СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по теме "Адаптация первоклассников", 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлен полный отчёт по адаптации первоклассников за октябрь-ноябрь. В отчёте предоставлены сведения не только жилищно-бытовых условий, но и информация адаптирования первоклассников к школьной жизни...

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по теме "Адаптация первоклассников", 1 класс»



Государственное учреждение образования

«Ясли-сад – базовая школа № 11 г. Полоцка»



































Подготовила

учитель начальных классов

Юницина Светлана Анатольевна



г. Полоцк, 2020 г.

Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. И поэтому в начале учебного года перед мной стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников.

В первом классе – 25 человек. Из них девочек – 9, мальчиков – 16. Возрастной состав: 18 человек – 6 лет, 5 человек – 7 лет, 2 человека – 8 лет.

Полных семей – 23. Неполных – 2 семьи (1-отец умер, 1-у матери полная семья, у отца – неполная, ребёнок живёт с отцом, только на выходных – у матери). Ещё есть семья: отец взял на воспитание своих детей у бывшей жены. Судом определено место жительства у новой жены. Многодетных – на 01.09. – 10 семей.

С августа по конец октября были посещены 6 семей учащихся: Атрашкевича Игната, Зайко Павла, Иванковича Романа, Котова Давида, Михеенко Софии, Рынцевича Богдана. Из этих семей в благоустроенных квартирах проживают 2 учащихся – Зайко Павел в однокомнатной, где у ребёнка есть своё спальное место, рабочий стол, место для игр, у Котова Давида – съёмная благоустроенная квартира, где у Давида есть своё место, всё необходимое для жизни и развития несовершеннолетнего.

Остальные учащиеся проживают в частных домах, с частичным благоустройством, но есть свои места для игр и занятий или свои комнаты.

В связи с эпидемиологической ситуацией в городе посещения на дому у остальных учащихся были перенесены на ноябрь месяц, родителями были заполнены карты учащихся, в которых указали следующие данные:

- сведения о родителях;

-сведения о состоянии здоровья ребёнка;

-жилищные условия;

-вопросник-знакомство. Теперь я заочно могу сказать о каждом ребёнке в отдельности: 3 учащихся живут в благоустроенных квартирах (Бодялова Анастасия, Телица Дана, Шелепнёв Богдан), семья Котова Давида снимают благоустроенную квартиру. Остальные 21 учащихся проживают в частных домах с электрическим – 1 семья (Лебедевы), паровым – 3 семьи (Белоусов, Петров, Хорава), газовым – 9 семей (Шендо, Стуков, Стержанов, Рынцевич, Михеенко, Касатая, Глушнёв, Бобровских, Атоманова) печным – 6 семей (Атрашкевич, Валентик, Иванкович, Семенюк, Стальнов, Струй) отоплением. У 19 учащихся все удобства в доме и имеется отдельная комната, у 6 учащихся частичные удобства, отдельной комнаты нет, но организовано рабочее место для занятий и игр.

До поступления в школу все дети посещали разные детские сады, из них 12 детей посещали наш детский сад. Все дети пришли в школу с разным уровнем подготовки. И, моя задача, как учителя и классного руководителя, организовать учебный и воспитательный процесс так, чтобы каждому учащемуся 1 класса было комфортно. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Но большинство первоклассников пришли очень шумными, конфликтными, отвлекались на уроках. Им нужно было помочь утвердиться на позиции школьника, почувствовать себя принятым в школьную семью. Ребенок должен быть уверен в своих силах. Для этого с детьми проводила беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила.

В начальный период обучения «Введение в школьную жизнь» были созданы благоприятные условия для адаптации (сокращенный рабочий день, три урока по 35 минут 4 урок – урок физкультуры или музыки, так же проводились факультативные занятия, домашние задания не задаются, на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме, последние уроки проводятся в не стандартной форме - уроки – экскурсии, уроки – игры. Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим питанием охвачены все дети.

Для многих детей характерны такие качества, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением. Это связано с особенностями их психики, поэтому я стараюсь не делать резких замечаний, не одергивать их, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения учитываю индивидуальные особенности ученика. Подчеркиваю достоинства и успехи детей. С самого начала поддерживаю общую самооценку ребенка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу, словесная похвала, кивок головой, улыбка, хвалить исполнителя, критиковать только исполнение, предлагаю ребёнку оценить разные стороны своей работы.

Воспитательные моменты включаются в урок, на перемене воспитание происходит по ситуации, а также собственный пример учителя и родителей.

В целом родители заинтересованы жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей. Регулярно посещали школу по мере необходимости. Но, в сложившейся ситуации общение ведётся по телефону и в группе «вайбер». Оказывают помощь классу, стараются сотрудничать с учителем, воспитателем группы продлённого дня, стараюсь вырабатывать единство требований семьи и школы. Но, к сожалению, есть и конфликтные родители. Приходиться проводить индивидуальную работу с такими родителями. Стараюсь сглаживать конфликтные ситуации. Устанавливать связь между школой и родителями. В сентябре, в субботу был организован роллер-квест "ДрайВОстров" Родители: Петрова Т.В. и Семенюк Н.В приняли участие и, как оказалось, остались довольны своим участием. Не остались равнодушными многие родители и дети по сбору макулатуры и участие в школьной осенней выставке. А рекомендации по теме «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня в жизни школьника» были организованы в группе «вайбер». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период. Кроме этого в контакте создала сообщество родителей по обучению, развитию и воспитанию наших детей и знакомлю с новинками.

Некоторые обучающиеся на момент поступления в первый класс имели низкий уровень подготовки к школе и в течении двух месяцев дети по-разному адаптировались к школе. Дети, которые посещали наш детский сад без проблем влились в школьный коллектив, занятия для них не в новинку. По поводу правил поведения были вопросы, но они решаемы. Дети, которые посещали школу выходного дня «Знайка», так же не вызывали тревог, разве что Струй Марк, для которого было новинкой много мальчишек в классе, и, значит выяснения отношений, начались, но идёт работа над этими выяснениям. В этом мне помогает Телица Д.А., родитель и тренер, который большую часть мальчиков взял в спортивную секцию по кигбоксинку и работает над поведением. Атоманова Мария, Белоусов Артём, Глушнёв Артём, Зайко Павел, Котов Давид, Стальнов Архип, Петров Андрей, Телица Дана, быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение без видимого напряжения выполняет требования учителя. Освоились с режим работы в школе, на уроках всегда активны.

Некоторые ученики могли во время урока играть, выяснять отношения с другими учащимися, не реагировать на замечания учителя, но к концу первой четверти их реакция на требования учителя стала более адекватной.

В классе есть и третья группа детей. К значительным трудностям в учебных делах прибавляются еще трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы проявления. Резкие выбросы отрицательных эмоций. Часто проявляется реакция протеста. Неадекватно реагируют на замечание учителя. Это Лебедев Владислав. Были дни, в которые ребёнок спал на уроках. По моей просьбе ребёнка забирали домой, так как выспавшись на уроках мешал бы детям отдыхать в группе продлённого дня.

У этого ребёнка отрицание всего: что он самый плохой, ничего не нравится, он не мальчик и не девочка. Занимался только тогда, когда было желание (оно было редко), если пробовала приобщить к занятиям без желания: рвал тетрадь, ломал ручки. Было бы хорошо, если бы в школе с таким ребёнком постоянно работал психолог. Я постоянно обращалась за помощью к психологу. Была мама, проходил разговор с ней. Пока видимые сдвиги наблюдаются не очень часто.

Есть ещё ученик, которому требуется индивидуальная помощь. Это Шелепнёв Богдан. Он должен учиться по программе 2 класса, но программа 1 класса не усвоена. Читает по слогам, отвечает на вопросы по прочитанному. Но вообще не развита рука. Чтобы что то написать или обвести, нужно фиксировать руку. Поэтому с ним идёт работа на стимулирующих и поддерживающих занятия, на платных занятиях. На занятиях с педагогом-дефектологом.

У большинства детей наблюдается нарушение речи. Эти дети нуждаются в помощи педагога-дефектолога, и эти занятия проходят согласно расписания.

На начало учебного года 10 человек умеют читать по слогам, 15 не умеют читать, некоторые из этих 15 детей даже не знали букв. В течении букварного периода знакомимся с буквами и дети учатся складывать слоги, и читать слоги, понимать смысл прочитанного. Многие дети испытывали затруднения во владении навыками письма, так как у них слабо развита моторика рук, ручкой работают с напряжением.

На уроках математики учились воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, моделировать разнообразные расположения объектов в пространстве по их описанию. И с использованием слов (вверху, внизу, за, между) но (слева и справа) еще путают. Сравнивать числа в пределах 10. Умение соотносить предмет и цифру; классифицировать предметы по цвету, по форме, размеру. И с полной уверенностью могу заверить, что большая часть детей знают учебную программу за 1 четверть по предметам:

Математика

Знаем цифры 1 - 4 и их правильное написание.

Знаем состав чисел 1-5.

(2 – это 1 и 1. 3 – это 1 и 2; 2 и 1. 4 – это 1 и 3; 2 и 2; 3 и 1.)

Решаем примеры на сложение и вычитание в пределах четырёх без помощи пальцев (не все).

Умеем сравнивать числа. Читаем только слева направо (34 три меньше четырёх; 4 2 четыре больше двух).

1

В сторону меньшего числа знак обращен уголком — закрытым «клювиком», а в сторону большего числа — открытым «клювиком».)

Знак «

2 1

Знак «» заменяет слово «больше». Слева направо читаем: два больше одного.

Составляем задачи по рисунку.

Знаем времена года, дни недели, месяцы.

- Расскажите по порядку дни недели.

- С какого дня начинается неделя?

- Какой день заканчивает неделю?

- Почему вторник так назвали?

- Объясните название дней недели: среда, четверг, пятница.

- Как называется день, следующий за пятницей?


Русский язык

Наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Предложение может состоять из одного или нескольких слов. (Наступила осень. Похолодало.)

Предложение выражает законченную мысль, а слово имеет смысл.

В нашей речи есть близкие по значению слова.

Предложение начинаем писать с большой буквы.

Часовщик чинит часы.

(«Пишем» первое слово часовщик с высокой чёрточкой, отступаем – «пишем» второе слово чинит, отступаем – «пишем» третье слово часы, ставим точку)

Предложения состоят из слов. Если в предложении о чём-то спрашивается, то в конце него ставится не точка, а вопросительный знак. Отвечаем на вопрос полным предложением. Ответы надо хорошо обдумывать и произносить их громко, чётко, чтобы всем было слышно.

Слова состоят из слогов. Один из слогов в слове произносится с большей силой голоса, более протяжно. В слове только один ударный слог.

Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно. Такой слог называется ударным.

Для определения ударного слога может быть использован приём: «Позови кого-нибудь

Дети зовут: «Ли-са-а-а! Мы-ы-ыш-ка! Во-о-олк! (обращается внимание на один слог в слове) Ля-гу-у-уш-ка!»

Звук нельзя увидеть, звуки мы слышим и произносим.

Женя (Слово)

Женя заводит юлу. (Предложение)

Же (Слог)

[Ж] (Звук)

Можем делить слова на слоги, ставить ударение в словах.

Умеем правильно писать все изученные элементы букв (высылала фото ранее).

Умеем правильно писать буквы А,а; У,у.



Каждого ребенка обучаю на уровне его возможностей и способностей. Проводя психологические наблюдения, пришла к выводу, что у большинства детей сформировалась положительное отношение к школе, дети школу посещают охотно.

Таким образом, задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены. Условия, для того, чтобы ребёнок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы. А вообще, адаптационный период в первой четверти не заканчивается, так как ребенок постоянно приспосабливается. А моя задача ему в этом помочь. И на следующую четверть поставила перед собой такие задачи:

- продолжать создавать ситуацию успеха;

-способствовать сплочению классного коллектива;

-формирования доброжелательного отношения между одноклассниками;

-создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

-развивать творческие, интеллектуальные и физические возможности детей.


Классный руководитель: Юницина С.А.