Отчёт по методической теме
«Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в традиционной системе обучения»
Над данной методической темой работала 2 года. Данная тема возникла по причине того, что в новом наборе первоклассников подобрались дети, которые с начала учебного года не только плохо считали, но и путали знаки арифметических действий. Так, перед изучением табличных случаев умножения, и появилась идея работы над данной темой.
Цель: показать значимость формирования вычислительных навыков у младших школьников, обобщить систему работы над вычислительными навыками.
Задачи:
- рассмотреть особенности работы по формированию у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков;
-научить младших школьников быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления;
-облегчить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- показать результативность данных упражнений.
Актуальность
Ошибочно думать, что в век развития электронных средств вычислительной техники, широкого внедрения их во все сферы жизни и в систему образования, задача формирования вычислительных навыков отодвинулась на второй план. В настоящее время названные навыки могут реализоваться как с применением электронно-вычислительных устройств, так и без такого применения. Умение пользоваться вычислительной техникой тоже требует определённого уровня, определённых качеств вычислительных навыков.
Таким образом, формирование вычислительных навыков воспитывает такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность, развивает логическое мышление детей, формирует гибкость ума, что позволит им найти много вариантов решения проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализовываться. Всё это формирует диалектически мыслящих людей, которые не боятся рисковать, и ответственны за свои решения. Именно такие люди нужны современному обществу.
Навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строиться весь начальный курс обучения математике предусматривает, формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений.
В моей практике был такой случай: девочка училась очень хорошо, но как только пришла пора изучения таблицы умножения, у неё возникли проблемы – результат арифметического действия находила с помощью присчитывания одинаковых слагаемых, на что тратила огромное количество времени на уроке. А вот когда настала пора внетабличных способов умножения – открылись ещё большие проблемы. Тогда было принято решение: выходить к доске с подсказкой (таблицей умножения), но при этом оценка за вычисление снижалась на один балл. И результат был получен. Через месяц ученица вышла без опоры на таблицу умножения, показав отличный результат. У девочки, как оказалось, по результатам диагностики, была лучше развита визуальная память.
![]()
| количество учащихся в классе | количество справившихся учащихся | % качества |
1 четверть | 26 | 5 чел. | 19% |
2 четверть | 26 | 7 чел. | 27% |
3 четверть | 26 | 15 чел. | 58% |
4 четверть | 26 | 21 чел. | 81% |
Набрав первоклассников, в 2014 году вновь пришлось столкнуться с проблемой вычислительных навыков, но уже в 1 классе. Так, по вышеуказанной таблице видно, что в 1 четверти % качества – 19%, а к концу года – 81 %
И чтобы предупредить проблемы с изучением табличных случаев умножения, подготовительная работа велась сначала 2 класса через уроки внеклассной математики. Саму таблицу умножения мы стали учить не по порядку, а по принципу того, в чём хорошо ориентируются обучающиеся – собственный опыт.
Так как в настоящее время, по опыту работы, встречаются дети с кинестетической памятью, начали изучение с приёма умножения на пальчиках.
Волшебные пальчики (таблица умножения на 9).
Всего один: и сложный и простой 7●8=56 или 56=7●8 (числа идут по порядку и такого результат в таблице больше не существует).
Счёт парами (таблица умножения на 2).
построение тройками на уроках физкультуры (таблица умножения на 3).
Ориентирование по часам (таблица умножения на 5).
Рифмовки: 5 на 5, 6 на 6, 6 на 8, 6 на 4 .
Умножение на 6, 7, 8 – взяли на завершающий этап, так как выражений осталось немного, используя переместительное свойство сложения.
| количество учащихся в классе | количество справившихся учащихся | % качества |
1 неделя | 26 | 12 чел. | 46% |
2 неделя | 26 | 18 чел. | 70% |
3 неделя | 26 | 23 чел. | 88% |
4 неделя | 26 | 26 чел. | 100% |
![]()
Таким образом, таблица умножения, была представлена в недельный срок.
Впереди была практика. И чтоб ученики убедились окончательно в том, что знание таблицы умножения, как и счёт в пределах 10/20 будет им необходим всю жизнь, в качестве доказательства предложила итальянский приём умножения «Сетка». Смысл данного приёма заключается в том, что зная таблицу умножения и сложение в пределах 20, можно вычислить любое числовое выражение с многозначными числами. Пусть не умея читать 5-ти, 8-мизначные числа, ученики могли сверить результат с помощью калькулятора. И теперь при выполнении самостоятельных, контрольных работ по математике процент качества вычислительных навыков намного выше, чем в 1 классе.
С данным приём умножения «Сетка» выступала на заседании ЦМК учителей математики среднего звена и на краевой конференции с темой «Реализация принципа преемственности по формированию вычислительных навыков обучающихся на уроке математики».
Данная работа позволила вызвать больший интерес среди обучающихся к нестандартным приёмам вычислительных навыкам.
Так на одном из уроков внеклассной математики ученик предложил показать приём, показанный мамой, умножения однозначного числа на 11, данная тема была мною подхвачена – умножать можно любое многозначное число на 11.
Приём умножения на 11 любого числа сводится к сложению соседних чисел. К примеру, умножим 51726 на 11. Вначале пишем первую цифру «5», затем последнюю «6», а между ними суммируем все цифры последовательно.
Затем познакомились с числом «Шахерезады» - 1001. Суть сводится к тому, что у этого хитрого числа есть и свое хитрое правило: если умножить на него любое трехзначное число, это самое трехзначное число повторится дважды:1001●202=202202, а если умножать на двузначное число, то между двузначными числами записывается – 0. Число 1001 является палиндромом, то есть справа – налево читается одинаково.
Таким образом, проблема вычислительных навыков к 4 классу, практически, решилась. Бывают, правда, случаи, когда встречаются ошибки из-за невнимательности обучающихся.
Данный опыт может применяться любым учителем начальных классов в общеобразовательной школе.
Последователям данного опыта рекомендуется учесть, что формирование вычислительных навыков младших школьников одна из главных задач начальной ступени образования. В связи с чем, необходимо работать над формированием мыслительной деятельности учащихся начиная с первых дней обучения.
Для формирования вычислительных навыков среди учащихся мною была использована литература:
Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. — М.: Просвещение, 1990
М.В. Емельяненко. Система развивающих заданий по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа, 1996.
Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – В., 2006.
Людмилов Д.С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей, 2005.
Мочалова, Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения, 2001.
Дата: 30.10.2017
Подпись: /О.А.Мозжегорова/
«Представленная информация достоверна»
Зав.отделением НОО: /Т.Ю. Алексеева/
Дата: