СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час_Коридор безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый классный час_Коридор безопасности

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час_Коридор безопасности»



    1. Правило «СТОП»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

    2. Конфиденциальность. Все обсуждения только в данной аудитории.

    3. Активность.

    4. Искренность в общении.

    5. Оцениваются только поступок, а не личность человека.

Основная часть (20 минут).

Ведущий: Наше занятие называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации? (Участники высказываются).

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации и решился на самое страшное — суицид.

Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период студенческой жизни с 1 по 2 курсы, т. е. с 15, 16 до 17, 18 лет. Мне нужен помощник. (Из желающих выбирается один участник, он становится в начале «коридора». Допустим это будет участник по имени - Саша).

Ведущий: Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?

Примечание! Это могут быть не только учебные трудности. частники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).

Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, Саша, страшно? Я тебе предлагаю пройти по этому «коридору», а те ребята, которые сидят друг на против друга будут выступать в роли «жизненных трудностей» и будут мешать тебе пройти.

Ведущий: Маша, когда ты пыталась пройти по «коридоры», что ты ощущала, какие эмоции и чувства ты испытывала? (Саша делится своими ощущениями).

Ведущий: Маша, как ты думаешь, как можно преодолеть эти препятствия? аша пытается найти решение каждой трудности).

Ведущий: Ребята, а как бы вы решили эти проблемы? (Участники высказываются по очереди).

Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-юноши и девушки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете? (Обучающиеся высказываются).

Для того, чтобы понять и удержать друга или знакомого от самоубийства, надо владеть информацией и немного разбираться в человеческой психологии.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, во-первых, чтобы нас любили, и, во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться. Потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение. А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е. наши поступки не происходят «просто так».

Ведущий: Что же такое «потребность в любви»? (Обучающиеся высказываются).

Потребность в любви — это:

- потребность быть любимым;

- потребность любить;

- потребность быть частью чего-то.

Ведущий: Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами. Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.

Ведущий: Ребята, давайте вообразим, что мы такой подросток. У вас куча нерешённых — как тебе кажется- проблем; все ваши отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири. Попробуйте-ка, поднять их! (Обучающиеся пытаются поднять гири. Затем они озвучивает своё эмоциональное состояние).

Ведущий: С таким грузом не то чтобы идти, встать сложно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся, когда он боится, что не сможет дальше переносить охватившую его тоску и чувство одиночества.

Ведущий: Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью. Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.

Давайте мы возьмём эти шарики.

Ведущий: Что вы теперь чувствуете? (участники говорят о своих чувствах).

Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.

Кто может сыграть в такой ситуации роль воздушного шара? (Участники высказываются).

Ведущий: Есть такие стихи:

Когда в душе полярная зима,

и неизвестно, подойдёт ли лето,

Бывает, очень нужно, чтобы тьма

пересеклась порой полоской света.

Что может просиять таким лучом?

Порой довольно взгляда иль улыбки-

И будто снова провели смычком

по струнам позабытой, старой скрипки...

Ведущий: Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара. Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.

Ведущий: Что ещё воздействует на наше поведение? (Участники высказывают свои мнения).

Ведущий: Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.

Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.

Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него. (Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого- доброжелательное).

Ведущий: Саша, к которым из своих одноклассников тебе хочется подойти? (Саша отвечает).

Ведущий: Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе? (Участники высказываются).

Ведущий: Да действительно, всякое поведение имеет цель.

Вы наверняка наблюдали когда-нибудь за маленьким ребёнком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать. Так вот подростки, подумывающие о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о своих переживаниях и надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. Я не хочу умирать!». Ведь, действительно, 90% тех, кто говорит о желании умереть, на самом деле этого не хочет.

Он просит о помощи!

Ведущий: Подскажите, пожалуйста, как можно распознать суицидальные намерения вашего друга или знакомого? (Участники высказываются).

Ведущий называет признаки суицидального поведения и делает краткие комментарии.

Ведущий: 1. Угрозы (прямые и косвенные).

2. Резкие изменения в поведении:

- Питание.

- Сон.

- Падает успеваемость.

- Внешний вид.

- Активность снижается.

- Стремление к уединению.

- Раздача ценных вещей.

- Приведение дел в порядок.

- Агрессия, бунт, неповиновение.

- Саморазрушающее и рискованное поведение.

- Потеря самоуважения.

Ведущий: Если вы заметите подобные признаки у вашего знакомого, возможно, ему требуется помощь. Как вы можете ему помочь? (Участники высказываются. Ведущий делает комментарии).

Ведущий: В начале нашего занятия я сказала, что в любом вопросе необходимо владеть информацией. Так вот я хочу дать вам важную информацию по проблеме суицида.

Важная информация №1. Самоубийство может совершить каждый.

Предотвратить суицид можно было бы просто, если бы его совершали определённый тип людей. К сожалению, не существует типа «суицидального человека».

На первый взгляд может показаться, что вашей подруге или другу не грузит суицид, потому что у них всё есть, и внешне всё благополучно. Но благополучие — это вовсе не гарантия от суицида. Важно только то, что человек говорит и делает.

Важная информация №2. Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.

Важная информация №3. Суициденты, как правило, психически здоровы.

Важная информация №4. Суицид не передаётся по наследству.

Важная информация №5. Суицид не происходит без предупреждения.

Важная информация №6. Суицид можно предотвратить.

Информация №7 — самая важная: Друг может предотвратить самоубийство!

Ведущий: Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».

Как же прожить подростковый отрезок времени так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?

Ведущий: Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».

(Участники должны написать на листах бумаги факторы безопасной жизни и положить их на пол перед собой. Затем ведущий просит прокомментировать желающих, почему они написали тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение).

Ведущий: (обращается к Саше) Ну как, уверенности прибавилось для прохождения этого этапа жизни? В добрый путь!

Заключительная часть (5 минут).

Рефлексия (3 минуты):

Ведущий: К сожалению, наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам поделиться своим мнением о проведённом занятии и ответить на вопросы:

- Что вы нового узнали?

- С какими трудностями столкнулись?

- Какие эмоции у вас сейчас?

Ведущий: Благодарю всех за работу. Предлагаю всем встать в круг и поаплодировать друг другу.