СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Краски весны"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Краски весны"»

5


Подгрупповое логопедическое занятие.

Тема: «Краски весны».

Группа: подготовительная.

Речевые заключения: Общее недоразвитие речи, фонетико – фонематическое недоразвитие.

Цель: Расширение и активизация словаря детей по теме «Весна». Обобщение и закрепление полученных знаний. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.

-Закрепить умения подбирать слова – действия, согласовывать их с существительными.

-Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

-Закрепить знания о предлогах, уметь правильно подбирать их и строить предложения.

- Развивать связную речь дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей. При составлении синквейна - добиться умения кратко выражать свои мысли.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить замечать красоту природы.

Оздоровительные задачи:

-Развитие координации речи с движением; развитие глазодвигательных мыщц; стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц (самомассаж); воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок (кольца су-джок); выполнение релаксационных упражнений способствующих успокоению (релаксация).

Оборудование:

Слайды с изображением весенней картинки (не цветной и цветной, весны), клубок, конверты с «красками» весны, картинки и схемы предлогов, платочки разных цветов, зрительный тренажёр «Солнышко», пружинки Су-джок, модели для составления синквейна, мультимедийная доска, компьютер, проектор.



Ход занятия:

1. Приветствие.

- Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка, земля (наклон руки вниз)

Здравствуйте мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

-А вы умеете разгадывать загадки? Тогда слушайте.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Проводится массаж лица

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дует тёплый ветерок (лёгкие массажные движения).

По склонам и пригоркам бегут весенние ручьи.

Появились первые проталинки (нажатие).

Дождик ещё прохладный. (Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз (Пощипывание).

А днём снова светит тёплое ласковое солнышко (Снова поглаживание).

Дыхательная гимнастика

-Вздохнули весенний воздух. (дыхательные упражнения)

-Какой воздух весной? (Чистый, свежий)

-Можно по запаху почувствовать весну?

-Что ещё может нам помочь узнать весну? Мы можем увидеть глазками, т. е. с помощью зрения.

(Появляется весенняя картина, не цветная).

-Можно сказать, что это весенняя картина? Почему? Как вы думаете, что случилось?

-Кто-то забрал у Весны краски. Кто это мог быть? Может быть, зима не хочет уступать дорогу весне и поэтому картинка в белом цвете. Нравится вам такая весна? Предлагаю отправиться к Весне, может ей нужна наша помощь.

А поможет нам туда отправится «волшебный» клубок (массажный мячик). Запоминайте заветные слова. (Логопед проговаривает слова, затем по кругу передаём клубок)

Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Через все дорожки
К Весне на порожек.

(Картинка красавицы Весны)

- Посмотрите, какая красавица Весна нас встречает. И она просит нас помочь вернуть ей весенние краски. Они находятся в этих «заколдованных» конвертах. Зима закрыла их с помощью заклинаний. Попробуем их расколдовать. На каждом конверте зашифровано предложение. Необходимо выбрать нужный предлог и составить предложение правильно.

-Что такое предлоги? Это маленькие слова, которые помогают правильно построить предложение. Назовите, какие предлоги вы знаете.

-А чтобы мы быстрее справились с заданиями «разобьёмся» на пары. Помогут нам в этом разрезные картинки. Ты картинку собери, пару нужную найди. Нашли свою пару? Держите по конверту и схемы предлогов, составляем предложения. Кто готов говорим вместе «Мы готовы». (4 пары присаживаются за «пенёчки», раскладывают предлоги, выбирают нужные).

Ёжик ёлка


Над, в, за, между

(зелёный)

Ручеёк дерево


К, у, из-за, через (голубой)

Подснежник проталинка


На, в, из-под, над (пёстрый)

Солнышко весенняя полянка


От , из, под, над (жёлтый)


-Нам нужно собрать все конверты, первая пара называет своё предложение. (Передают конверт педагогу, дети проверяют правильность построения предложения. Проверяем все предложения).

-Снимаем заклинание и открываем первый конверт. И это краска какого цвета? (Достаю жёлтый платочек). Кто расколдовал жёлтую краску? (Выдаю детям платочки), значит вам и раскрашивать.

- Что мы можем весной раскрасить жёлтым цветом? (Ответы детей).

-Конечно самое главное, это солнышко, которое согревает всю землю. Солнце весной, какое? (яркое, весеннее, слепящее).

- (Зрительный тренажёр «Солнышко»). Последим глазками за солнышком.

-Открываем второй конверт. Краски синего и голубого цвета (достаю платочки). Что мы раскрасим голубым и синим цветом?

-Главная примета весны, это голубые ручейки. А какие весной ручьи? (быстрые, журчащие, холодные, звонкие)

- Следующий конверт, с краской зелёного цвета. Что мы раскрасим зелёным цветом?

-Главное украшение весны, это первая зелёная травка. А какая весной трава? (молодая, зелёная, нежная).

-Остался ещё один конверт. Посмотрите какое разноцветие (пёстрый шарф и красные платочки). Какие цвета мы видим и что ими раскрасим? Недаром говорят: Весна – красна.

-А какие ещё у весны могут быть краски? Чёрные проталины, белые подснежники…

-Расправили все цвета (дети встают в круг), посмотрите, как красиво! Соберём все «краски и раскрасим весну».

Песенка «Весеа. Сирень», подпеваем и выполняем движения с платочками. (Появляется красочная картинка весны).

-Соберёмся на проталинке и попробуем подобрать слова действия (су-джок), а помогут нам в этом волшебные колечки.

-Слова-действия, на какие вопросы отвечают? Что делает? Что делают?

Нанизываем колечко на пальчик и перечисляем. Саша весной солнце что делает…греет, Андрюша весной ручьи, что делают? (снег, подснежник, трава, почки).

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

(собираем колечки).

-Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к весне.

Слова: пригревает, тает, вьюжит, журчит, набухает, прилетают, ледоход, метёт, капает.

–Мы с вами знаем, что весну можно узнать по запаху, по цвету. А ещё с помощью чего можно почувствовать и узнать весну? С помощью слуха. Какие звуки мы можем услышать весной? Наша картина стала красочная, но звука не слышно. Вот проказница зима, так ей не хочется, чтобы мы полностью почувствовали весну.

-Ты стишок нам сочини и картинку оживи. (Модель составления синквейна). Необходимо составить стихотворение к данной картинке, по теме Весна. Вспомним правила составления синквейна.

1 строчка отвечает на вопрос…. (совместное составление синквейна, выбираем наиболее точные слова)…

-(Слышатся звуки весны)«Пальминг» Потрём ладошки, пока они не станут тёплыми, положим их на глазки и послушаем звуки весны (релаксация).

-Кто какие звуки услышал?

-С помощью, каких органов чувств мы почувствовали весну? Что нам помогло найти «краски» весны? (знание предлогов). А услышать звуки Весны? (умение составить стихотворение). (картинка Весны с огоньком)

-Пришла Весна – очаровала

В плен нежный, ласковый взяла

Цветные краски набросала,

Весенний лучик принесла.

- Весна нам дарит свой лучик, огонёк, возьмём его, сохраним в своём сердце. Он поможет видеть вокруг нас всё только самое доброе.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя. С ветерком я подружусь, снова дома окажусь. (Звучит музыка.) Вот мы и вернулись.



Литература

  1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит.— СПб.: Акцидент,  1998

(схемы предлогов Ткаченко Т.А.)

  1. Синичкина Н. Г. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе. -

Саратов 2013.

  1. Грудцина Ж.Г., учитель – логопед МБДОУ детский сад №84 г. Иркутск, Иркутская область. Использование технологии дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками.



Интернет - ресурсы

Музыкальное сопровождение занятия