Отчёт по внеурочной деятельности
социального направления «Вежливые ребята»
в 3 «а» классе за 2021 – 2022 уч. г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
В 2021-2022 учебном году в 3 «а» классе внеурочная деятельность осуществлялась по курсу «Школа вежливых наук». Данный курс реализовал социальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, с учетом образовательного процесса в школе , реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Вежливые ребята» ориентирована на игровые, творческие формы работы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Программа направлена на осуществление следующей цели: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Цель настоящей программы: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучить навыкам общения и сотрудничества;
сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
развивать коммуникативные умения в процессе общения;
ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Наблюдения обучающихся за событиями в городе, стране, республики;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
Практическая значимость данных занятий состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и обучающихся.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Вежливые ребята» предполагалось достичь следующих результатов:
начальные представления о моральных нормах и правилах поведения;
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами поведения;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом.
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, школы-интерната, родного города, республики, бережное отношение к ним.
На занятиях воспитанники имели возможность:
-продолжить формировать представление о своих желаниях, потребностях, чертах характера, о своих достоинствах и недостатках; о конфликтах и способах их разрешения; о правилах поведения в различных ситуациях: в магазине,
на улице, в транспорте;
-развивать способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
-научиться адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и т.д.; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Были рассмотрены следующие темы: «Инструктаж по ТБ. Мы в школе», «Мы пришли на урок», «Зачем нужны перемены?», «Мы в школьной столовой», «Мы в школьной библиотеке», «Зачем нужны вежливые слова?», «Правила вежливости», «Добрые и недобрые поступки», «Значение вежливых слов в жизни», «Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам», «Мой учитель», «Думай о других: сочувствие, как его выразить?», «Моя семья», «Бережливость: каждой вещи своё место», «Внешний вид человека», «Правила поведения на улице», «Правила поведения в транспорте», «Правила поведения в общественных местах», «Вежливое отношение к людям», «Спасибо» и «пожалуйста», «Здравствуйте» и «до свидания».
При изучении этих тем обучающиеся имели возможность научиться воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене) использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурст
Применялись следующие формы воспитательной работы: познавательная беседа, этическая беседа, ролевые и ситуативные игры, занятия с использованием художественных средств выразительности, упражнения, тренинги, тестирование.
В течение 2021-2022 учебного года было проведено 68 занятий по направлению «Вежливые ребята». На занятиях обучающиеся не только знакомились с теоретическими знаниями, но и применяли их в решении жизненных ситуаций.
Практические занятия, ролевые игры, беседы, викторины, КТД, смотры-конкурсы, выставки, тренинги общения, игровые моменты, праздники, конкурсы, экскурсии - всё это помогло в полной мере осуществить реализацию данного курса.
Ребята принимали активное участие во всех классных и общешкольных мероприятиях:
Вывод:
В ходе реализации программы было замечено, что дети стали более доброжелательны друг к другу, а именно могли самостоятельно попросить прощения у того, кого обидели, пожалеть. Использовали в своей речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т. д) В классе можно было наблюдать порядок. Проявляли внимание и заботу к родным и близким, к одноклассникам.
Стали внимательнее к природе.
Обозначились новые проблемы, появились особенности и факты, которые требуют более долгой проработки и более пристального внимания. Новые методы и наработанный опыт дают возможность более продуктивно реализовывать задачи, заявленные в программе.