СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое музыкальное занятие "Логоритмические упражнения в разных видах музыкальной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова (Г. А. Волкова).  Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы, а также это -комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного дыхания;
  • развитие способности ориентироваться в пространстве;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  • формирование навыка релаксации;
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Просмотр содержимого документа
«Открытое музыкальное занятие "Логоритмические упражнения в разных видах музыкальной деятельности"»

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова (Г. А. Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы, а также это -комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

  • формирование правильного дыхания;

  • развитие способности ориентироваться в пространстве;

  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

  • формирование навыка релаксации;

  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях:

В своей работе с детьми с использованием логоритмики выделяю два основных направления:

Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

На подготовительном этапе обычно я использую упражнения на развитие:

-общих речевых навыков - дыхания, голоса, это различные распевки;

-упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;

-упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);

-подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций).

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.



МАСТЕР – КЛАСС

ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1 этап занятия: Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад « Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Педагог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в зависимости от их настроения);

в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу;

в процессе игр – драматизаций - чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.


2 этап: Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр, упражнений:

-стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

-совершенствует внимание и память;

-формирует ассоциативно-образное мышление;

-облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Пальчиковая гимнастика
«Здравствуйте»
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице ( дети стоят в кругу, руки опущены)
Даже, здравствуй, говорю
Я соседней курице (помахать крыльями)
Здравствуй, солнце золотое! (руки наискось)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачать руками)
Здравствуй, маленький дубок! ( двумя руками изобразить дерево)
Здравствуй, утро! (жест вправо)
Здравствуй, день! (жест влево)
Нам здороваться не лень! (показать на себя и развести руки в стороны)


3 этап: Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.
Задачи: координация движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом, развитие внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, речеслуховой памяти, выработка правильного ритма дыхания.

"Паровоз" муз.и сл. Л.Вахрушевой (журнал "Музыкальный руководитель" №8, 2011г. стр.55-56)

  1. Едет, едет паровоз, ( дети маршируют по кругу)

Слышен, слышен стук колес

А в вагончиках сидят

Много маленьких ребят.

Припев: Чу-чу-чу, всех сегодня прокачу! ( согнуть руки в локтях, выполнять топающий шаг)

Скоро будет поворот, там, где солнышко встает.

  1. Едет, едет паровоз, ( дети маршируют по кругу)

Слышен, слышен стук колес

Чу-чу-чу,

Всех сегодня прокачу!

Музыкальный руководитель: Побежали вдоль реки дети наперегонки (легкий бег на носочках)

Смена музыки – марш по выбору музыкального руководителя.

Дети произносят слова и маршируют: Мы идем: та-та-та, та-та, та-та, та-та, та!

Ходьба на носочках: Мы поем: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля!

Топающий шаг: Мы едем: ту-ту-ту, ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту!

Стоят на месте, руки рупором: Мы кричим: ау! ау!

Музыкальный руководитель: Зайка по лесу скакал, (прыжки, руки на поясе)

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке (присесть, показать ушки на макушке)

Поднялись как стрелки ушки.

Смена музыки – марш по выбору музыкального руководителя.

Дети произносят слова и маршируют: Мы идем: та-та-та, та-та, та-та, та-та, та!

Ходьба на носочках: Мы поем: ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля!

Топающий шаг: Мы едем: ту-ту-ту, ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту!

Стоят на месте, руки рупором: Мы кричим: ау! ау!

  1. этап: Упражнение на дыхание « В Лесу»

Музыкальный руководитель: « Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.

  1. этап: Слушание (пассивное и активное)

«Вальс» - Чайковского - релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние. Можно предложить детям выполнять плавные движения руками сидя на стульях и т.д.

Упражнение «Весенняя телеграмма» В.Суслова - развитие музыкально-ритмического слуха, метроритма, фиксация взора на музыкальном молоточке. Музыкальный руководитель играет на молоточке, дети передают ритм хлопками.

Музыкальный руководитель:

-Дятел сел на толстый сук-

Тук да тук! Тук да тук! (ровные доли).

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук! Тук да тук!

Телеграммы срочно шлет-

Туки-туки-тук! Туки-туки-тук!

Что весна уже идет-

Туки-туки-тук! Туки-туки-тук! (дробные доли).

Что растаял снег вокруг-

Туки-тук! Туки-тук!

Дятел зиму зимовал

Тук да тук! Тук да тук!

В жарких странах не бывал-

Тук да тук! Тук да тук!

И понятно почему скучно дятлу одному!

Молодцы! Точно передали стук дятла.

Игра «Поработаем» (АМО) - развитие музыкально-ритмических способностей – чувство ритма, ритмический слух. Развитие работоспособности: хватательных движений кистей рук; внимание, сосредоточенность, аккуратность в укладке кубиков. Дети передают ритмический рисунок мелодии при помощи 4-х кубиков, перекладывая их на столе, обязательно выделяя сильную долю.

Упражнение «С гимнастическими палками» (АМО) - способность развитию чувства ритма, работоспособности рук, выработка правильной осанки, прослеживающие функции глаз, координация музыки и движений.

Музыкальный руководитель: Послушайте мелодию. «Ах вы, сени, мои сени»-русская народная мелодия. Дети берут палку с обоих концов, имитируют движения пилы, передавая ритм мелодии, двигая рукой точно в такт музыки.

в работе в парах – ведущую роль берет на себя музыкально более одаренный ребенок.

6 этап. Пение.

Перед разучиванием или исполнением песен необходимо выполнить дыхательную гимнастику – Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Упражнение: «Задуй свечу».

Задачи: обогащение кислородом крови омывающей ткани глаза, улучшение кровообращения (для улучшения кровоснабжения глаза)

Упражнение на дыхание « Вертушки».

Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).

Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.

Разучивание песни с элементами ритмодекламации:

( слова песни произносятся в заданном ритме)

«Есть такие люди – дети!»- слова Л.Шубной, музыка А.Бордуна (региональный компонент)





7 этап. Музыкально-ритмические движения, танцы с применение логоритмики.

Для детей 2 младшей, средней групп-"Танец с лентами для малышей" муз.и сл. Т Петровой. (журнал "Музыкальный руководитель" №8, 2011г. стр.55-56)

На проигрыш – легкий бег по кругу, в руках держат ленты.

  1. Ленты взяли малыши (движения под слова)

Плавно ленточкой маши.

Вправо, влево повторяй,

Но друзей не задевай!

На проигрыш - легкий бег по кругу, ленты в руках.

  1. Мы поднимем ленты вверх- (движения под слова)

Ручки ровные у всех.

А теперь туда – сюда,

Веселее, раз и два!

Для детей старшей, подготовительной групп: «Зверобика» муз.Б.Савельева, слова А.Хайта и А.Левенбука. (журнал «М/Р №8, 2007г, стр.64)

1.Уселась кошка на окошко (руки на пояс, покачивание головой в стороны)

И стала лапой ушки мыть.

Понаблюдай за ней немножко

Ее движенья можем повторить!

Припев: Раз, два, три - ну-ка, повтори!-2 раза (правой рукой, затем левой показывают движения кошки)

Три, четыре, пять – повтори опять-2 раза (показывают двумя руками вместе)

Очень хорошо! (хлопки)

2.Змея ползет лесной тропою (движения 1 куплета)

Как лента, по земле скользит.

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

Припев: Раз, два, три - ну-ка, повтори!-2 раза (правой рукой, затем левой показывают движения змеи)

Три, четыре, пять – повтори опять-2 раза (показывают двумя руками вместе)

Очень хорошо! (хлопки)

  1. Мартышка к нам спустилась с ветки (руки у головы, пальцы растопырены, покачивания головой)

Мартышку надо уважать!

Ведь обезьяны – наши предки,

А предкам, детки, надо подражать!

Припев: Раз, два, три - ну-ка, повтори!-2 раза (три прыжка в правую сторону, движение -хвостики, три прыжка в левую сторону, «хвостики»)

Три, четыре, пять – повтори опять-2 раза (три прыжка в правую сторону, движение -хвостики, три прыжка в левую сторону, «хвостики»)

Очень хорошо! (хлопки)

  1. Весь день стоит в болоте цапля (движения 1 куплета)

И ловит клювом лягушат.

Ни трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

Припев: Раз, два, три - ну-ка, повтори!-2 раза (руки в стороны, стоят на правой ноге)

Три, четыре, пять – повтори опять-2 раза (руки в стороны, стоят на левой ноге)

Очень хорошо! (хлопки)

  1. Живет на свете очень много (руки на пояс, покачивание головой в стороны)

Мартышек (руками изобразить уши),

Кошек (ушки на макушке)

Птиц (взмахи руками)

И змей (двумя руками движения змеи)

Но, человек, ты друг природы (показать правой рукой на себя, двумя руками круговое движение)

  1. И должен знать повадки всех зверей (руки на пояс, покачивание головой в стороны)

Припев: Раз, два, три - ну-ка, повтори! (движения кошки)

Раз, два, три- ну-ка, повтори! (движения змеи)

Три, четыре, пять – повтори опять! (движения мартышки)

Три, четыре, пять – повтори опять! (движения цапли)

Очень хорошо! (хлопки)

Танцы по выбору музыкального руководителя: «Разноцветная игра», «Гномики», «Танцуем сидя» ( c элементами ритмопластики)

«Веселые путешественники» - танец с применением элементов ритмопластики.

Музыка М. Старокадомского

Задачи: развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

Описание движений:

И.П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом.

1 фигура - 1 куплет - Ходьба друг за другом бодрым шагом.

Мы едем, едем, едем в далекие края

Хорошие соседи, веселые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем

О том, как нам живется, о том ,как мы поем!
Припев:

И. П. - стоя лицом в круг.

На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.

На слова «Мы везем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",

«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,

«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,

«обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,

«попугая» - наклон в том же положении влево,

«вот» - руки вперед.

«компания какая» - руки опустить.

Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.

2 фигура-2 куплет

Нам солнышко светило, нам ветер навивал,

В пути не скучно было и каждый напевал

Запев: ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)

Припев: движения те же.

3 фигура -3 куплет

Мы ехали, мы пели и с песенкой такой

Все вместе как сумели приехали домой!

Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).

Припев: движения те же.

На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.

6 этап. Подвижная игра.

Игра «Гусеница» - на развитие координации движений, групповую работу.

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности. Игра учит доверию, помогает детям справляться с застенчивостью, тревожностью. Полезна для гиперактивных детей.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Ведущий дает инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Игра «Самолет»

Цель: формирование положительного эмоционального настроя, общения со сверстниками. Развитие прослеживающих функций, ориентировки в пространстве, по цвету, координации движений. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Дети стоят врассыпную по залу, произносят слова:

Пролетает самолет (указательным пальцем правой руки показывают движение самолета в небе, глазами следят за пальцем)

С ним собрался я в полет (движения те же)

Правое крыло отвел (правую руку в сторону, посмотреть на руку)

Левое крыло отвел (левую руку в сторону)

Я мотор завожу (вращательные движения руками)

И внимательно слежу (движения те же)

Поднимаюсь ввысь – лечу_(встать на носки, потянуться)

Возвращаться не хочу! ( «летят» под музыку по залу).

По окончании музыки занимают место на аэродроме по сигналу воспитателя (красный, желтый, зеленый, синий).

7 этап. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».










































Представлено

на открытый просмотр

от 21 апреля 2022г.














МАСТЕР – КЛАСС

ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






















Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР «Детский сад№15 «Юсишка»

Жигалова Елена Николаевна







Материалы и оборудование:

  1. Музыкальный молоточек.

  2. Цветные деревянные кубики.

  3. Гимнастические палки.

  4. Цветные ленты.

  5. Мячи.

  6. Цветные ориентиры.


Литература:

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального

сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете»

О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения- Волгоград: Учитель,2011-204с.






















ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам- «Рукавичка»,»Теремок»,»Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

совершенствует внимание и память;

формирует ассоциативно-образное мышление;

облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.










ПСИХОГИМНАСТИКА

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.

Снятие эмоционального напряжения.

Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции.

Коррекция настроения и отдельных черт характера.

Обучение ауторелаксации.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.





















ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем
центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики:

обучение детей простейшим артикуляционным движ ниям по подражанию взрослому;

выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

















РИТМОПЛАСТИКА

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях

под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для млад ших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с чет кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по фор ме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дож дик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно

разнообразны ми по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);

разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения( по рекомендации и под наблюдением педиатра), и др.















ЛОГОРИТМИКА.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует

активность детей к речевой и другим формам деятельности.












Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием логоритмики и здоровьесберегающих технологий

( виды деятельности варьируются в зависимости от

плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.






























Л О Г О Р И Т М И Ч Е С К И Е У П Р А Ж Н Е Н И Я

в разных видах музыкальной деятельности