СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Источники фразеологизмов. Из истории фразеологизмов»,

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Источники фразеологизмов. Из истории фразеологизмов»,»

Русский язык. 6 класс. Дата проведения: 13.11.2020.

Учитель МБОУ «СОШ №26»

Махмудова Интизар Муртазалиевна.




Тема: «Источники фразеологизмов. Из истории фразеологизмов»


Цель урока:

знакомство с источниками возникновения фразеологизмов в русском языке.

УМК и оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран,

2. Электронный учебный модуль «Фразеология»:

http://fcior.edu.ru/card/8239/frazeologiya-i1.html

3. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

4. https://yandex.ru/video/preview/18007711932024176264

5. Видеоурок VK Видео ›i Study | Все науки в фильмах

6. Презентация «Источники фразеологизмов. Из истории фразеологизмов».

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- мотивация учебной деятельности учащихся;

- активизация познавательного интереса к учебному предмету;

- развитие у учащихся навыков самооценки;

Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:

- умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение оценивать свою работу и полученный результат.

познавательные универсальные учебные действия:

- умение работать с информацией;

- поиск решения проблемной ситуации;

- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).

коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение выражать свою точку зрения.

предметные результаты:

- знание источников происхождения фразеологизмов;

- умение применять знания в новой ситуации.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний. Игра «Подскажи словечко!»

Задание по группам.

Учащиеся заканчивают выражения, объясняют их значение.

1) Кричать во всю …

2) Авгиевы …

3) Блудный …

4) Млечный …

5) А … просто открывался

- Как называются эти выражения? (Фразеологизмы.)

- Какая наука изучает фразеологизмы? (Фразеология.)

Работа с модулем.

Задание 1

«Фразеология и культура речи».

Работа с модулем.

Задание 2

«Фразеологизмы».

- Внимательно посмотрите иллюстрации. Объясните значение фразеологизмов и сделайте вывод об их значении.





Учащиеся объясняют значение фразеологизмов: «сесть в лужу», водить за нос, «когда рак на горе свистнет», «золотые руки». Делают вывод о том, что значение фразеологизма не связано со значением слов, которые в него входят. Значение имеет фразеологизм в целом.

- Для чего нужны фразеологизмы в языке? (Фразеологизмы придают речи яркость, меткость и выразительность.)

- Где можно узнать значение фразеологизма? (Во фразеологическом словаре.)

Работа с модулем. Задание 3 «Фразеологические словари».

- Существуют специальные словари фразеологизмов, в которых можно узнать их значение. Посмотреть значение заинтересовавшего оборота можно посмотреть в «Учебном фразеологическом словаре» под редакцией Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой, Н. М. Шанского. Толкование более распространённых фразеологизмов можно узнать в толковом словаре С. И. Ожегова или Д. Н. Ушакова.

Учащиеся работают с модулем, знакомятся с толкованием фразеологизмов «оставляет желать лучшего» и «взять себя в руки».

- Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Ещё М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.

3. Целеполагание.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение фразеологии. Прочитайте ещё раз тему урока и сформулируйте для себя цели урока:

Хочу узнать …

Хочу понять …

Хочу научиться …

4. Открытие новых знаний.

- Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения фразеологизмов в русском языке. Давайте вновь обратимся к фразеологизмам, которые мы с вами называли в начале урока. С некоторыми из них мы уже встречались на уроках литературы. Попробуйте назвать их источники.

Учащиеся высказывают свои предположения.

- В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Происхождение фразеологизмов также можно узнать, заглянув во фразеологический словарь.

Работа учащихся с различными источниками информации:

- Фразеологическим словарём А. И. Молоткова,

- Интернет-сайтами:

Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary

Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/

Кричать во всю Ивановскую (исконно русский)

Авгиевы конюшни («Авгиевы конюшни» (шестой подвиг Геракла), античный фразеологизм)

Блудный сын («Притча о блудном сыне», библейское происхождение)

Млечный путь (via lactea – калька с латинского языка)

А ларчик просто открывался (выражение из басни И. А. Крылова «Ларчик»)

Учащиеся делают выводы о происхождении данных фразеологизмов и составляют кластер «Источники фразеологизмов»:


Работа с модулем.

Задание 4

«Как появляются фразеологизмы?»

- Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашего народа. Многие из фразеологических оборотов вошли в повседневную речь из устного народного творчества или связаны с обычаями древних славян и их верованиями: «у чёрта на куличках», «собаку съел», «бить баклуши».

Многие из часто употребляемых фразеологизмов вошли в обиход из профессиональной речи ремесленников: «топорная работа», «тянуть канитель», «тянуть лямку». Давайте заглянем словарь и познакомимся с историей возникновения этих фразеологизмов.

Учащиеся работают с фразеологическим словарём, читают словарные статьи, объясняют значение и происхождение фразеологизмов.

Работа с модулем.

Задание

«Это интересно!»

- Фразеологизмы существуют во всех языках. Интересно сравнить фразеологизмы в иностранных языках с теми, которые употребляем мы.

О бедном человеке русский скажет:

«Гол как сокол», «ни гроша за душой».

А англичане говорят:

«Беден как церковная мышь».

О глупом человеке русские говорят:

«Тупой как сибирский валенок».

А англичане скажут:

«Глупый как гусь».

Про людей, которые очень похожи друг на друга, русские люди говорят:

«Похожи как две капли воды».

А англичане: «Похожи как две горошины».


5. Усвоение новых знаний.

Исследовательская работа учащихся.


- Сейчас, ребята, вам предстоит очень интересная работа. Выберите фразеологизм для своей исследовательской работы.

Составление план исследования фразеологизма:

  1. Назвать выбранный для исследования фразеологизм.

  2. Определить его источник.

  3. Объяснить значение фразеологизма.

  4. Рассказать историю происхождения фразеологизма.

  5. Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).  

  6. Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.


Индивидуальная исследовательская работа учащихся по плану (10 минут). Учитель на данном этапе выполняет роль консультанта.


6. Первичная проверка понимания. Выступления 2-3 учащихся (по желанию).


7. Первичное закрепление.

- Назовите фразеологизмы, пришедшие из фольклора (из русских народных сказок, пословицы, поговорки).

- Откуда пришли такие выражения, как проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю?

- Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали крылатыми следующие фразы:

Да только воз и ныне там.

Как белка в колесе.

Пора, красавица, проснись!

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

На деревню дедушке.

- Привести примеры фразеологизмов, появившиеся в наши дни. (Например, зелёная улица, люди доброй воли).

8. Рефлексия.

- Ребята! Какие задачи вы ставили в начале урока? Давайте сделаем вывод:

- Я понял…

- Я узнал …

- Я научился …

- Ребята! Сегодня мы работали с фразеологическими словарями и другими источниками информации. Мы узнали, что источники фразеологизмов очень разнообразны. Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями, третьи пришли из устного народного творчества и литературных произведений. Много фразеологизмов возникло в условиях работы людей различных профессий, большое количество фразеологических оборотов пришло из других языков. Рада, что урок был для вас интересен, и вы узнали много нового. Надеюсь, что вы будете внимательными по отношению к русскому языку и продолжите разгадывать его тайны.


9. Домашнее задание: создать рисунок, иллюстрирующий выбранный фразеологизм.


Использованные источники:

Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А. И. Молоткова. М.: Советская Энциклопедия, 1968.

Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary

Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/

13