Ход урока
Оргмомент. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.
Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что на улице теплая погода.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы.
- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице сегодня тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
Ну что ж, сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».
1. Актуализация темы урока.
- Ребята, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу вам предложить Кроссворд. Когда полностью разгадаете кроссворд, узнаете тему урока.
1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.
2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.
3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.
4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз.
5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.
6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.
7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.
8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия.
9. Речь одного человека. Монолог.
10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.
11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.
12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология.
Какое слово получилось в результате? Фразеологизм.
Так какова же сегодня тема нашего урока?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Фразеологизмы».
А что такое фразеологизмы?
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
— Что вы можете сказать о получившемся слове? Что такое фразеологизм?
1) Познакомиться с понятием...;
2) учиться отличать....
3) уметь правильно употреблять
Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи.
Ну что ж, запишите число и тему урока
Теперь обратите внимание на слайд
Девочка ревела белугой. Мальчик несся сломя голову. Они вставляют мне палки в колеса. Петя - мастер на все руки. | Девочка плакала. Мальчик быстро бежал. Они мне мешают. Петя все умеет делать. |
Работа в парах:
- Сравните предложения, написанные в двух столбиках.
- Какие предложения понравились больше? Почему?
- В чём необычность предложений из первого столбика? Какое явление русского языка в нём скрывается? (фразеологизмы)???
- А что было бы, если бы фразеологизмов не было в русском языке?
- Наша речь была бы бедной
Ученики делают вывод о роли фразеологизмов в языке (они делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной).
Посмотрите. Например: унести ноги – унести сумку.
Обратите внимание, что фразеологизмы по составу и структуре очень похожи на словосочетания. Если они так похожи, как отличить их друг от друга.
Объединитесь по четыре человека, обсудите, докажите свои предположения.
1 группа
1)Найдите в предложении фразеологизм и попробуйте заменить их другими словами
Ты весь день ходишь грустный и точно в рот воды набрал. Что случилось?
2) Сделайте вывод: можно ли в фразеологизмах заменить одно слово с другим?
В фразеологизмах заменить одно слово другим…………, а в словосочетании ………….
2 группа
Сравнительный анализ двух предложений:
1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.
2.Все работали усердно.
-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?
- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?
- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же?
- Какой вывод мы можем сделать?
Фразеологизмы нельзя …………. на отдельные слова, они теряют свою самостоятельность, а в словосочетании ………., они сохраняют свою самостоятельность
3 группа.
1)Сравните предложения в каждой группе и объясните, в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Объясните, почему одни и те же слова являются разными членами предложения.
1. С его помощью мои дела скоро пошли в гору. Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику
2. Шар катится по наклонной плоскости. Поговори с другом, ведь он катится по наклонной плоскости.
2)Сделайте вывод, закончив предложение
В свободном словосочетании слова являются разными членами предложения. В отличие от него фразеологизм является ….
Ответы детей, обсуждение.
- Давайте подведем итог:
Слайд 4 Отличие фразеологизмов от словосочетаний
Словосочетания 1.Любое из слов можно заменить другими словами 2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 3. В словосочетании каждое слово является отдельным членом предложения Повесить бельё, золотой браслет, волчий хвост | Фразеологизмы 1.В их составе нельзя заменять одно слово другим 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 3. Фразеологизмы являются одним членом предложения Повесить нос, золотые руки, волчий аппетит | |
3 |
|
Рассматривается таблица, разбирается и подтверждается каждое утверждение.
А теперь из всего вышесказанного сделайте вывод, что же такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые и целостные по значению словосочетания. В предложении являются одним членом предложения.
Теперь давайте сравним наше определение с тем, что есть в учебнике.
Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку в виде игры «Аплодисменты». Я вам буду называть словосочетания и если словосочетание является фразеологизмом – ваша задача встать и аплодировать, если не фразеологизм, то ничего не делаем. Задача ясна?
Точить лясы – точить нож
Зарубить доски – зарубить на носу
Родиться в рубашке – родиться зимой
Горькая правда – горькое лекарство
Чесать руку – чесать языки
Медвежья берлога – медвежья услуга
Считать ворон – считать деньги
Сидеть сложа руки – сидеть на скамейке
3) Закрепление материала. Работа по теме урока. Работа с текстом (устно)
Отрабатываются умения отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний, умение давать толкование фразеологизмам, подбирать к ним синонимы.
Задание 1. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, объясните их значение
Проснулся я сегодня ни свет ни заря. Перекусил чем бог послал. Сломя голову бросился в школу. Всю дорогу бежал ни чуя ног под собой. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас за тридевять земель находится. Бежал я сметая все на своем пути. Да все равно в калошу сел - забыл дома учебник. Пришлось возвращаться повесив голову.
Учебник схватил в охапку да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю, чувствую: контрольная -то уже на носу. Забегаю в класс красный как рак.
Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто не в зуб ногой.
А тут еще учитель на меня смотрит как удав на кролика и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу как воды в рот набрал.
А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!
- При толковании некоторых фразеологизмов у вас возникли некоторые трудности. Так вот если вы не знаете значение, то можно обратиться к словарю.
- Существуют специальные фразеологические словари, в которых разъясняются фразеологизмы А наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях (на стр. 240 находится «Толковый словарь», найдите по одному фразеологизму, прочитайте его толкование). Выслушивается несколько ответов.
Те задания, которые мы сейчас выполняли, нам понадобятся при выполнении ВПР. А именно в впр в 14 задании наши знания пригодятся. И хочу сейчас познакомить вас с этим заданием.
Задание 14 из ВПР по русскому языку
Объясните и запишите значение фразеологизма набрать в рот воды. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Пример выполнения:
1. набрать в рот воды – упорно молчать.
2. На уроке русского языка мы пересказывали текст. Моего друга попросили ответить, а он словно набрал в рот воды.
Теперь попробуйте самостоятельно выполнить (на выбор)
Объясните значение фразеологизма развесить уши, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Объясните и запишите значение фразеологизма витать в облаках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Рефлексия:
Ребята, вспомните какую цель мы ставили в начале урока. Удалось ли достичь поставленной цели? Каким способом? Какие результаты мы получили? Что вызвало затруднения? Где можно применить новые знания?
А теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя фразеологизмы
Домашнее задание:
Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);
2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)
Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)
1 группа
1)Найдите в предложении фразеологизм и попробуйте заменить их другими словами
Ты весь день ходишь грустный и точно в рот воды набрал. Что случилось?
2) Сделайте вывод: можно ли в фразеологизмах заменить одно слово с другим?
2 группа
Сравнительный анализ двух предложений:
1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.
2.Все работали усердно.
-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?
- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?
- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же?
- Какой вывод мы можем сделать?
3 группа.
1)Сравните предложения в каждой группе и объясните, в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Объясните, почему одни и те же слова являются разными членами предложения.
1. С его помощью мои дела скоро пошли в гору. Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику
2. Шар катится по наклонной плоскости. Поговори с другом, ведь он катится по наклонной плоскости.
Домашнее задание:
Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);
2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)
Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)
Домашнее задание:
Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);
2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)
Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)
Домашнее задание:
Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);
2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)
Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)
Домашнее задание:
Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);
2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)
Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)