СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет учителя ИЗО за межаттестационный период 2012-2017 у.г.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ - это аналитический отчет  за межаттестационный период  учителя изобразительного искусства. Аттестация на первую категорию

Просмотр содержимого документа
«Отчет учителя ИЗО за межаттестационный период 2012-2017 у.г.»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коменская средняя общеобразовательная школа

ГО Богданович









АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период с 2012-2017гг.


«Развитие творческих способностей учащихся через современные технологии, методы и формы обучения на уроках изобразительного искусства»






Исполнитель:

Бобошина Наталья Геннадьевна


Должность:

Учитель изобразительного искусства,

первая квалификационная категория


2017

Содержание


Введение 3

Аналитическая часть 7

Проектная часть 23

Список литературы 25

Приложение

























Введение

Складывающиеся в России социально-политические и экономические отношения, коренным образом изменяют цели и задачи всей системы обучения и воспитания подрастающих поколений. Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику, которые невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных технологиях, методах и формах обучения. Учитель ищет новые подходы к организации учебного процесса, которые позволят повысить эффективность освоения предмета, мотивацию обучения и развитие творческих способностей учащихся.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В соответствии со стандартами в школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки изобразительного искусства, как любые другие, необходимо модернизировать, используя современные педагогические технологии, методы и формы обучения. В связи с этим, возникла острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития творческой личности.

Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно- ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных в данном случае условием становится введение деятельностного метода обучения в образовательный  процесс. Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую и творческую работу детей, чтобы дети сами придумали решение ключевой проблемы  и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Актуальность. Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся на всех этапах школьного обучения. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Под творческой способностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии, понимании, исполнении, импровизации, размышлении об искусстве. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих заданий, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Опираясь на различные теории и используя многообразие методов, форм, информационные технологии, педагоги утверждают, что все это положительно влияет на развитие творческих способностей у школьников.

Главной целью художественного образования и эстетического воспитания школьников определена: «Формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием». Художественно - эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся: художественной культуры, потребности в общении с искусством, устойчивого интереса к искусству, художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изобразительное искусство помогает воспитывать детей, дает возможность познавать мир. Через общение с прекрасным у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В пределах предмета «Изобразительное искусство» с помощью специальных средств – содержания, современных технологий, форм и методов учитель должен сформировать художественную культуру ребенка, образованную личность, творчески активную и самостоятельную.

Мой интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречия между требованиями к освоению образовательных программ начального и основного общего образования в ходе внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки изобразительного искусства, как и любые другие, необходимо модернизировать.. Этого всего можно добиться, используя на уроках изобразительного искусства современные образовательные технологии, новые методы и формы обучения.

Проблема состоит в раскрытии и применении новых технологий, методов и форм преподавания на уроках изобразительного искусства по развитию творческих способностей учащихся.

С учетом практической и теоретической значимости данной проблемы была определена тема: «Развитие творческих способностей учащихся через современные технологии, методы и формы обучения на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования. Использование современных технологий, методов и форм обучения на уроках изобразительному искусству для развития творческих способностей учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.

2.Использовать современные педагогические технологии на уроках изобразительного искусства.

3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся через реализацию программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

4. Разработать рабочие программы ФГОС НОО по изобразительному искусству.

5. Развивать собственный уровень творческого потенциала через освоение, внедрение и системное использование современных образовательных технологий

Объект исследования. Процесс развития творческих способностей у учащихся

начальной и основной школы на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования. Совершенствование современных технологий, методов и форм обучения изобразительному искусству.

Гипотеза исследования. Предполагается, что через совершенствование

технологий, методов и форм обучения изобразительному искусству развитие творческих способностей учащихся будет происходить наиболее успешно.

Методы исследования. Наблюдение, анкетирование, выявление уровня творческих способностей учащихся, динамика качества образованности и успеваемости, результативность участия учащихся в творческих конкурсах.

База исследования: МОУ Коменская СОШ, Свердловская область, Богдановичский район, село Коменки, 1-8 классы.


Аналитическая часть

Каждый  ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все.  Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие. Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к  изобразительной деятельности, и  если ее нет, то пробудить, а затем  и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения. Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности или найти новый вариант.

Считаю, что программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» в полной мере помогает развитию творческих способностей учащихся. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов на основе современного понимания требований к результатам обучения. Главный смысловой стержень программы – это связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.

Одна из задач программа — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

В своих работах Б.М. Неменский, определяя специфику художественного образования, подчеркивает, что «искусство как опыт творчества» осваивается в рамках «сферы общей культуры», тогда как на уроках изобразительного искусства этот опыт творчества выявляется в «сфере свободного поиска интересов и творчества». Именно на уроках, кружках в наибольшей степени осуществляется развитие творческих способностей учащихся. Применение современных педагогических технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и методы обучения, повышающее творческую активность учащихся, позволяет педагогу выстроить перспективу для его развития.

Использование современных педагогических технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Современные технологии позволяют повысить и качество знаний школьников. 

На своих уроках изобразительного искусства применяю технологии:

  • обучение в сотрудничестве (обучение в сотрудничестве – это совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);

  • дифференцированное обучение (организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.);

  • технологии личностно-ориентированного обучения (личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.);

  • игровые технологии; 

  • технология интегрированного обучения (проведение уроков с использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков:урок-лекция;урок-путешествие;урок-экспедиция;урок-исследование;урок-инсценировка;учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.

  • метод учебного проекта (учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.); 

  • проблемное обучение (обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения) 

  • информационные технологии обучения;

  • здоровьесберегающие технологии (проведение физминуток).

Методика преподавания изобразительного искусства соединяет в себе общедидактические основы обучения и специфические основы, связанные с содержанием и методами освоения разных видов изобразительного искусства, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности; систематичности; последовательности; доступности; наглядности; активности; прочности; индивидуального подхода.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует и развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.

Осуществляя педагогическую деятельность, применяю методы обучения:

- метод сравнений (для активизации мышления на уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи);

- метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

- метод диалогичности (учитель и ученик  - собеседники);                             

- метод привлечения жизненного опыта детей;

- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение);

- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

- словесный метод;

- наглядный метод.

Формы работы:

- коллективно - творческая деятельность;

- индивидуально практическая деятельность;

- парная деятельность.

Одна из характерных особенностей современного процесса обучения – обращение учителя к методам проблемного обучения.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

  1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучающимся нового правила, закона, доказательства;

  2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;

  3. создание художественных решений(художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Следует обратить внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. На уроках изобразительного искусства учащимся предлагается несколько вариантов проблемных заданий. Вот некоторые из них:

    • Задания, предполагающие самостоятельное определение эстетического содержания, закономерностей конструктивного строения формы, пропорций, пространственного положения, цветовой окраски, светотеневого освещения объекта изображения и самостоятельную, творческую передачу всего этого в рисунке. Например, темы «Комнатный цветок», «Декоративная ваза на столе», «Ученические принадлежности на столе» и т.д. (Приложение 1)

    • 2-й вариант заданий ставит перед учащимися задачи самостоятельного выбора конкретного сюжета для тематического рисунка, включает поиски наиболее выразительного решения композиции тематического рисунка, его колорита. Позволяет решать поставленные задачи рисования на темы: «Защитники Отечества», «Праздник 9 Мая», «Полет на другую планету», «В гостях у сказки», «Труд людей осенью», «Летние каникулы» и т.д. Работы могут быть исполнены разными материалами. Выполнение иллюстраций к литературным произведениям, стихам, сказкам, былинам, мифам. Также является проблемным. (Приложение 2)

    • 3-й вариант – это задания, предполагающие самостоятельный выбор школьниками элементов растительного и животного мира для составления декоративной композиции, декоративного рисунка, поиски творческого решения декоративного обобщения реальных форм в декоративные как по очертаниям, так и по цвету. Кроме того, ставится задача творческого подхода к выбору изобразительных материалов, наиболее соответствующих декоративной композиции и усиливающих ее выразительность. В этих случаях заданиях по декоративному рисованию являются проблемными. К ним относятся: рисование узоров в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; составление декоративно-сюжетной композиции; украшение орнаментом предметов, эскизов. (Приложение 3)

Для развития творческих способностей у детей на уроках применяется игровой метод. Игра является культурным феноменом, и при умелом ее использовании выполняет на уроке самые разнообразные функции, в том числе и развитие творческих способностей у учащихся. Игровые уроки дают прекрасные результаты.

Целью игрового метода обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленный на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, уроки-КВН, викторины, «Поле чудес» и т.п. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживать, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Для этого нужны игры творческие, развивающие, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

  • Каждая игра представляет собой набор задач.

  • Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

  • Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: развитие способностей нужно начинать как можно раньше; творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Примеры творческих игр и занимательных заданий (Приложение 4)

1."Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

2. Игра «Танграм». Вырезают квадрат со стороной 6 0мм из картона, одинаково окрашивают его двух сторон, затем разрезают на семь частей: пять треугольников(2 больших, 2 маленьких и один средний, квадрат и параллелограмм) составить из всех деталей фигуры-силуэты. Данная игра развивает творческие способности, пространственные представления.

3. «Поле чудес». Игру можно проводить по разным темам. Использовать как организационный момент на уроке. Также можно использовать, когда идет обобщение и закрепление новых знаний. Например, «Художественные омонимы».

4. Викторина. Использовать такой игровой метод можно на уроках как повторение или закрепление материала, или проверять усвоение материала. Ребятам нравится, когда викторина используется как одно из заданий в КВНе.

5. Кроссворды и филворды.

6. Терминологические диктанты

7.Загадки и шарады

8. Кругограммы и анаграммы

9. Развивающие упражнения

10. Занимательные задания из детских журналов «Веселый колобок», «Непоседа», «Тридевятое царство», «Мишутка».

На уроках изобразительного искусства зарекомендовали себя и конкурсные программы. Цель таких программ – выявление уровня теоретических знаний; выявление творческих способностей учащихся, повышение интереса к предмету и т.д. Такие программы как «КВН», «Что? Где? Когда?», «Мозговой штурм», «Счастливый случай» и т.д. являются мощным стимулом к развитию творческих способностей учащихся, к совершенствованию их знаний и навыков. Конкурсные программы можно выбрать и формой проведения олимпиады по предмету.

Любимая игра детей - «КВН», где участвуют несколько команд, сформированных из учащихся класса, но можно и организовать команды между классами. Учащиеся с удовольствием участвуют в таких конкурсах.

Работа с пластилином на уроках изобразительного искусства применяется не так часто, но учащиеся с большим желанием выполняют скульптурные композиции на разные темы (Приложение 5)

Любимыми уроками для учащихся являются уроки творчества. Такой вид урока проходит 1 раз в месяц. На этих уроках ребята занимаются художественной деятельностью по выбору: лепкой; рисованием на свободную тему с использованием разных материалов; аппликацией; выполняют занимательные задания по изобразительному искусству из предложенных детских журналов, книг; раскрашивают картинки в своих раскрасках, принесенных из дома или в журналах «Веселый колобок», «Непоседа», «Тридевятое царство», «Мишутка». В детских журналах очень яркие и привлекательные картинки, которые ребята любят самостоятельно срисовывать. Те, кто не умеют срисовывать – переводят, а затем разрисовывают в цвете (Приложение 6)

Одним из путей формирования и развития художественной культуры и творческих способностей школьников в рамках предмета изобразительное искусство является выполнение проектов. Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Проекты получаются краткосрочные (1-3 уроков) или долгосрочные (четверть). Результатом такой деятельности на уроках изобразительного искусства получаются: рисунки-проекты, рефераты-сообщения, модели, тематические кроссворды, презентации в слайдах и т.д. Проекты учащиеся выполняют индивидуально, в парах, малыми группами (5-6 чел.) или всем коллективом. Данный метод используется в начальной и основной школах. Ребята защищают свой проект перед классом, защищают практическую, художественную ценность. Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребёнка (Приложение 7).

В 1 классе, например коллективный проект «Город, в котором мы живем». Ребята даже для этого проекта сочинили стихотворение.

Во 2-ом классе получились интересные проекты «Воробьиные посиделки», «Красивые рыбки».

В 3-ем классе все вместе создавали сценарий «Бим и Бом приглашают на представление». Каждый индивидуально изображал, как художник , своего артиста на представление. Получилось ярко и красочно.

В 4-ом классе выполняли проекты по темам: «Страна восходящего солнца» и «Народные праздники».

Например, в 5 классе метод проектов используется при изучении темы: «Изделия народного промысла». Ребята выполняют из пластилина дымковскую игрушку по своему эскизу. Затем ее расписывают, использую элементы дымковской росписи. Другой проект выполняется по теме «Городецкая роспись». Работы выполняются индивидуально на разных основах (картон, бумага, доска).

В 6 классе применяется метод проектов в таких темах, как «С новым годом», «Книжная графика», «Народная игрушка» и т.д. При создании, например новогодней открытки учащиеся должны были выбрать технику - коллаж. Работа проводится в малых группах. Проект краткосрочный, рассчитан на 2-3 урока. Учащиеся работают самостоятельно: составляют эскиз, обговаривают материалы, определяют этапы работы и кто, что делает. По окончании работы проводится защита проектов. Анализируется результат самими учащимися.

В 7 классах метод проекта применяется при изучении раздела «Архитектура», «Народный костюм», «Народный праздник» и другие. Проекты выполняются с использованием и информационных технологий

В 8 классе учащиеся выполняют рефераты-сообщения, используя информационные технологии; составляют кроссворды; занимательные задачи; плакаты, альбомы рисунков, книги с иллюстрациями и т.д.

В любом классе к праздникам «8 марта», «День матери», «23 февраля» можно выполнять коллективные проекты, нарисовав женские и мужские портреты. Затем эти плакаты использовать в оформлении мероприятий.

Большие возможности в развитии творческих способностей учащихся дают информационные технологии. Современный ученик – это постоянный пользователь персонального компьютера. Задача педагогов и родителей грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это невозможно, да и не нужно. Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

В результате можно определить формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:

  • как источник информации и новых знаний;

  • поддержка целей и задач урока, поставленных учителем;

  • организация проектной деятельности учащихся.

В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.

Графический редактор "Paint", чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. В результате занятия по компьютерной графике позволяют учащимся реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО, выполняя рисунки на разные темы: «Орнаменты», «Волшебный круг и овал», «Мультипликационные герои», «Пейзажи», «Плакаты» и т.д.(Приложение 8)

С помощью информационных технологии облегчается изучение темы «Шрифт». Ребята с интересом составляют шрифтовые композиции по темам: «Объявление», «Приглашение», «Памятка». Выполняют проекты «Кроссворды», рефераты-сообщения, иллюстрация в книгу и т.д.

Интересные уроки получаются с использованием технических средств (компьютер) для проведения виртуальных экскурсий по музеям, театрам, городам. Знакомство с творчеством русских и зарубежных художников позволяет через просмотр видеороликов. Активно используются интернет- ресурсы.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию творческих способностей, инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

   Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие  применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать  работу разными художественными  материалами и развить навыки по изобразительному искусству.

С учащимися проводились занятия, где применялись нетрадиционные техники:

- «монотипия» - уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Оттиск со стекла, на которое нанесены краски. «Моно» - один, «типия» - отпечаток;

- «кляксография» - на поставленные кляксы ребенок учиться смотреть и видеть образы, предметы или отдельные детали (Приложение 9);

- «граттаж» (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью (Приложение 10);

- «торчевание» – один из видов бумажного рукоделия (Приложение 11);

- поделки из разных отходных материалов (Приложение 11).

- «рисуем пластилином» (Приложение 12);

- «белорусская выцинанка» - искусство вырезания ажурных узоров из бумаги (Приложение 13);

- «коллаж»(от фр. collage —приклеивание) -технический приём  изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре(Приложение 14);

- «пуантилизм» - рисование точками (Приложение 15).

С большим желанием и интересом учащиеся рисуют на пленэре. Весной и осенью, когда на улице тепло и солнечно, выходим с ребятам на школьный двор и выполняем наброски, зарисовки того, что окружает нас. По возможности совершаются экскурсии, прогулки по территории села или в лес, на речку. Затем по памяти дети выполняют зарисовки, что увидели и запомнили, как домашнее задание. Работа выполняется разными материалами (Приложение 16).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научиться работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями. На уроках стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Одна из форм поощрения, которую применяю в практике – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздниках (Приложение 17).

Развитие творческих способностей школьников не ограничивается только уроками изобразительного искусства. На протяжении нескольких лет на базе школы проводятся занятия кружка «Творчество и мы», где все желающие в возрасте от 7 до 18 лет могут заниматься изобразительной деятельностью. Выполнение рисунков и творческих проектов на конкурсы разных уровней, выполнение декораций и плакатов для оформления школьных праздников, знакомство с различными техниками рисования – основные виды деятельности в кружке. Участие детей в творческих конкурсах результативно. Дети с желанием принимают участие в конкурсах (Приложение 18).

В межаттестационный период были составлены и апробированы программы внеурочной деятельности:

- «Волшебный мир оригами» (Приложение 19);

- «Папье-маше» (Приложение 20);

- «Логоритмика с элементами изодеятельности» / (Приложение 21).


В межаттестационный период проводился мониторинг развития творческих способностей учащихся начальной и основной школы.

На первом этапе исследовательской работы проводилось теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала.

Исследовательская работа была организована с 1сентября 2012года по 1 сентября 2016 года на базе образовательного учреждения МКОУ Коменская СОШ.

Основная задача констатирующего этапа исследовательской работы – выявление первоначального и конечного уровня сформированности творческих способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, тестирование, игровая методика В. Синельникова и В. Кудрявцева, анкета по выявлению уровня интереса учащихся к изобразительному искусству автора Пигасовой Е.Ю.

За группы учащихся приняты определенные классы.



Учебный год


2012-2013

2013-2014

2014-2015


2015-2016

1 группа

13 человек


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 группа

16 человек


2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

3 группа

18 человек




5 класс

6 класс

4 группа

13 человек



5 класс

6 класс

7 класс

5 группа

20 человек




1 класс

2 класс


Таблица видов диагностики, проводимых в исследовательских группах.


Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1 группа

13 человек


1 класс

Тест – игра


2 класс

Анкета

Качество образованности

3 класс

Анкета

Качество образованности

4 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности

2 группа

16 человек


2 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности

3 класс

Анкета

Качество образованности

4 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности

5 класс

Анкета

Качество образованности

3 группа

18 человек



4 класс

Тест – игра

Качество образованности

5 класс

Анкета

Качество образованности

6 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности

4 группа

13 человек



5 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности

6 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности

7 класс

Анкета

Качество образованности


5 группа

20 человек




1 класс

Анкета

Тест – игра


2 класс

Анкета

Тест – игра

Качество образованности


В каждой группе была проведена тест- игра «Как спасти зайку» по методике В. Р. Синельникова и В. В. Кудрявцева. Основная цель – выявить уровень развития творческих способностей учащихся. Игра проводилась во всех группах. Результаты теста- игры показаны в приложении. По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях развития уровня творческих способностей у детей во всех группах. По всем группам анализ тестов представлен в диаграммах на начало и конец исследования (Приложение 22).

Результаты диагностики по выявлению уровня интереса учащихся к изобразительному искусству (автор Пигасова Е.Ю.) показывают на повышенную мотивацию к обучению по предмету (Приложение 23).

Качество образованности взяты в каждом классе за последние 3 года. Динамика качества образованности в 2, 3 и 4 группах стабильна, а в 1-ой группе повысилась на 2%. Качество образованности в 5 группе высокое – 95 %. (Приложение 24).

Успеваемость за 3 года в 1-4 группах стабильна - 100%. Это является хорошим показателем по формированию художественной культуры и развитию творческих способностей учащихся (Приложение 25).

Уровень степени обученности (СОУ) учащихся в 1-4 группах высокий. Увеличение на 2% наблюдается во 2 группе. В 3 группе – стабильно. В 1 и 4 группах уровень обученности колебается от 80% до 91%. Средний результат по группам составляет – 87,5 % (Приложение 26).

Ежегодно растет активность участия детей в конкурсах разного уровня по изобразительному искусству, что является хорошим показателем в развитии творческих способностей учащихся. В таблице представлена динамика участия детей за 4 года (Приложение 27).

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень сформированности творческих способностей достиг положительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам исследовательской работы.

Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу.

Таким образом, сопоставительный анализ уровня сформированности творческих способностей выявил, что показатели достигнуты благодаря использованию на уроках изобразительного искусства современных технологий, методов и форм работы с учащимися.








Проектная часть

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения и развития творческих способностей учащихся.

 Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, способствующая  раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Метод проектов эффективно влияет на развитие творческих способностей учащихся.

В следующий межаттестационный период планирую проводить работу по теме: «Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС» и ставлю перед собой следующие задачи:

1. Разработать рабочую программу по изобразительному искусству для 7 класса на основании ФГОС ООО.

2. Овладеть новыми техниками и материалами изобразительного искусства для выполнения проектов.

3. Применять метод проектов на уроках изобразительного искусства.

4. Организовать обмен опытом работы с коллегами через социальную сеть педагогических работников, Интернет-ресурсы.

Эту работу целесообразно разделить на несколько этапов:

1этап - 2017 -2018 гг.

Изучение и анализ научно-методической литературы по данной проблеме исследовательской работы.

Ожидаемый результат: изучив и проанализировав научно-методическую литературу, иметь представление о данной проблеме.

2этап – 2018 – 2021 гг.

1. Разработка и внедрение рабочей программы для 7 класса на основании ФГОС ООО.

2.Овладение новыми техниками и материалами изобразительного искусства для выполнения проектов.

3. Применение метода проекта на уроках изобразительного искусства.

4. Проведение мониторинга по выявлению уровня развития творческих способностей учащихся

5. Организация обмена опытом работы с коллегами через социальную сеть педагогических работников, Интернет-ресурсы.

Ожидаемый результат: применение метода проектов на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС. Повысить уровень выполнения проектов учащимися и внести разнообразие в использовании новых техник и материалов в проектной деятельности.

3этап - 2021 – 2022 гг.

Подведение итогов, выявление противоречий, постановка новых задач на следующий межаттестационный период.

Ожидаемый результат: данный этап позволит сделать соответствующие выводы о методе проектов как средстве в развитии творческих способностей учащихся основной школы на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС.





Список литературы

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823),

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ.

  3. Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

  4. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования № 373 от 6 октября 2009 г.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897 от 17.12.2010г.

  7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).

  8. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. /под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

  10. Сборник нормативных документов. Искусство. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.

  11. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Просвещение, 2002.

  13. Высоготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2000.

  14. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения).

  16. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 2005.

  17. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ И. Н. Котова, А. С. Котова – СПб.: «Паритет», 2006.

  18. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно- методическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоцение С. С. - 2006.

  19. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

  20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
    М.: Аркти, 2003.

  21. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. - М.: Учитель,2000.

  22. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

  23. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение,2006.

  24. Развитие творческой активности школьника, под ред. А.Н. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2003.

  25. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

  26. Степанова Е.Н. Педсовет в школе: новые подходы и технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  27. Формирование интереса к изучению у школьников. Под ред. Марковой О.Н. -М.: Педагогика, 2004.


33