Комсомольский – на - Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
Методическая разработка
открытого учебного занятия
по дисциплине «История»
Тема: «СССР в 50-х – начале 60 гг. ХХ века»
Специальности:
31.02.01 Лечебное дело,
углубленная подготовка, очная форма получения образования
34.02.01 сестринское дело,
базовая подготовка, очная форма получения образования
Составила: преподаватель Ткаченко Н.С.
г. Комсомольск-на-Амуре
2018
Утверждено на заседании ЦМК Протокол № ____ «___»_______________ 20___ г. Председатель__________ Е.В. Роднова | Утверждено на заседании Учебно-методического совета Протокол № ____ «___»_________20______г. _______________________ |
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с использованием метода проектной технологии обучения. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех специальностей СПО.
Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с использованием метода проектной технологии обучения . Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки – важнейшие качества современного человека. Педагогическая технология проектного обучения направлена на формирование у обучающихся всех этих качеств. Методы проектной технологии обучения акцентируют внимание на индивидуальной самостоятельной работе и развитии коммуникативных навыков. Значение самостоятельной работы в проектах огромно. Данный вид деятельности является обязательным элементом современного образовательного процесса. Она позволяет устранять все проблемы, пробелы в знаниях, имеющиеся у студентов. Технология проектного обучение невозможна без самостоятельной работы, ведь она позволяет педагогу выявлять талантливых и одаренных студентов. Самостоятельная деятельность способствует учебной мотивации, гарантирует переход с уровня воспроизводства материала к творческому обучению. Собственная работа, без которой не обходится ни один проект, учит студентов планировать свою деятельность. Обучающиеся в рамках технологии проектного обучения получают навыки работы с источниками информации (газетами, журналами, интернетом). Данные умения особенно актуальны с учетом того огромного количества информации, которая ежедневно обрушивается на современного человека. В узком понимании термин «самостоятельная работа» предполагает выполнение студентами некоторых конкретных заданий. Педагоги отмечают увеличение качества знаний, рост работоспособности обучающихся, повышение познавательной активности своих воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность.
Для того чтобы правильно организовать самостоятельную работу над проектом, важно учитывать следующие особенности: обязательно предварительно планировать все самостоятельные занятия; проводить серьезную работу над содержательной частью; важна систематичность получаемых знаний; периодический самоконтроль. Для того чтобы технологии проектного и проблемного обучения были результативными, должны быть соблюдены определенные педагогические условия: присутствие положительной мотивации у обучающихся; точная постановка целей и задач, конкретизация пути их решения; определение преподавателем варианта отчета, его объема, формы и времени сдачи; выбор консультативной помощи, подбор критериев оценивания. Творческая личность студента в рамках технологии проектного обучения развивается только в том случае, если со стороны преподавателя будет умелое руководство данным процессом. Только увлеченный и неравнодушный преподаватель, постоянно повышающий свой собственный интеллектуальный потенциал, способен стимулировать желание обучающегося овладевать новыми знаниями и работать самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….5
Учебно-методическая карта……………………………………………….6
Содержание занятия………………………………………………………..9
Приложение………………………………………………………………..19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комбинированное занятие объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Занятие этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов занятия и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
На занятии применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Преподаватель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: История
Форма проведения: семинар
Тип занятия: изучения и систематизации знаний и умений
Тема занятия: «СССР в 50-х – начале 60 гг. ХХ века»
Методы обучения:
Междисциплинарная связь: всемирная история, основы философии, обществознание с элементами экономики и права, литература
Цели:
Методическая:
- усовершенствовать методику проведения занятия обобщения и систематизации знаний через формы и методы проектной технологии обучения, отработки дискуссионных вопросов с использованием мультимедийных презентаций студентов как виртуального восприятия информационного материала
Дидактическая:
- обеспечить усвоение новых исторических понятий и дат;
- раскрыть и закрепить проявление реформаторских процессов «Хрущевской оттепели»;
- охарактеризовать деятельность оппозиции к реформам, проводимым в стране;
- раскрыть направления деятельности диссидентов;
- дать оценку деятельности Н.Хрущева
Развивающая:
- развивать навыки проведения исследовательской работы, анализа, обобщения результатов и представления продукта проектирования развивать умения отбирать и систематизировать учебный материал, логически мыслить, аргументировать свою позицию, работать с текстом и документами, выступать с презентациями
Воспитательная:
- продолжить воспитание уважительного отношения студентов к отечественной истории, мировому историческому наследию, чувства патриотизма, гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, субординации и такта.
В результате данного мероприятия
Студент должен уметь:
1. Применять полученные теоретические знания для анализа изучаемой темы.
2. Ориентироваться в политической, экономической и культурной ситуации в период«Оттепели» в СССР.
3. Формировать и развивать умения анализировать XX съезд партии, его историческое значение.
4. Выявлять отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте данного исторического времени.
5. Творчески воспринимать излагаемые сведения, анализировать, охарактеризовать национально-государственное развитие.
3. Раскрывать основные процессы политического и экономического развития в период «Оттепели» в СССР.
Студент должен знать:
1. Смерть И.В.Сталина. Борьба за власть.
2. "Новый курс Г.Маленкова".
3. XX съезд партии, его историческое значение.
4. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Антирелигиозная политика.
5. Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.
Средства обучения:
А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.
Б. Наглядные пособия: слайды
В. Раздаточный материал: бланки с тестовыми заданиями для проверки
домашнего задания.
Г. Учебные места: аудитория
Д. Литература:
Основная: История родного края (Часть вторая). Учебное пособие Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998, - с.320
Турченко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая: – К.: Генеза, 2001. – 416с.
Дополнительная:
Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Вяткин Я. Новые зубы и когти русского медведя / Аргументы недели №41 (433). 2014.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.world-history.ru/
2. http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/
3. http://www.istorya.ru/
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у студентов знания в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и предмету в целом.
Помочь студентам самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
ПК и ОК формируемые на занятии:
Знания, умения и навыки, полученные в процессе мероприятия студенты используют для освоения следующих профессиональных и общих компетенций.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Структура занятия:
Организационный момент 2 мин.
Цели занятия (мотивация) 3 мин.
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) 10 мин.
Практическая часть 55 мин.
Итоговый контроль 15 мин.
Задание на дом 2 мин.
Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 3 мин.
План занятия
Организационный момент. Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к семинарскому занятию.
2. Цели (мотивация) занятия:
Сформулировать варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть после смерти Сталина. "Новый курс Г.Маленкова". Проанализировать XX съезд партии, его историческое значение. Раскрыть сущность усиление личной власти Н.С.Хрущева. Экономические реформы Н.С. Хрущева. Рассмотреть основные тенденции развития в образовании.
3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
Проверка знаний. Фронтальный опрос. Слушают вопросы преподавателя. Студенты отвечают на вопросы.
4. Практическая часть:
Выступление студентов с проектами
5. Закрепление. Проверка усвоения материала. Задание «Дерево Хрущева».
6. Задание на дом.
7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов: анализированные работы каждого студента. Объявление оценок.
8.Синквейн
9.Рефлексия «ЧЕМОДАН – КОРЗИНА – МЯСОРУБКА»
Умру я… Положат люди на весы дела мои.
На одну чашу дела худые, на другую добрые…
и добро перетянет.
Н.С. Хрущев
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительная часть
1.1 Организационная часть
Приветствие и проверка присутствующих на занятии
1.2. Ознакомление студентов с темой занятия
В ходе урока вы заполняете конспект – шаблон занятия, в котором вы должны фиксировать положительные и отрицательные итоги экономических, политических, социальных и культурных преобразований в СССР в 1953-1964 гг.; В нем указана тема урока и его план. Можете познакомиться с ним.
Темы проектов (учебные вопросы):
1.Изменения политической системы.
2.Экономика СССР в 1953-1964гг.
3.Социальная политика СССР в 1953-1964гг.
4.Развитие советской культуры в 1953-1964гг.
Группа была разделена на микрогруппы которые получили индивидуальные темы мини-проекта, выбрали координатора своей группы, должны были подготовить проект и защита которого будет происходить на сегодняшнем уроке.
Преподаватель: Прежде чем мы начнём изучать новую тему, давайте немного вспомним ранее изученный материал.
Вопросы:
1.Как изменилось после Второй мировой войны соотношение сил на мировой арене?
2.Какое значение имело создание в СССР атомного оружия и средств его доставки?
3.Как была восстановлена экономика после войны?
4.Каких успехов добились советские люди в экономическом развитии?
5. Каковым было положение в деревне после войны?
6Назовите основные черты жизни общества после войны?
7.Каковы были основные особенности внутренней политики после войны?
8.Дайте характеристику развития науки после войны.
9.Дайте характеристику развития культуры после войны.
1.4 Мотивация учебной деятельности
Преподаватель:
5 марта 1953 года – смерть Иосифа Виссарионовича Сталина. Скончался великий вождь. Эта была трагедия для всего народа. Заканчивается целая эпоха в жизни государства. Смерть до основания потрясла душу каждого человека в нашей стране, хотя и вызвала разные чувства.
Как теперь жить? Что произойдет с нами? Куда пойдет страна?
На экране портрет Н.С. Хрущева.
2. Основная часть
Приходит к власти новый человек - Никита Сергеевич Хрущев. С приходом к власти Хрущева, как мы знаем, в жизни государства и народа совершаются большие изменения в экономике, политической и социальной сфере.
Хрущев интересен сам по себе. Шутка ли, сын простого крестьянина, шахтер, обыкновенный слесарь, получивший самое минимальное образование. Он был вознесен на такую вершину власти. Обласканный Сталиным, он стал смелым сокрушителем культа.
Но история любит парадоксы, если она вручила такую власть простому мужику из деревни Калиновки Курской области.
Не менее интересна и эпоха Хрущева, так точно названная Ильей Эренбургом – «оттепелью». Это один из самых важных, и быть может, самых непростых периодов истории Советского Союза.
Мини - проект №1 Тема: «Изменения политической системы»
Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.
И. В. Сталин скончался 5 марта 1953 г. После его смерти высшие руководители страны заявили об установлении коллективного руководства, но на деле между ними развернулась борьба за лидерство. Один из главных кандидатов на пост главы партии и государства министр внутренних дел маршал JI. П. Берия инициировал частичную амнистию заключенных, предложил увеличить самостоятельность колхозов и союзных республик, выступил за улучшение отношений с западными странами. Однако летом 1953 г. Берия был арестован и убит. Постепенно от власти были отстранены Г. М. Маленков, JI. М. Каганович и В. М. Молотов, с поста министра обороны снят Г. К. Жуков. Все это делалось по инициативе Н.С.Хрущева, который с 1953 г. начал совмещать высшие партийные и государственные посты.
Смерть Сталина 5 марта 1953г. |
Расстановка сил в руководстве страной |
Л.П.Берия первый зам. Предсовмина, возглавил МВД *Активность направленная на смягчение режима - реабилитация по делу врачей - инициатор массовой амнистии - стремился ограничить вмешательство партийных органов в хоз. Дела Арест 26 июня 1953 г. суд, расстрел | Г.М. Маленков Председатель Совета министров СССР 8 февраля 1955г отставка | Н.С. Хрущев секретарь ЦК КПСС руководство всеми партийными делами С13 сентября1953 г. первый секретарь ЦК КПСС С 27 марта 1958 председатель совета министров |
В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС. В конце его работы с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н. С. Хрущев. Он говорил о нарушениях И. В. Сталиным ленинской политики, о репрессиях, которые погубили невиновных людей. Говорилось и об ошибках Сталина как государственного деятеля (просчет в определении сроков нападения Германии). Доклад Хрущева позже зачитывали на всех партийных и комсомольских собраниях, и на его основе было опубликовано постановление ЦК КПСС. Публичное разоблачение Сталина потрясло советских людей, многие начали сомневаться в правильности пути, которым шла страна с 1917 г.
По инициативе Хрущева деятели культуры получили возможность создавать свои произведения без жесткого партийного диктата. Эта политика получила наименование «оттепель» по названию популярного тогда романа писателя И.Г. Эренбурга.
В период «оттепели» не только в культуре, но и в жизни общества в целом произошли существенные изменения. Общество стало более открытым, это был шаг в направлении демократии.
Мини - проект №2
Тема: «Экономика СССР в 1953-1964гг.»
Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.
Реформы, проводившиеся Н. С. Хрущевым, носили противоречивый характер. В свое время Сталин наметил экономические рубежи, на которые страна должна была выйти в ближайшее время. Теперь СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект.
Укрепление экономики началось с перемен в аграрном секторе.
- 1953 г. было решено увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию, снизить налоги с колхозов.
- В 1954 г. по инициативе Хрущева началось освоение целинных и залежных земель (в Сибири, Казахстане и др.).
Позже Хрущев предложил строить для сельских жителей здания городского типа и проводить другие меры по благоустройству быта.
Послабление в паспортном режиме открыло шлюзы для миграции сельского населения в города.
Принимались различные программы повышения эффективности сельского хозяйства.причем Хрущев нередко видел панацею в выращивании какой-либо одной культуры. Наибольшую известность получила его попытка превратить в «царицу полей» кукурузу. Стремление выращивать эту культуру вне зависимости от климата нанесло серьезный ущерб земледелию, а в народе Хрущев получил прозвище «кукурузник».
В конце 50-х гг. произошло ограничение подсобных хозяйств колхозников (чтобы они не «отвлекались» от работ в колхозе).
Итоги реформ:
Падение сельскохозяйственного производства
Ухудшение снабжения населения продуктами питания
Начало импорта зерна из – за границы.
В промышленности 50-е гг. XX в. характеризуются громадными успехами. Большое внимание уделялось отраслям, связанным с научно-технической революцией.
В 1954 г. в городе Обнинске начала работать первая в мире атомная электростанция.
В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомоход «Ленин», что позволило гораздо успешнее решать проблемы северного судоходства.,
СССР стал одним из пионеров в создании пассажирской реактивной авиации (самолет «Ту-104»), большие успехи были достигнуты в вертолетостроении. Триумф советской науки и техники был связан с началом освоения космоса.(Первый искусственный спутник Земли 4.10.1957; Начало полетов в космос Ю. Гагарин 12.04.1961)
Первостепенное значение имела программа сплошной электрификации страны. В эксплуатацию вводились новые ГЭС и ГРЭС. Тогда появились такие гиганты, как Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на Волге, Братская ГЭС на Ангаре, началось строительство Красноярской ГЭС на Енисее и др.
Успехи экономики вызвали у руководства во главе с Хрущевым уверенность в возможности еще большего ускорения темпов развития.
Был выдвинут тезис о полном и окончательном построении социализма в СССР,а в начале 60-х гг. XX в. взят курс на строительство коммунизма, т.е. общества, где каждый человек может удовлетворять все свои потребности.
В принятой в 1961 г. на XXII съезде КПСС новой программе партии планировалось завершить строительство коммунизма к 1980 г. Однако начавшиеся в это же время серьезные трудности в экономике наглядно продемонстрировали утопичность идей Хрущева. Эти трудности во многом были связаны с непродуманными реорганизациями последних лет его правления. Так, были ликвидированы центральные министерства, их функции перешли в руки совнархозов, созданных в разных регионах страны. Это нововведение, имевшее и ряд положительных последствий, вело к разрыву связей между регионами, тормозило внедрение новых технологий.
Мини - проект №3
Социальная политика СССР в 1953-1964гг.
Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.
Руководство СССР проводило многие мероприятия для повышения благосостояния народа.
Были повышены пенсии. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Выросли материальные доходы людей. Развернулось массовое жилищное строительство. Оно позволило многим получить отдельные, хотя и небольшие, квартиры («хрущевки» или «хрущобы»).
Одновременно с повышением зарплат проводилось снижение цен на товары массового потребления: на отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т.п.
Рабочий день сократился до 6 — 7 часов, а в предпраздничные и праздничные дни еще на час. Рабочая неделя стала короче на два часа. С конца 50-х гг. XX в. началась продажа товаров длительного пользования в кредит.
Несомненные успехи в социальной сфере в начале 60-х гг. XX в. сопровождались и негативными явлениями, особенно болезненными для населения: с прилавков магазинов исчезали продукты первой необходимости, вплоть до хлеба. Из-за этого произошло несколько выступлений населения, самым известным из которых стала демонстрация в Новочеркасске в 1962 г., при подавлении которой войска применили оружие, что привело ко многим жертвам.
Мини - проект№4
Развитие советской культуры и науки в 1953-1964гг.
Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.
Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.
Видное место в литературном процессе занял журнал «Новый мир», главным редактором которого был А. Т.Твардовский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г. Эренбурга, Ф. И.Панфёрова, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко популярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А. Шолохова («Судьба человека»). В поэме- размышлении А. Т. Твардовского «За далью — даль» ставились острые вопросы осмысления недавнего прошлого. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами — кумирами поколения. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Новом мире» повести А. И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.
Н. С. Хрущев стремился регулировать литературный процесс. Многие произведения той поры не могли быть опубликованы по цензурным соображениям. Так случилось с романом Б. Пастернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря чему получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны.
На новый уровень вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне. Появились произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»). Среди таких писателей наибольшую известность получили Ю.В. Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я. Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др.
В годы «оттепели» началась творческая деятельность известных советских композиторов Э. В. Денисова, А. П. Петрова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. Известность получают произведения выдающегося композитора Г. В. Свиридова. А. И. Хачатурян создает впечатляющую музыку балета «Спартак». Популярными стали песни композитора А.Н.Пахмутовой на стихи Н. А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В живописи продолжали творить многие известные мастера, например П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль» (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, Таир Салахов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др.). Картины этого стиля были посвящены прежде всего трудовым будням современников, их отличали лаконичность в деталях, подчеркнутый драматизм в оценке жизненных явлений. Возрождается абстрактная живопись. Правда, Н. С. Хрущев, увидев произведения этого направления на выставке в московском Манеже, высмеял их. Это помогло художникам данного направления приобрести ореол «гонимых», что в тот период становилось очень ценным для деятелей культуры в плане приобретения известности как за рубежом, так и внутри страны.
В области киноискусства тоже царила относительная свобода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кинофестивалях в Канне («Летят журавли» М. К.Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А. А.Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы определившие развитие отечественного кино — С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Э. А. Рязанов, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, Г.Н.Данелия и др.
О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В.Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).
Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н.Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И.Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э. А. Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.
Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,
В. М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.). Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлан-това, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т. И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др.
3.Заключительная часть
Задание «Дерево Хрущева».
Преподаватель: известно мнение, что каждый мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Оценивая деятельность Н.С.Хрущева, можно сказать, что сына он вырастил - Ю.А.Гагарин – сын Земли, родившийся в «хрущевскую» эпоху». «Хрущевки», построенные Никитой Сергеевичем, стоят до сих пор. А вот дерево посадить мы поможем все. Задание «Дерево Хрущева». (Раздаются карточки с изображением дерева). У нашего дерева два ствола – толстый и тонкий. Вам надо подписать, какой из них «сельскохозяйственный», а какой «промышленный», исходя из того, какой развился лучше. На дереве вырастут листочки. Они символизируют отдельные реформы, проведенные в сер.50-х-сер.60-х гг. Каждый лист пронумерован. Нарисуйте листочки на соответствующем стволе так, чтобы на ветках, смотрящих вверх, отразились положительные преобразования, способствующие развитию страны. На ветках, смотрящих вниз, соответственно те мероприятия, которые не дали положительного результата.
1) списание долгов с колхозов
2) «кукурузная кампания»
3) первый полет человека в космос
4) «мясная кампания»
5) освоение добычи нефти в открытом море
6) ликвидация МТС
7)сокращение личных приусадебных хозяйств
8) создание атомного ледокола «Ленин»
9) развитие новых отраслей машиностроения
10)повышение закупочных цен в 1953-1958 гг.
11) освоение целины
12 экстенсивное развитие промышленности
13) закупка зерна за границей
14) производство товаров группы Б
Дерево Хрущева

“Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза…А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди…И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам…”
М. Ромм (кинорежиссер)
Чтобы закрепить пройденный материал предлагаю вашим командам составить синквейн, нерифмованное стихотворение по теме нашего урока.
Синквейн
1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»
Студенты парами составляют на альбомном листе свой синквейн и вешают на доску.
Зачитываются самые удачные синквейны.
Домашнее задание: «Внешняя политика СССР в 50-60 годы»
Оценки за занятие.
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Студентам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии.
Приложение 1
«СССР в 50-х – начале 60 гг. ХХ века»
Название | Положительное | Отрицательное |
Изменение в политической системе | | |
Экономика СССР в 1953-1964 гг. | | |
Социальная политика СССР в 1953-1964 гг. | | |
Развитие Советской культуры в 1953-1964 гг. | | |
Приложение 2

1) списание долгов с колхозов
2) «кукурузная кампания»
3) первый полет человека в космос
4) «мясная кампания»
5) освоение добычи нефти в открытом море
6) ликвидация МТС
7)сокращение личных приусадебных хозяйств
8) создание атомного ледокола «Ленин»
9) развитие новых отраслей машиностроения
10)повышение закупочных цен в 1953-1958 гг.
11) освоение целины
12 экстенсивное развитие промышленности
13) закупка зерна за границей
14) производство товаров группы Б
Приложение 3



