Конспект НОД по развитию ЗКР в средней группе «Путешествие в страну Звукляндию. Звук [ч]»
Цель: обучение правильному произношению звука «ч» изолированно, в слогах, в словах.
Задачи: познакомить со звуком «ч».
Уточнить произношение звука «ч» в изолированном виде, слогах, словах. Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Воспитывать желание научиться произносить все звуки.
Предварительная работа: дидактические игры по ЗКР «Придумай слово на заданный звук», «Улитка», «Волшебный сундучок», «Сказки о весёлом язычке»; игры с зеркалом «Солнечные зайчики»; рассматривание иллюстраций «Явления природы», пальчиковые игры по развитию речи.
Материал: герои из уголка по развитию речи «Губы» и «Язычок», зеркало, игрушки для лесной полянки – деревья, белка, заяц, лиса, , медведь; атрибуты к игре «Скажи ласково», зеркало, ручеёк из голубой бумаги, конверт с письмом на воздушном шарике, сундучок с конфетами, ИКТ.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Что это у него на ниточке?
Дети: На ниточке конверт.
Воспитатель: Воздушный шарик принёс нам письмо. Давайте откроем его. «Дорогие дети! Приглашаю вас в путешествие в страну «Звукляндию». Ваш знакомый солнечный лучик. Буду рад встрече».
Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в путешествие? Хотите узнать, почему страна «Звукляндия »так называется?
Дети: Очень хотим.
Воспитатель: Дети, Звукляндия – это страна, где живут разные звуки. Какие звуки вы знаете?
(Дети называют разные звуки).
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (называют).
А на чём вы хотели бы отправиться?
Дети: На поезде.
Воспитатель: Хорошо! Отправляемся на поезде. Занимайте места в вагончике (дети встают друг за другом паровозиком).
Воспитатель: И так, поехали! «Я весёлый паровоз. Сто окон и сто колёс. Я лечу, лечу, лечу. Опоздать я не хочу!» Приехали! (дети рассаживаются на стульчики)
(Звучит музыка)
Нас встречает знакомый солнечный лучик .
Воспитатель: Подставьте ладошки к солнечному лучику и поймайте его.
Проводится пальчиковая игра с солнечным лучиком.
Воспитатель: Солнечные лучики – это руки солнца. Они весёлые, озорные, любопытные. Куда заглянет солнечный лучик, становится светло, тепло и радостно.
Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово «луч». Какой последний звук вы слышите в этом слове? (звук «ч»)
Воспитатель: Давайте попробуем произнести звук «ч». Нам сейчас помогут наши друзья – губы и язычок .
Чтобы правильно и чётко произнести звук «ч», округляем губы и слегка выставляем их вперёд; верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от друга, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя. Поднесите ко рту ладонь. Чувствуете?
Давайте покажем лучику, как можно громко произносить звук «ч» (произносят мальчики). А теперь попробуем произнести звук «ч» тихо (произносят девочки). Лучику понравилось, как вы произносите звук «ч».
Воспитатель: Дети, посмотрите, наш лучик побежал по столу и остановился. Здесь ещё один конверт. Посмотрим, что в нём? В конверте загадки.
Послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать:
Ножек нет, а скачет –
Упадёт, не плачет (мяч).
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим! (часы)
Пушистая вата плывёт куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе! (туча)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке! (удочка)
Воспитатель: Давайте произнесём слова :перчатки, мяч, часы, туча, удочка, выделяя звук «Ч» (Выставляются картинки на доске)
Воспитатель: У нас появился новый друг – звук «ч».
Давайте поиграем с ним.
Повторяйте за мной:
Ча – ча – ча - увидали грача.
Чу – чу – чу – молоточком стучу.
Чо – чо – чо – греет солнце горячо.
Чок – чок – чок – в кормашке пятачок.
Оч – оч – оч – наступила ночь.
Молодцы! Все старались правильно произносить звук «ч».
Воспитатель: Посмотрите, наш лучик продолжает путешествие. Давайте и мы пойдём вместе с ним.
Приглашает лучик нас на лесную полянку поиграть.
Проводится игра «День – ночь» (день – птички летают, ночь наступает – птички летят в гнёзда и засыпают, солнечный зайчик играет вместе с детьми).
Используется ИКТ.
Воспитатель: Молодцы! Весело играли. Солнечный лучик порадовался вместе с вами. Отдохнули?
Воспитатель: Солнечный лучик побежал дальше. Давайте поспешим за ним.
Дети, посмотрите, где остановился лучик? (лучик остановился около извилистой голубой полоски, похожей на ручеёк).
Воспитатель: На что похожа эта голубая полоска? (ответы детей: на тучку, на дорожку, на ленточку, на небо, на речку, на ручеёк).
Воспитатель: Захотел лучик поиграть с водичкой в ручейке. Побежал лучик по водичке. Засверкала, заискрилась водичка в ручейке.
Давайте попросим водички у ручейка и мы. Будем читать стихотворение, и запоминать слова, в которых есть звук «ч»:
«Ручеёк, ручеёк.
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем, калачом
И пирог мы испечём!
И, сверкая под лучами,
Засмеялся ручеёк;
Быстро прыгнул
С камня в чайник –
Дал водички на чаёк!»
Воспитатель: Какой звук часто повторяется в стихотворении? (звук «ч», дети называют слова со звуком «ч»).
Воспитатель: Солнечный лучик приглашает нас дальше путешествовать.
(Звучит музыка. На экране появляется картинка осенней лесной полянке)
Осветил он полянку в лесу. Кто – то прячется за кустиком? Кто это? (появляется игрушка заяц).
Расскажите, какой он? (дети рассказывают о зайце, затем по очереди появляются лиса, белка, медведь; дети рассказывают о каждом из них).
Давайте назовём ласково лесных жителей (называют: заяц – зайчик, лиса – лисичка и т. д.)
Воспитатель: Дети, лесные жители хотят с вами поиграть.
Проводится игра:
Ручки хлоп-хлоп-хлоп,
Ножки топ-топ-топ,
Глазки миг-миг-миг,
Плечки чик-чик-чик.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся с лесными жителями и отправимся дальше.
Воспитатель: Дети, посмотрите , как радуется наш солнечный лучик. Чему же он так рад?
Ребята, он нашёл под деревом сундучок, да не простой, а волшебный.
Ой, а сундучок закрыт. Что же делать, как нам его открыть? (дети предлагают разные способы). У меня есть только обычный ключик. Сундук не открывается.
Воспитатель: Придумала! А давайте придумаем и назовём слова, в которых есть звук «ч».
Проводится игра «Придумай слово со звуком «ч».
Воспитатель: Нет, не открывается! Сундучок волшебный и слова должны быть волшебные .(Дети произносят слова)
«Чики – чики – чики – чок,
Открывайся, сундучок!»
Давайте повторим эти волшебные слова громко, может сундучок откроется.
Получилось! Посмотрим, что в нём: конфеты (сюрпризный момент). Они с разной начинкой. Посмотрите ,что нарисовано на фантике конфеты и назовите начинку: начинка из клубники – значит начинка клубничная,
Из черники – черничная,
Из земляники – земляничная,
Из яблока – яблочная,
Из сгущённого молока – молочная,
Из сливок – сливочная.
Воспитатель: Сундучок предлагает угоститься конфетами. Давайте угостим солнечного лучика и скажем ему спасибо за интересное путешествие.
Нам пора возвращаться. Занимайте места в вагончиках нашего поезда. Поехали! «Я весёлый паровоз
Сто окон и сто колёс,
Я лечу, лечу, лечу,
Далеко я укачу!»
Занятие закончено.