Амангельдинская средняя школа
Отчет
по предметам
за 2015-2016 учебный год
учитель начальных классов
Шакаримова Айнагуль Турсынбаевна
В 2015-2016 учебном году я продолжила работу по теме «Формирование грамотной речи и расширение, обогащение словаря младших школьников». Поставила перед собой следующие цели.
Учить детей правильно, грамотно говорить; излагать свои мысли устно и письменно.
Развитие связной речи учащихся.
Воспитание навыков речевого общения, правильного произношения слов
Эта проблема очень актуальна и интересна. Устная и письменная речь- это две формы существования языка. Поэтому существуют требования, которые применимы как к устной, так и к письменной речи.
Содержательность речи ;
Ее ясность, точность, убедительность;
Соблюдение норм литературного языка, благозвучие.
Хорошо развитая устная речь благотворно влияет на навыки письменной речи и наоборот, письменная речь способствует развитию и совершенствованию устной речи. В своей работе использую элементы новых технологий Занков Л.В. В системе Л.В.. Занкова урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться.
Использую методику развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Также использую в своей работе разработку новой методики анализа художественного текста на основе концепции В.А. Савельевой «От художественного текста к художественному миру»
"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика".
«Литературное чтение»
Учебный предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Язык и литература», которая является важнейшим компонентом государственного образования на начальной ступени обучения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА, ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ПРИ КОТОРОЙ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ОБУЧАЕМЫМ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. СОГЛАСНО ДАННОЙ МЕТОДОЛОГИИ, КАЖДЫЙ УЧЕНИК – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, АКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, СО СВОИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, ЦЕННОСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ; ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИК ДОБЫВАЕТ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ – ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ, СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ОБОБЩЕНИЯ, ПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основная цель учебного предмета – формирование функциональной грамотности высоконравственной и патриотической личности школьника через его читательскую деятельность, способность эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие прочитанного в продуктивно-творческой деятельности, отражать результаты литературного труда в портфолио.
В задачи учебного предмета входит:
1) овладеть осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения;
2) формировать читательский кругозор, расширить знания учащихся об окружающей действительности на материале произведений русской, казахской и зарубежной литературы;
3) развивать и обогащать связную речь, творческое воображение, образное мышление; эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; стремление к продуктивно-творческому осмыслению прочитанного, созданию текстов собственного сочинения;
4) прививать устойчивый интерес к самостоятельному и систематическому чтению доступных возрасту произведений детской мировой литературы; приобретать опыт осознанного выбора книг для самостоятельного чтения.
Содержание программы составляет детская русская, казахская и мировая литература, отобранная с учетом художественно–эстетической и воспитательной ценности произведения, её доступности для данного возраста обучаемых.
Структура программы для класса состоит из следующих разделов.
Разделыбазового содержания учебного предмета:
1) навыки аудирования (слушание) и чтения;
2) тематика и круг чтения;
3) теория литературы (пропедевтика);
4) анализ текста;
5) продуктивно-творческая деятельность.
Требования к конечным результатам обучения:
1) предметные результаты;
2) личностные результаты;
3) системно-деятельностные результаты.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:
1) 2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;
В процессе обучения литературному чтению осуществляются межпредметные связи с:
1) русским языком. Работа над элементарным языковым анализом текста, формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи,совершенствование навыков письма, связной речи, овладение навыком построения текстов разных типов речи;
2) познанием мира. Использование научно-популярных произведений по тематике,использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе анализа литературного произведения;
4) математикой. Использование счета в играх, произведениях устного народного творчества, обогащение речи математическими терминами;
5) изобразительным искусством. Обогащение словарного запаса на материале рисунков, формирование эстетических представлений и чувств; развитие умений «словесного рисования», сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного,развитие умений описывать возможные иллюстрации к прочитанному тексту;
6) музыкой. Использование музыкальных произведений при чтении текстов,развитие связной речи на основе сравнения литературного и музыкального произведений;
7) трудовым обучением. Развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, использование поделок художественного труда для иллюстраций читаемых произведений;
8) физической культурой. Использование физических движений для сопровождения читаемых рифмованных текстов, организация ролевых игр на материале читаемого произведения.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВНУТРИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СПОСОБСТВУЮТ СОЗДАНИЮ ПРОЧНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИЗУЧЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРЫ» НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
По завершении 2 класса учащиеся знают:
наизусть стихотворения, загадки, пословицы (9–10), небольшие логически законченные отрывки из прозаических произведений детской литературы (5-6 строчек);
названия сказок, виды сказок; их содержание;
композиционные части сказки (зачин, концовка, присказка);
малые жанры устного народного творчества: загадка, песенка, считалка, пословица, чистоговорка, скороговорка;
основные языковые средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет.
Учащиеся умеют:
читать целыми словами осознанно, правильно, выразительно с соблюдением основных норм литературного произношения, выделяя в предложении слова с логическим ударением, смысловые паузы, соотнося интонацию с содержанием читаемого;
воспринимать на слух читаемый художественный текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывать текст;
различать произведения устного народного творчества (произведения малого жанра, сказки, легенды), жанры стихотворение и рассказ;
называть прочитанные произведения, фамилии их авторов, приводить примеры из сказок, рассказов;
формулировать вопросы по тексту, находить ответы в тексте, выборочно читать заданные отрывки их произведения; высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
уметь находить аналогии между описанными в тексте ситуациями и реальными жизненными событиями;
оценивать поступки героев как «хорошие» и «плохие» с точки зрения принятых норм поведения в обществе;
эмоционально «проживать» читаемый текст, понимать эмоции героев, сочувствовать, переживать, выражать свои эмоции;
заучивать наизусть небольшие стихотворные и прозаические тексты;
работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате совместной работы с учителем;
находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; использовать изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение) при анализе, воспроизведении и создании текстов различных жанров (сказка, рассказ);
распознавать тексты–описание, повествование; создавать тексты по ключевым словам, по воображению;
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
сочинять тексты на заданную тему, выполнять творческие проекты индивидуально и в группе по темам «Любимые сказки», «Загадки».
«Математика»
Математика на уровне начального образования представляет собой интегрированный учебный предмет образовательной области «Математика». Его изучение включает арифметику натуральных чисел в пределах 1 000 000 и нуля, важнейшие величины, а также пропедевтику алгебры и геометрии для продолжения обучения на уровне основного среднего образования.
Цель учебного предмета – обеспечение качественного усвоения базисных основ математики, направленного на достижение необходимого уровня общего интеллектуального развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования наглядно-образного, логического и абстрактного мышления, создание практической основы для изучения алгебры и геометрии на уровне основного среднего образования.
Задачи учебного предмета:
развитие функциональных качеств личности ребенка, таких как внимание, восприятие, память, мышление, устная и письменная, в том числе и математическая, речь, психомоторика; развитие наглядно-образного и логического мышления;
формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников: умение планировать, выполнять по плану различные действия, в том числе мыслительные (анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование и моделирование и т.д.), осуществлять самоконтроль и самооценку;
формирование математических знаний, умений, алгоритмической и графической культуры, прочных вычислительных, измерительных и графических навыков, необходимых учащимся для продолжения обучения на последующих уровнях образования; осуществление целенаправленной пропедевтической подготовки к изучению алгебры и геометрии;
формирование учебных мотивов, положительного отношения и интереса к изучению математики, познавательных интересов, навыков самостоятельной работы;
выявление и развитие математических и творческих способностей на основенестандартных, занимательных заданий, через проектную деятельность и решение жизненных (компетентностных) задач;
воспитание волевых качеств детей, таких как ответственность, самостоятельность, точность, целеустремлённость;
воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; патриотических чувств; уважения к истории, культуре и традициям, к ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;приобщение к ценностям, накопленным математической наукой в ходе ее развития.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Математика» в соответствии с типовым учебным планом составляет:
во 2 классе – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;
В процессе обучения математике осуществляются межпредметные связи со следующими предметами:
1) с русским языком. Применение правил русского языка для конструирования высказываний, предложений, выводов и обобщений с математическим содержанием, учет уровня сформированности навыка и качества чтения при работе с учебником, дидактическими материалами и т.п.;
2) с познанием мира. Применение знаний о явлениях окружающего мира при выполнении заданий с математическим содержанием;
3) с трудовым обучением. Учёт развития мелкой моторики при выполнении письменных работ по математике;
4) с изобразительным искусством. Умение располагать предметы в пространстве и на листе бумаги (на плоскости);
5) с физической культурой. Умение ориентироваться в пространстве (понимание смысла слов направо, налево и т.п.).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
По завершении 2 класса учащиеся знают:
таблицы сложения наизусть;
переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения; правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
правила порядка выполнения действий сложения и вычитания в числовых выражениях, содержащих скобки и без них;
названия компонентов умножения и деления и связи между ними;
обозначения единиц величин: 1 л, 1 кг, 1 м, 1 мин, 1 с, 1 сут; соотношение между единицами длины и времени;
свойства прямоугольника и квадрата;
Учащиеся умеют:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
использовать устные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел;
читать, записывать и сравнивать числовые выражения и находить их
значения;
складывать и вычитать двузначные числа;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и
переместительное свойство умножения при нахождении значений выражений;
использовать правила порядка выполнения действий сложения и
вычитания в числовых выражениях, содержащих скобки и без них при нахождении значения выражений;
решать задачи в одно-два действия на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное сравнение чисел; нахождение третьего слагаемого, деление на равные части и по содержанию;
записывать решения задач разными способами по действиям составлением выражения и нахождения его значения;
строить прямоугольник и квадрат на клетчатой бумаге, изображать углы прямые, острые, тупые;
изображать отрезок заданной длины с точностью до 1 см.
находить длину ломаной линии;
находить периметр треугольника, квадрата и прямоугольника.
«Русский язык»
«Русский язык» как учебный предмет относится к образовательной области«Язык и литература», которая является важнейшим компонентом государственного образования на начальной ступени обучения.
Основная цель обучения предмету – воспитание и формирование разносторонне развитой языковой личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, в собственной жизни и в интересах общества.
Основными задачами курса русский язык на начальной ступени обучения являются задачи по формированию языковой и коммуникативной компетенции, успешное решение которых зависит от достижения конечных результатов обучения:
1) личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного и бережного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному и государственному языку;
2) предметные: развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование готовности, потребности и способности к речевому общению, к самосовершенствованию владения родным языком; освоение базовых знаний о русском языке, его устройстве, основных норм русского литературного языка;
3) системно-деятельностные: формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать) языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее в соответствии с поставленной задачей; развитие умения самоанализа, самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности по русскому языку.
Отбор содержания учебного предмета подчинен принципам:
научности: все языковые факты языка соответствует научным данным современной лингвистики;
доступности: отобранный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся с точки зрения доступности его усвоения, а также объема программного содержания;
преемственности, систематичности: при отборе содержания каждой программы учитывался материал предыдущей программы, программный материала систематизирован согласно логике изучаемой науки;
сознательности и активности: направленность обучения на осознание обучающимися функций единиц языка, языковых категорий - для чего служат в речи; осознание практической необходимости языковых единиц в речи повышает активность их усвоения;
коммуникативной направленности обучения русскому языку: все языковые знания отобраны как необходимые в практике коммуникативного общения;
развивающего обучения, благодаря которому на базе данного содержания обучения у учащихся формируется творческое и логическое мышление, самостоятельность, самоанализ результатов учебной деятельности.
В соответствии с принципами отбора определена структура базового содержания программы: знания и умения представлены по разделам школьного курса русского языка в соответствии с линейно-концентрическим принципом презентации учебного материала по классам.
Основными разделами базового содержания учебного предмета, ориентированного на достижение конечных результатов обучения, являются:
грамматический минимум, ориентированный на предметные результаты обучения;
тематика связных текстов, содержание которых ориентировано на получение личностных (воспитательных) результатов обучения;
общеучебные умения, ориентированные на системно - деятельностные результаты обучения, на развитие продуктивно - творческих способностей учащихся.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:
1) 2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;
В процессе изучения содержания учебного материала учитываются межпредметные связи (по горизонтали):
1) литературное чтение. В процессе обучения русскому языку осуществляется художественно-эстетическое и нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Эта задача реализуется во взаимосвязи с уроками русского языка и литературного чтения. На материале произведений «Литературное чтение» осуществляется формирование нравственной системы ценностных ориентиров школьников, формирование их гражданской и нравственной позиции.
2) казахский язык, иностранный язык. Использовать знания по казахскому и иностранному языкам при изучении фактов русского языка для формирование полиязычной личности.
3) познание мира. Для грамматического анализа на уроках русского языка широко привлекаются тексты, посвященные явлениям природы, жизни животного мира. Уроки русского языка – это расширение познавательных интересов учащихся об окружающем мире, природе.
4) математика. Изучение имени числительного как части речи, количественный подсчет при звуко-буквенном анализе слов требует использования знаний по математике.
5) изобразительное искусство. В целях развития связной речи на уроках русского языка широко используются произведения живописи: составление сочинений по картине.
6) музыка. Использование музыкальных произведений в начале уроков русского языка создает положительную мотивацию к усвоению нового материала. Музыкальные произведения могут быть использованы во время физкульпаузы, для снятия излишнего напряжения, отработки правильного произношения текстов
7) физическая культура. Физические упражнения используются во время динамической паузы: учащиеся выполняют различные движения, сопровождаемые речевками, для снятия усталости и напряжения.
Межпредметные связи (по вертикали): учебный предмет «Русский язык» в каждом классе готовит учащихся к программному материалу учебного предмета «Русский язык» в последующих классах средней ступени обучения, так как содержание предмета «Русский язык» во 2-4 классах составляет элементарную основу для перехода к систематическому курсу русского языка в 5-9 классах общеобразовательной школы.
Требования к уровню подготовки учащихся для 2 класса.
По завершении 2 класса учащиеся знают:
названия букв русского алфавита; его практическое применение;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные звуки ударные и безударные, их обозначение буквами; двойную роль букв е, ё,ю, я;
твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я и ь;
парные глухие и звонкие согласные;
правила переноса: перенос слов с буквами Й и Ь, с двойными согласными;
значимые части слова (общее понятие): окончание и основа, корень, приставка, суффикс;
части речи (общее понятие): имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их значение, вопросы, грамматические признаки (род, число);
предложение (общее понятие); члены предложения: главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены (общее понятие);
текст, тема текста. Заголовок. Части текста: начало, основная часть, концовка.
Учащиеся умеют:
различать звуки в речи: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные; правильно произносить их и обозначать буквами;
находить в слове безударный гласный, проверяемый и не проверяемый ударением; правильно произносить его; уметь применять способы проверки безударных гласных (изменение формы слова, подбор однокоренных слов);
распознавать в слове парные согласные звуки (глухие и звонкие) на конце и в середине слова; правильно произносить и писать их; уметь применять способ их проверки - подбирать проверочное слово;
обозначать мягкость согласного в слове буквами Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком (Ь);
писать слова с ь знаком в конце и середине слова. С разделительным мягким (ь) и твердым (ъ) знаками;
писать слова с сочетаниями –чк-,-чн-, -щн-; жи-ши, ча-ща, чу-щу;
переносить слова по слогам, слова с буквами Й и Ь, с двойными согласными;
производить звуко-буквенный разбор слов; разбор предложений по членам (главные члены – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены);
разбирать слова по составу: находить окончание, корень, приставку, суффикс; графически обозначать значимые части слова;
подбирать однокоренные слова;
писать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк, - еньк-; слова с приставками с, по, об, от, за, во, пере и др. , не изменяющимися на письме;
распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог) по вопросу и значению; определять их грамматические признаки (род, число);
писать Ь на конце существительных женского рода после шипящих;
писать с большой буквы имена собственные (клички животных, имена и фамилии людей, географические названия);
подбирать имена существительные, прилагательные, глаголы, близкие и противоположные по значению, использовать в устной и письменной речи;
использовать в речи слова речевого этикета: извинение, просьба, благодарность, приветствие, прощание;
составлять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения;
читать предложения с интонацией сообщения, вопроса, приказа, просьбы. Соблюдать паузы при чтении предложений;
писать предложения с большой буквы; ставить знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный знак);
находить предлоги, правильно писать предлоги со словами, различать предлог и приставку;
определять тему текста, делить текст на смысловые части, озаглавливать текст в соответствии с темой; составлять текст по опорным словам, по вопросам. Восстанавливать последовательность развития действия в тексте. Составлять вопросный план к тексту.
писать словарные диктанты 6-8 слов; обучающие и контрольные диктанты 25-30 слов; изложения – 40-50 слов, сочинения – 4-6 предложений.
Виды и количество письменных работ по русскому языку.
(диктанты, сочинения, изложения - согласно учебной программе по предмету русский язык
(МОН РК, НАО им. Ы. Алтынсарина, 2013).
Вид работы / Класс 2
итого
Четверть
I
II
III
IV
Диктант
1
1
3
2
7
Изложение
0
1
1
1
3
Сочинение
1
2
2
1
6
Словарная работа и списывание проводится, как отдельный вид заданий на уроке. Оценка коллективная не ставится.
«Познание мира»
«Познание мира» для начальной школы является одним из основных предметов образовательной области «Естествознание».
Цель учебного предмета «Познание мира» – формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире, представлений о взаимосвязях природы и человека.
Основные задачи учебного предмета:
1) сформировать любовь к родному краю;
2) дать элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
3) прививать навыки соблюдения безопасного поведения в повседневной жизни при выполнении лабораторных работ и во время экскурсии на природе;
4) дать понятие о системе взаимоотношений «человек - природа»;
5) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
6) защищать и охранять окружающую среду;
7) научить показывать на карте свою Родину, реки и озера родного края, горы и полезные ископаемые;
8) развивать умения различать объекты живой и неживой природы;
9) развивать познавательный интерес и умение находить дополнительную информацию о растениях и животных, природных богатствах родного края, используя при этом полученные знания;
10) развивать наблюдательность, формировать умение анализировать, пополнить жизненный опыт;
11) расширить знания учащихся об окружающем мире, учить понимать взаимосвязь живой природы и человека, закономерности явлений окружающей среды;
12) совершентсвовать знания, умения, навыки освоения научных знаний начальной школы по предметам естественного цикла;
13) сформировать любовь к труду и привить уважение к результатам собственного и чужого труда;
14) дать понятие общественных благ и их ценности.
Количество часов составляет во 2 классе – 1 час в неделю, всего за год – 34 часа.
В процессе изучения содержания учебного материала учитываются межпредметные связис:
1) русским языком. Использование новых слов при связной речи, классификация, сравнение, пополнение словарного запаса;
2) литературным чтением. Чтение рассказов о природе, ее богатствах, заучивание пословиц, поговорок, стихов о природе;
3) математикой. Использование измерительных приборов во время практических работ, расширение понятия о масштабе;
4) музыкой. Подбор и слушание музыки, песни, куйи о природе, человеке;
5) изобразительным искусством. Использование произведений художников о природе, природных явлениях и временах года;
6) трудовым обучением. При изготовлении изделий использовать знания о природных материалах;
7) физической культурой. Обогатить знания о здоровом образе жизни; режиме дня; о вредных привычках, закаливании организма человека.
Базовое содержание учебного предмета для 2 класса:
Взаимоотношения человека с окружающим миром (6 часов)
Природа (8 часов)
Жизнедеятельность растений (10 часов)
Жизнедеятельность животных (10 часов)
Итого: 34 часа
Требования к уровню подготовки учащихся для 2 класса
По завершении 2 класса учащиеся знают:
о взаимоотношении человека с окружающим миром;
о значении и свойствах воды, воздуха и почвы;
о необходимых условиях для размножения растений;
о среде обитания растений;
о домашних и диких животных;
о питании животных и птиц;
о взаимосвязи между растениями и животными;
об условиях для жизнедеятельности животных и птиц;
о роли растений и животных в жизни человека;
отличие рисунка от схемы;
название крупнейших городов Казахстана;
о столице Казахстана.
Учащиеся умеют:
применять компас;
заботиться о домашних животных;
рассказать о достопримечательностях столицы Казахстана и родного края.
4) соблюдать правила дорожного движения, правила пожарной безопасности на экскурсиях, правила поведения в школе и в общественных местах; технику безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.
«Изобразительное искусство»
Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности личности.
Цели обучения:
воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народа Казахстана и других стран;
развитие воображения, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3) воспитание интереса и любви к народному творчеству;
4) развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задачи обучения:
развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции;
3) знакомство с теплыми и холодными цветами и умение их различать;
4) знакомство с видами (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, архитектура) и жанрами (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический и т.д.) изобразительного искусства;
5) овладение художественными навыками (работа с различными материалами и освоении различной изобразительной техники);
6) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
7) развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
8) улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учеников.
Учебный материал представлен 4 блоками:
1) виды художественной деятельности;
2) основы художественной грамоты;
3) познание окружающего мира;
4) содержание художественно-творческой деятельности.
Специфика деления на блоки:
1) первый блок раскрывает содержание учебного материала;
2) второй блок даёт инструментарий для его практической реализации;
3) третий блок намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий;
4) четвертый блок содержит виды и условия деятельности.
Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с дисциплинами:
1) «Грамота», «Русский язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи при анализе произведений искусства, развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов изображения;
2) «Литературное чтение»: обогащение словарного запаса на материале рисунков, развитие умений сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного, развитие умений описывать возможные иллюстрации к прочитанному тексту, изображение в материале прочитанного текста;
3) «Музыка»: использование музыкальных произведений при работе над рисованием;
4) «Познание мира», «Самопознание»: использование природы, окружающего мира в качестве объектов для рисования; использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе рисования по памяти, воображению;
5) «Математика»: использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке, обогащение речи математическими терминами;
6) «Трудовое обучение»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, использование поделок художественного труда для рисования и лепки;
7) «Физическая культура»: проведение разминок, подвижных игр.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:
Во 2ом классе всего – 34 часов, в неделю 1 час
Блок 1. «Виды художественной деятельности»:
1) восприятие произведений искусства;
2) особенности художественного творчества: художник и зритель;
3) образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
4) отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;
5) представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов Казахстана), выдающиеся представители изобразительного искусства народов Казахстана (по выбору), восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и мирового искусства;
6) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
7) рисунок, материалы и техника для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т.д.;
8) приемы работы с различными графическими материалами, роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
9) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;
10) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
11) живопись, живописные материалы, красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;
12) цвет – основа языка живописи, выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами, образы природы и человека в живописи;
13) скульптура, материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа,элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы), объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры,красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры;
14) художественное конструирование, дизайн и архитектура, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.),элементарные приёмы работы различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы; бумага и картон – сминание, сгибание, вырезание), представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека;
15) декоративно-прикладное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека, понятие о характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма), обычаи, традиции и обряды;
16) представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках;
17) сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве,разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве,ознакомление с произведениями народного и декоративно - прикладного искусстваКазахстана.
Блок 2. «Основы художественной грамоты»:
1) композиция, элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;
2) понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции;
3) понятие: линия горизонта, ближе – дальше, больше – меньше, загораживания;
4) роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д;
5) композиционный центр, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия;
6) цвет, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, смешение цветов, роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа, эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
7) многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
8) передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного;
9) форма, разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве, сходство и контраст форм, простые геометрические формы, природные формы, влияние формы предмета на представление о его характере, силуэт;
10) объём, объём в пространстве и объём на плоскости, способы передачи объёма,выразительность объёмных композиций;
11) ритм, виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
12) ритм линий, пятен, цвета;
13) роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке, передача движения в композиции с помощью ритма элементов, особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Блок 3. «Познание окружающего мира»:
1) земля – наш общий дом, наблюдение природы и природных явлений;
2) разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
3) жанр пейзажа, использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы, постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.;
4) восприятие и эмоциональная оценка шедевров казахстанского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, произведения А. Кастеева, А. Г. Галимбаевой, К.Т. Тельжанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К. Моне, В. Ван Гога и др.);
5) знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и др.);
6) роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира, образ человека в искусстве разных народов, образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
7) мой родной Казахстан, роль природных условий в характеристике традиционной культуры народа Казахстана, пейзажи родной природы, единство декоративного строя в украшении юрты, предметов быта, орудий труда, костюма;
8) связь изобразительного искусства с танцами, сказками;
9) образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве;
10) образ человека, образ человека в разных культурах мира, образ современника, жанр портрета, темы любви, дружбы, семьи в искусстве;
11) эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.;
12) образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;
13) искусство дарит людям красоту, искусство вокруг нас, использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
14) представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций разных народов;
15) жанр натюрморта;
16) художественное конструирование и оформление помещений, посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Блок 4. «Содержание художественно-творческой деятельности»:
1) участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности;
2) освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
3) изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животное, растения);
4) овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой;
5) создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики;
6) выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
7) выполнение творческих работ с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
8) использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
9) участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
«Трудовое обучение»
Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» во 2 классе реализуется в рамках следующих учебных курсов: изобразительное искусство, технология, согласноГосударственного общеобязательного станадарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан
Темы по курсу «Правила дорожного движения» интегрируются с учебным предметом«Трудовое обучение».
Основные особенности предмета – формирование знаний о взаимосвязи человека и окружающего мира, понятие о роли деятельности человека в развитии общества, основ технологических умений, навыков. Труд является одним из основных факторов, влияющих на развитие личности учащегося (человеческое, умственное, физическое, эстетическое, экономическое). Формируемые навыки обеспечивают активное восприятие и осмысление полученных знаний и умений.
Основные цели:
1) овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, способами планирования и организации труда;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, способностей ориентироваться в информации разного вида;
3. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
Задачи:
1) формирование основ общетрудовых и специальных умений, навыков, трудовой и экологической культуры;
2) использование знаний и умений, полученных в повседневной жизни и практической деятельности для поиска, воспроизведения, сохранения и применения информации;
3) соблюдение правил личной гигиены и правилбезопасноститруда;
4) самостоятельное конструирование различных изделий;
5) развитие творческих способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и конструкторских способностей;
6) организация коллективного труда на уроке.
В соответствии с типовым учебным планом объем учебной нагрузки по предмету«Трудовое обучение» составляет:
2 класс – 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
Межпредметная связь осуществляется через применение умений и навыков, полученных на других предметах.
1) казахский язык, литературное чтение. При знакомстве с содержанием художественного произведения расширить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать, конкретизировать, комментировать результаты своего труда;
2) математика. Применение измерительных единиц при изготовлений изделий;
3) познание мира. Знакомство учащихся с природными материалами во время экскурсии на природе, сбор материала; получение сведений о явлениях природы;
4) изобразительное искусство. Понятия о сочетании, форме, о различии цветов, чертеже, раскрашивании, рисовании, лепке изделий и предметов; развитие эстетического вкуса учащихся; знакомство с историей возникновения изделий;
5) физическая культура. Развитие мелкой моторики и укрепление мышц рук; знакомство с правилами соблюдения санитарно-гигиенических требований во время работы.
Содержание учебного предмета «Трудовое обучение» состоит из двух разделов:
1) технический труд. Работа с природными материалами, конструирование мозаики, «оживление» героев лесного царства, работа по схеме, рисунку, конструирование изделий из бумаги, техническое моделирование и конструирование, работа с тканью;
2) художественный труд. Знакомство с национальной одеждой, национальные ювелирные изделия, особенности национального орнамента, работа с пластилином.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
По завершении 2 класса учащиеся знают:
1) свойства используемых материалов;
2) технику безопасности при работе с ножницами и иголкой;
3) об изделиях, изготовленных из ниток и шнурков;
4) о национальных ювелирных изделиях и узорах;
5) последовательность изготовления игрушек из ткани;
6) о роли бумаги в производстве и в жизнедеятельности человека;
7) названия инструментов для чертежа;
8) о видах тамбурного шва.
9) краткие сведения о тканях;
По завершении 2 класса учащиеся умеют:
1) конструировать аппликации из бумаги;
2) конструировать модели;
3) изготавливать по образцу украшения из бумаги и проволки;
4) лепить из пластилина по схеме и рисунку.
5) пришивать пуговицу;
6) подбирать природные материалы и изготавливать изделия по образцу.