СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: Фразеологизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Фразеологизмы»

Ход урока

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что на улице теплая погода.

– Сегодня светит солнце.

– Может быть, потому что скоро каникулы.

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице сегодня тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Ну что ж, сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».

1. Актуализация темы урока.

- Ребята, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу вам предложить Кроссворд. Когда полностью разгадаете кроссворд, узнаете тему урока.

1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.

2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Профессионализмы.

3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» Наречие.

4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз.

5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы.

6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.

7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.

8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. Орфоэпия.

9. Речь одного человека. Монолог.

10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.

11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая.

12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. Морфология.



Какое слово получилось в результате? Фразеологизм.

Так какова же сегодня тема нашего урока?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Фразеологизмы».

А что такое фразеологизмы?



- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

— Что вы можете сказать о получившемся слове? Что такое фразеологизм?

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

3) уметь правильно употреблять

Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи.


Ну что ж, запишите число и тему урока

Теперь обратите внимание на слайд

Девочка ревела белугой.

Мальчик несся сломя голову.

Они вставляют мне палки в колеса.

Петя - мастер на все руки.

Девочка плакала.

Мальчик быстро бежал.

Они мне мешают.

Петя все умеет делать.

Работа в парах:

- Сравните предложения, написанные в двух столбиках.

- Какие предложения понравились больше? Почему?

- В чём необычность предложений из первого столбика? Какое явление русского языка в нём скрывается? (фразеологизмы)???

- А что было бы, если бы фразеологизмов не было в русском языке?

- Наша речь была бы бедной

Ученики делают вывод о роли фразеологизмов в языке (они делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной).



Посмотрите. Например: унести ноги – унести сумку.

Обратите внимание, что фразеологизмы по составу и структуре очень похожи на словосочетания. Если они так похожи, как отличить их друг от друга.

Объединитесь по четыре человека, обсудите, докажите свои предположения.

1 группа

1)Найдите в предложении фразеологизм и попробуйте заменить их другими словами

Ты весь день ходишь грустный и точно в рот воды набрал. Что случилось?

2) Сделайте вывод: можно ли в фразеологизмах заменить одно слово с другим?

В фразеологизмах заменить одно слово другим…………, а в словосочетании ………….

2 группа

Сравнительный анализ двух предложений:

1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

2.Все работали усердно.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?

- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же?

- Какой вывод мы можем сделать?

Фразеологизмы нельзя …………. на отдельные слова, они теряют свою самостоятельность, а в словосочетании ………., они сохраняют свою самостоятельность

3 группа.

1)Сравните предложения в каждой группе и объясните, в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Объясните, почему одни и те же слова являются разными членами предложения.

1. С его помощью мои дела скоро пошли в гору. Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику

2. Шар катится по наклонной плоскости. Поговори с другом, ведь он катится по наклонной плоскости.

2)Сделайте вывод, закончив предложение

В свободном словосочетании слова являются разными членами предложения. В отличие от него фразеологизм является ….

Ответы детей, обсуждение.

- Давайте подведем итог:
Слайд 4 Отличие фразеологизмов от словосочетаний

Словосочетания

1.Любое из слов можно заменить другими словами

2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность



3. В словосочетании каждое слово является отдельным членом предложения

Повесить бельё, золотой браслет, волчий хвост 

Фразеологизмы

1.В их составе

нельзя заменять одно слово другим

2. Слова теряют свою смысловую

самостоятельность

3. Фразеологизмы являются одним членом предложения

Повесить нос, золотые руки, волчий аппетит 


3


Рассматривается таблица, разбирается и подтверждается каждое утверждение.

А теперь из всего вышесказанного сделайте вывод, что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые и целостные по значению словосочетания. В предложении являются одним членом предложения.

Теперь давайте сравним наше определение с тем, что есть в учебнике.

Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку в виде игры «Аплодисменты». Я вам буду называть словосочетания и если словосочетание является фразеологизмом – ваша задача встать и аплодировать, если не фразеологизм, то ничего не делаем. Задача ясна?


Точить лясы – точить нож

Зарубить доски – зарубить на носу

Родиться в рубашке – родиться зимой

Горькая правда – горькое лекарство

Чесать руку – чесать языки

Медвежья берлога – медвежья услуга

Считать ворон – считать деньги

Сидеть сложа руки – сидеть на скамейке


3) Закрепление материала. Работа по теме урока. Работа с текстом (устно)

Отрабатываются умения отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний, умение давать толкование фразеологизмам, подбирать к ним синонимы.

Задание 1. Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, объясните их значение

Проснулся я сегодня ни свет ни заря. Перекусил чем бог послал. Сломя голову бросился в школу. Всю дорогу бежал ни чуя ног под собой. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас за тридевять земель находится. Бежал я сметая все на своем пути. Да все равно в калошу сел - забыл дома учебник. Пришлось возвращаться повесив голову.

Учебник схватил в охапку да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю, чувствую: контрольная -то уже на носу. Забегаю в класс красный как рак.

Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто не в зуб ногой.

А тут еще учитель на меня смотрит как удав на кролика и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу как воды в рот набрал.

А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!

- При толковании некоторых фразеологизмов у вас возникли некоторые трудности. Так вот если вы не знаете значение, то можно обратиться к словарю.


- Существуют специальные фразеологические словари, в которых разъясняются фразеологизмы А наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях (на стр. 240 находится «Толковый словарь», найдите по одному фразеологизму, прочитайте его толкование). Выслушивается несколько ответов.




Те задания, которые мы сейчас выполняли, нам понадобятся при выполнении ВПР. А именно в впр в 14 задании наши знания пригодятся. И хочу сейчас познакомить вас с этим заданием.

Задание 14 из ВПР по русскому языку

Объясните и запишите значение фразеологизма набрать в рот воды. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Пример выполнения:

1. набрать в рот воды – упорно молчать.

2. На уроке русского языка мы пересказывали текст. Моего друга попросили ответить, а он словно набрал в рот воды.

Теперь попробуйте самостоятельно выполнить (на выбор)

Объясните значение фразеологизма развесить уши, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.



Объясните и запишите значение фразеологизма витать в облаках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Рефлексия:

Ребята, вспомните какую цель мы ставили в начале урока. Удалось ли достичь поставленной цели? Каким способом? Какие результаты мы получили? Что вызвало затруднения? Где можно применить новые знания?

А теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя фразеологизмы

Домашнее задание:

Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);

2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)

Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)

















1 группа

1)Найдите в предложении фразеологизм и попробуйте заменить их другими словами

Ты весь день ходишь грустный и точно в рот воды набрал. Что случилось?

2) Сделайте вывод: можно ли в фразеологизмах заменить одно слово с другим?



2 группа

Сравнительный анализ двух предложений:

1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

2.Все работали усердно.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?

- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же?

- Какой вывод мы можем сделать?

3 группа.

1)Сравните предложения в каждой группе и объясните, в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Объясните, почему одни и те же слова являются разными членами предложения.

1. С его помощью мои дела скоро пошли в гору. Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику

2. Шар катится по наклонной плоскости. Поговори с другом, ведь он катится по наклонной плоскости.







Домашнее задание:

Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);

2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)

Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)

Домашнее задание:

Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);

2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)

Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)

Домашнее задание:

Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);

2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)

Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)

Домашнее задание:

Задание на выбор: 1) Проиллюстрировать один из фразеологизмов так, если бы понимали их в буквальном смысле (прямом смысле);

2) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, авгиевы конюшни, сизифов труд (на выбор)

Для всех: выполнить задание 14 ВПР (выйти из себя, спрятать концы в воду, горы свернуть)