбору и конструированию опорных схем.

Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.

Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, символы. Они являются главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. 



Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п.

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.

Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание.

Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

Я задавала себе вопросы - как оживить занятие, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас. Обучающиеся которые учатся у меня, отличаются своей «пестротой» по уровню подготовки, по поведению, по быстроте восприятия нового материала. Иван И. - слабо читающий, Юра К. - знающий буквы, но плохо читающие, Платон Б. – очень слабый. Использование опорных схем на занятиях– считаю необходимым и важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.

При изучении и закреплении темы: «Звуки и буквы» я использую опорные схемы. В ходе работы с опорными схемами ребенок получает представление о звуке, учиться различать звуки и буквы, выделяет в начале, середине и в конце слова заданный звук.



ЗАДАНИЕ:

1. Произнеси слово, выдели звук.

2. Соотнеси звук букве.

3. Назови, какая буква пропущена?







Большой интерес вызывает схема при чтении слоговой таблицы. Она помогает овладеть посильным приемом составления слов, развивает устойчивый интерес к учебным занятиям. Обучить осознанному, правильному и плавному слоговому чтению.









При отработке чтения слов применяю следующие схемы???????

Решаются задачи обучения первоначального чтения:

- развивается фонематический слух ребенка;

- обогащается словарь обучающегося;

- развиваются устные виды речи обучающегося;

- обеспечивает интенсивное речевое развитие обучающегося и высокий

уровень сознательности чтения и речи.













































ЗАДАНИЕ:

  1. Допиши буквы.

  2. Прочитай слова.

  3. Покажи части тела на картинке.

Во время работы над этим заданием обучающийся учиться первоначальному чтению, задание такого вида носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. Совершенствуется речевой аппарат обучающегося и вырабатывается отчетливое и достаточно громкое правильное произношение слов, слогов, звуков.

На занятиях стремлюсь использовать материал направленный на то, чтобы снять напряжение , переключить внимание обучающегося с одного задания на другое.



















































































































\





На занятиях математического представления использую схемы, которые помогают отработать математические понятия: «мало», «много», «больше», «меньше», «длиннее», «короче», «ниже», «выше», «дальше», «ближе».



ЗАДАНИЕ:

Сколько квадратиков во второй пирамидке? ( 5)

Сколько квадратиков в первой пирамидке? ( 2)

Во второй пирамидке много или мало, чем в первой? (много)

Вторая пирамидка выше или ниже? (выше)

Во второй пирамидке квадратиков больше или меньше? (больше).

Появляется запись 5 2

ЗАДАНИЕ:

Сколько квадратиков во второй пирамидке? (5)

Сколько квадратиков в первой пирамидке? (2)

Вторая пирамидка длиннее или короче? (длиннее)

Цифра 5 стоит дальше или ближе, чем цифра 2? (дальше)

Во второй пирамидке квадратиков больше или меньше? (больше)

Значит 5 больше или меньше, чем 2 ? (больше)

Появляется запись: 52

Ребенок читает запись.





Работа над заданием такого вида помогает формировать у обучающихся пространственные представления, повышает уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления.

ЗАДАНИЕ:

Сколько квадратиков в первой пирамидке? (2)

Сколько квадратиков во второй пирамидке? (5)

В первой пирамидке мало или много? (мало)

Первая пирамидка ниже или выше? (ниже)

Количество квадратиков меньше или больше? (меньше)

Значит два больше или меньше, пять? (меньше)

Появляется запись:2

Ребенок читает запись.

ЗАДАНИЕ:

Сколько квадратиков в первом ряду? (2)

Сколько квадратиков во втором ряду? (5)

Первый ряд короче или длиннее? (короче)

Цифра 2 находиться ближе или дальше цифры 5 в числовом ряду? (ближе)

В первом ряду квадратиков больше или меньше, чем во втором ряду? (меньше)

Значит 2 больше или меньше, чем 5? (меньше)

Появляется запись: 2

Ребенок читает запись.



В выполнении данных заданий учитываются возрастные особенности обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей обучающихся, выработка необходимых для этого навыков

Данная схема включает в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их.



ЗАДАНИЕ:

1.Рассмотри схему.

2.Из каких геометрических фигур состоит схема?

3. Из каких частей состоит птица (машина)?

4. В какой последовательности будет составлять птицу (машину)?













Здесь проводятся беседы: «Зимующие птицы», «Помогите птицам зимой», «Виды транспорта».















Таким образом, познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Необходимость готовить к творчеству обучающегося не нуждается в доказательствах. Именно на это должно быть направлено применение опорных схем, которые характеризуются постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. При составлении предложений и рассказов развивается грамматически правильная речь, её точность, полнота, эмоциональность, последовательность. Соблюдается логика развития сюжета. Вырабатываются и закрепляются навыки употребления предложения.

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается обучающимися. Именно это и является источником радости.



Литература.

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

2.Соловьев, И. М. «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей».И. М. Соловьев. Москва: 2009.

3. Шамова, Т. И. «Проблема познавательного интереса в педагогике» Т. И. Шамова. Москва: 1982.

4.И.Н.Миненкова «Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».