СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по дисциплине "Литература" на тему: "Жизнь и творчество М.А. Шолохова. "Донские рассказы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит подробный анализ рассказов" Родинка", "Продкомиссар", "Шибалково семя", "Жеребенок", "Чужая кровь".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по дисциплине "Литература" на тему: "Жизнь и творчество М.А. Шолохова. "Донские рассказы"»

Министерство образования и науки РФ по образованию администрации Волгоградской области

ГОУ СПО

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Донские рассказы.

РАЗРАБОТАЛ: преподаватель по предмету «литература» Данилова Надежда Викторовна

ФРОЛОВО 2007

ЦЕЛИ: 1) познакомить студентов с жизнью и творчеством М.А. Шолохова,

рассмотреть понятие «война» с нравственно-религиозной и социальной точек зрения; осудить братоубийственные усобицы, изображенные М. Шолоховым в рассказах: «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»;

2)развивать то, что есть в душе (В. Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей; вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

3)воспитывать уважение к природе и фольклору родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ:

портреты писателя, иллюстрации, рисунки учащихся к рассказам, магнитофон (песня «Дон-батюшка» в исполнении Воронежского хора имени К.Пятницкого, песня И. Талькова «Россия», тексты художественных произведений.


ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ: В годину смуты и разврата «не осудите, братья, брата».


Война- распря, разрушающая творение Любви.

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями. Вольтер.


А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М. Волошин.


Как степной цветок, живым пятном встают рассказы Шолохова. Серафимович.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Человек приходит в мир... Что ждет его? Каким он станет? Добрым или злым, милосердным или жестоким. Английский писатель Джон Локк назвал ребенка «tabula rasa» - «чистая доска». Что будет начертано на этой «доске» человеческой жизни и что такое жизнь?

«Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище блага и зла - того, во что вы сами ее превратили».(Мишель Монтель).

Самое первое зло, поразившее человека,- война (в сердце, в семье, между нациями и народами). Война «разъедала» душу Каина, и он, страдая от зависти и злобы, совершил грех братоубийства. Война заставляла одни народы истреблять другие. Наконец, гражданская война ненасытным Молохом требовала жертв, разделяя жен и мужей, отцов и детей. Совершенно справедливо замечание Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна».

На предыдущем уроке мы говорили об особенностях изображения мировой и гражданской войн в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина».

- Что сказал о войне С.А. Есенин? (Учащийся читает наизусть.)

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!


  • Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?



Сообщение студента о гражданской войне.

Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами власти, неодинаково видевших пути решения проблем социально-экономического и политического развития страны, обострившихся с начала XX века. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание искать компромиссные решения привели к величайшей трагедии в истории России, унесшей жизни более 13 млн. человек.

Сразу после революции Советская власть по стране установилась мирным путем, за исключением Москвы. Но уже через месяц начинают складываться очаги сопротивления, белого движения, и прежде всего на Дону.

В 11 казачьих войсках проживало свыше 10 млн. человек. В прошлом казачество добилось особого положения в составе Российской империи. Главным просчетом большевиков было лишение казачества права на землю, считавшуюся Войсковой собственностью. Насильственное расказачивание привело казаков из нейтрального стана в лагерь противников советской власти.

Лидерами «белого движения» стали Каледин, Корнилов, Деникин и другие. Его основу составляли бывшие офицеры, юнкера, гимназисты, студенты.

Участники «белого движения» считали себя выразителями идеи возрождения былого могущества Великой России и беспощадной борьбы с большевиками.

Против большевиков выступили и их союзники, «левые эссеры».

Обе стороны активно использовали политику террора, захвата заложников, карательные экспедиции.

Красными войсками, в основе которых был промышленный пролетариат, беднейшее крестьянство, руководили Троцкий, Фрунзе, Тухачевский.

Третьей силой в войне были «зеленые», действовавшие под девизом: «Белых» видишь - белых бей. «Красных» видишь - красных бей». Его основу составляли крестьяне под руководством батьки Махно.

Закончилась гражданская война в 1922 году.

  • Какой отклик нашло на это событие в поэзии?

(Учащийся читает наизусть «Потомкам» - главу из поэмы М. Волошина «Усобица».)

1)Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад

Застигли нас посереди дороги: Разверзлись хляби и душ и недра жизни,

И нас слизнул ночной водоворот.

Стал человек один другому - дьявол.

Кровь - спайкой душ,

Борьба за жизнь - законом

И долгом - месть.


И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий Корнями вытоптанных жнив.

И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас:

- «Кто не за нас - тот против нас!

Нет безразличных: правда, с нами!»


А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

М. Волошин.

2) М.И. Цветаева то в поэме «Перекоп», то в эпизодической реплике («Брат на брата»), то в прямом обращении к библейской истории («Каин, брат где твой?»), то в напутствии полкового священника страдальчески провозглашает:

- Братья, вот она

Ставка крайняя! Третий год уже Авель с Каином Бьется...

3) Юрий Терапиано, бывший в огне Перекопа и навсегда сохранивший эти страшные воспоминания, остро ощущал вражду братьев, которая не только ожесточает сердце, но и опустошает его, делая человека одиноким. И остаётся лишь признаться Богу:

Отступившие от Благодати, Мы утратили Тебя - и вот

В этом мире нет сестёр и братии...

(Звучит песня И. Талъкова «Россия»)

Слово учителя. Наша задача - на примере рассказов М.А.Шолохова осознать и прочувствовать общечеловеческий смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских заповедей.

Сообщение студента на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь и судьба».

МИХАИЛ ШОЛОХОВ.

Быть мудрым

В день двадцатилетья

И страстным

В годы седины. Собрать все краски Разноцветья

И разгадать Курганов сны,

Петь в курене Казачьи песни,

Чуть наклонив Огромный лоб,

Чтоб в цепкой памяти

Воскресли

Извивы человечьих троп,

Душой постичь

Людское горе,

Сдержать в груди Прощальный стон. Казачьей шашкой

Не Григорий

А сам копал могилу он.

Померкло солнце в небе синем.

Слеп

Неразборчивый свинец. ... Он плачет,

Плачет над Аксиньей.

Как сын,

Как брат

И как отец.

Казачке Маше,

Как Аксинье,

Шептать щемящее:

- Люблю...

А на студёной

На чужбине

Не кланяться и королю.

А вам, защитники святые,

Отвесит он земной поклон,

Вам, кто сражался

За Россию,

За Родину,

За тихий Дон.

Стремглав бросается

в пучину,

В распахнутый бурлящий мир.

Тот невысокий казачина

Высок душою, как Шекспир.

-Запишите в тетради: М.А.Шолохов 1905-1984 . Родился 24 мая, умер 21 февраля.

Беседа по вопросам.

  • Где происходят события?

Дон-батюшка... Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять область Войска Донского к России, видя в себе особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои - донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества - жизнь всей России.

  • Что представляет собой этот уголок великой страны, куда когда-то приехали выходцы из купечества Шолоховы?


Сообщение студента.

Что такое казачество.

История происхождения казачества и казаков до настоящего времени представляет один из неразрешимых вопросов. Ясно только одно, что казачество возникло вне пределов России, на достаточном удалении от ее рубежей, на свободной земле; - точнее относительно свободной, - на просторах Дикого Поля - в лесостепной и степной частях Восточно-Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях.

Как и когда появились казаки как организованная сила - сказать трудно. Чаще всего называют цифру в 400 лет - столько отводят многие историки казачеству. Но «Гребенская летопись» упоминает, что перед Куликовской битвой в 1380 году донские поднесли князю Дмитрию икону - хоругвь Донской Богородицы. До нас не дошли документы о ранней истории казачества (в 1744 году сгорел дотла в Черкесске донской архив). Первые упоминания о казаках появились в государственных документах, когда с казаками устанавливались сношения на уровне посольств, как с иностранными государствами, что говорит о многом, в том числе и о полной автономии казачества.

Это подтверждается и тем обстоятельством, что казаки прежних веков как это ни странно звучит, не считали себя русскими, но казаками, отдельным народом, хотя и родственным по вере и языку, русским, населяющим Россию.

Многие историки считают происхождение казаков от бездомных людей и беглых преступников, «искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах Батыевской орды», - но в этом случае казачество будет происхождения недавнего, не ранее XV века.

Но не было в истории примера, чтобы бежавшие в одиночку преступники за тысячи верст от свой родины, среди чужого и враждебного им народа ( а в Диком Поле кочевали именно чужие и враждебные русичам племена) могли основать особое государство, составить демократическую и сильную, свободолюбивую и религиозно - идейную общину, с особыми воинскими приемами, с особым говором, другими нравами и обычаями, где нет старшего, а младший равен всем, а главное, с готовностью лечь костьми за обиженных и угнетенных, за свою землю, православную веру.

За свободу бились наши древние предки и кровью своею горячей напоили ковыльные степи. И еще справедливость, и верность кровавою нитью связывали историю казачью.

Сущность казачьего характера просматривалась в его облике - свободного человека - просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд. Статные, смуглые от степного жара, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью.

В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение к старым и заслуженным воинам - казакам. Анархию и безначалие они не признавали, а истинное уважение питали к истинным заслугам. Особенно ценили дружбу и верность. Но наряду с вышеописанными, многие из них отличались беспечностью и ленью, любили побалагурить. Если во время боевого похода у казаков свято выполнялся сухой закон (у донцов), а его нарушение жестоко каралось, вплоть до смертной казни, то, вернувшись из похода, казаки не отказывали себе в питии.

Но в мирное время напиваться, да и то не часто, могли рядовые казаки, но никак не руководящий состав. Среди атаманов всех уровней пьяниц не держали. В атаманы выбирали смелых, умных, хозяйственных.

Самые важные дела у казаков решал Круг - общее собрание казаков. Круг собирался на майдане - площади. Круг решал различные хозяйственные вопросы: раздел земельных наделов, покосов, рыбных тоней и т.д.

Атамана и есаулов избирали на 1 -2 года. Когда казаки шли в поход, избирался отдельно походный атаман. Атаманом мог стать казак моложе 40 лет и быть в звании полковника, есаулом с 30 лет.

Самыми тяжелыми преступлениями считались воровство, умышленное убийство и предательство.

Казаки очень любили лошадей и часто выращивали для себя сами от лучших кобылиц - производителей. Кони платили своему хозяину преданностью и любовью, они не давались в руки другим, а за своим хозяином конь ходил как собака. Укрытые в лесу, кустарнике, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложись, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпускал чужих и не брал из их рук пищу.

В боях-походах казаки тоже добывали себе коней, за хорошего коня казак мог отдать все, что у него было, одежду, деньги, оружие и даже красивую и пленницу.

Вся казачья жизнь была связана с военными действиями и готовность к войне пронизывала всю жизнь, приобщение к ратному делу начиналась со дня рождения казака.

Трехлетние казачата уже самостоятельно ездили верхом по двору, а пятилетние вовсю сказали по улице. В семь - девять лет казачата играли в войну за околицей, разделившись на две разные части, устраивали сражения, сам атаман хвалил выправку и отличавшихся, и казачата старались.

Основное воспитание, конечно, происходило в семье. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, - ему следовали беспрекословно. Окончательное слово было за дедом - как за старейшинами на кругу, в этом семья в миниатюре повторяла казачью общину. Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от национальности, так как казачка была обязательно крещеной. Современники писали: «соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок - перед вами портрет истинной казачки». Смуглолице красавицы отличительного мужества и высокого благородства, ценили после священных имен отца и матери, выше всего честь, славу и верность. Казачки умели постоять за себя, многие из них умели обращаться с конем и оружием, при случае помогали казакам в боях.

Именно с военной стороной жизни связан у казаков обычай носить серьги. Не все казаки имели право их носить. Так, серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом - последний мужчина в роду, а если у казака было по серьге в левом и правом ухе, это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких по возможности берегли.

Звучит песня «Дон- батюшка», студенты просматривают видеозаписи, иллюстрации.

Словесное рисование.

- Каков портрет донского казака?


-«Донские рассказы» вышли сборником в 1925 году, они действительно появились в литературе как степной цветок. Шолохов не был сторонним наблюдателем - все увидено и определено собственным взглядом, прошло через душу и всколыхнуло ее до дна, обрадовало или возмутило. Чувствовался, прежде всего, особый взгляд писателя на героев, на глубинное население великой страны, живущее в станицах и хуторах, среди лазоревых степей, где вокруг колосится жито, расстилается темнеющий простор, тянутся изъезженные и исхоженные полевые дороги и тропы. Шолохов привел в литературу героев, наделенных кипучим темпераментом, гордых, страстных в любви и гневе, устремленных к свободе и правде и тонко воспринимающих красоту жизни.


Викторина по « Донским рассказам ».

  1. О ком это?

«Подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бой не хуже любого старого командира?» ( О 18-летнем Николке Кошевом, командире эскадрона, «Родинка»)


  1. Откуда эти строки: « Не дам я тебе дитя к грудям припущать. Коль родился он в горькую годину - пущай не знает материнского молока, а тебя, Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей Советской власти». («Шибалково семя»)


  1. Персонажи какого рассказа ведут такой диалог: «- Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю,- я есть контра»

«Грабьте, ваша сила».

- «Ты первый батраков всю жизнь сосал».

-« Не умру, сохранит матерь Божия,- своими руками из тебя душу выну» ? (Отец и сын «Продкомиссар»)


  1. Чьи это мысли: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда. Опять кровь, а я уж уморился так жить…Опостылело все… В город бы уехать... Учиться б...?»

(Николка Кошевой, «Родинка»)


  1. Кто «всем служивым казакам на диво кучеровала. Даром, что бабьего пола, а по конскому делу разбиралась хлеще иного казака»? ( Дарья, «Шибалково семя »)


  1. О ком идет речь? « Назло им носил шаровары с лампасами, с красной казачьей волей, черными нитками простроченной вдоль суконных с напуском шаровар. Чекмень надевал с гвардейским оранжевым позументом, со следами ношеных когда-то вахмистерских погон. Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шел по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали».

( дед Гаврила, «Чужая кровь»)


  1. О ком говорится: « Наводит панику в бою… Гляну на него, рука дрожит… рубить не могу. А все через то, что у него вид домашний, а на войне подобное не полагается.. .Сердце из камня образуется в мочалку...?» ( «Жеребенок»)


  1. О ком идет речь: « Лежал перед ним мальчишка лет девятнадцати, а не сердитый, с колючими глазами, продкомиссар. Под желтеньким пушком усов возле губ стыл иней и скорбная складка, лишь поперек лба темнела морщинка, глубокая и строгая.

( Николай Косых, «Чужая кровь»)


  1. Чьи слова: « Не беспокойтеся, добрая гражданка, думаете, он кричать будет? Не-ееет! Он у нас трошки из большевиков, кусаться-кусается, нечего греха таить, а слезу из него не вышибешь. ( Яков Шибалок, « Шибалково семя »)

  1. Кто говорит: « Оставайся! Будем с тобой у земли кормиться, она у нас на Дону плодовитая, щедрая... Справим тебя, женим...Я свое отжил, правь хозяйством ты. По мне лишь бы уважал нашу старость, да перед смертью в куске не отказывал…Не бросай нас, стариков...» (дед Гаврила «Чужая кровь»)



« Родинка »

Я смотрю на людей исподлобья: видно, в школу любви ни единый из них не ходил.

Б. Чичибабин.

-Первый рассказ М.Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года. Впервые автор подписался полной фамилией.

- О чем говорит вступление?

Экспозиция рассказа цепью однородных членов предложения сразу же иллюстрирует «арсенал» главного: это и полевая карта, и сводка, и уздечка, но прежде всего - гильзы патронные. Не до сентиментов! Номинативные предложения характеризуют героя, которому всего лишь 18.Однако автор подчеркивает, что Николка выглядит «не по летам»: его старят в глазах морщинки, спина «по - стариковски сутулая». Перед нами профессионал, уникально владеющий искусством «ликвидировать» врагов Советской власти.

- Знает ли Николка, сын казака, что такое любовь?

Помнит в полусне (лет пять-шесть было), как отец сажал на коня, а мать улыбалась, «бледнея». После смерти матери в «работниках всю жизнь гибнул». Значит, «в школу любви» ходить Николке не довелось. Зато ему хорошо знакомо чувство ненависти. ( По словам В.И. Даля, ненависть - «отвращенье, омерзенье; зложелательство, сильная нелюбовь, вражда, злонамеренность».



Николка

« вечное »

« вещное »

Любовь матери, отца, сажавшего сына-казака на коня, кратковременное счастье, радость в семье (семья, по Аристотелю, «самый первый вид человеческого общения»), ощущение любви, покоя, мира.

Гильзы, полевая карта, шашка; метонимия («шершавый лист скупо рассказывает») сообщает об успехах: командир эскадрона в восемнадцать лет, прекрасный боец, который должен стать коммунистом.


Счастлив ли Николка? Доволен достигнутым?

Психологическое состояние героя - во внутреннем монологе с кольцевой композицией: «Учиться бы поехать...» - «Учиться б...» А в середине монолога - боль души, уставшей, исстрадавшейся от убийств. Именно убийства врагов старят Николку, а душа «кровоточит»: «А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить.. .Опостылело все...» Обилие многоточий («следы на пипочках ушедших слов», по В.Набокову) иллюстрирует борьбу в душе юноши, который становится «стариком».

Здесь тоска, и боль, и страдания от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство - злоба (вспомним у А.Блока: «черная злоба», «святая злоба» владеет двенадцатью красноармейцами), ненависть к врагам, которые постоянно должны разжигать огонь гнева в душе истинного красноармейца.

-Что мы знаем об атамане?

«Пропал в германскую войну». Сразу же ключевым становится сравнение с волком («как набедившийся волк»), В банде «отъявленный народ», «бывалый», как и атаман; уходят они «по-волчьи», но настигает их эскадрон Кошевого.

Атаман тоже неспокоен: зачерствела от тоски и ненависти душа, «не залить лихоманку никаким самогоном».

-Что стало своеобразным чеховским «ружьем», которое «выстрелит» в финале?



Атаман

« вечное »

« вещное »

Жена, сын, упорядоченная казацкая жизнь, любовь, мир, служба «царю и Отечеству», радость жить на родной земле и благодарить за все Бога

Атаманство, ложное чувство свободы и власти, высокое самомнение и уверенность в правоте казацкой, жестокость, издевательство над непокорным: «землю ешь, что не за красных стоишь»


« Боль, чудная и непонятная »

Уже в первой главе автор упоминает родинку величиной с голубиное яйцо, которую Николка унаследовал от отца; причем военком предсказывает юному командиру «счастье», в которое тот не верит.

Таким образом, не приметы и предсказания создают жизнь, а история.

Не случайно Ю.М. Лотман утверждал: « История проходит через дом человека, через его частную жизнь».

-Каково предвестие беды?

-« Знак беды » - смерть лошади, загнанной нарочным, чтобы передать важное донесение. Пакет с тремя крестами вызовет гамму тоскливых переживаний у Николки (« Опостылело все »), и, идя в конюшню, он опять увидит «черную ленту крови» мертвого животного.

-Как происходит схватка «двух миров»?

После сообщения мельника о банде Николка, «от ночей бессонных зелененький», отдает привычные приказания. Вот она, та грань, когда противостояние становится кульминационным и Кошевой «скачет один» на атамана с лицом, «злобой перекошенной», хотя оно молодое, безусое.

Один - это и отвага, и пример (настоящий командир всегда впереди), и казацкое лихачество («раскрылились»), с ощущением свободы и вольницы; но это и дикая ненависть, единоличное стремление одержать победу любой ценой, оправдать оказанное доверие.

Это, наконец, страшное одиночество человека в «прекрасном и яростном », по А.Платонову, мире, когда душа болит, а больной дух плоти, отравленной ненавистью и политиканством, неудержимо близится к финалу земного пути.

« За перелеском кто-то взвыл по-звериному...» Предвестие победы атамана- это опять сравнение с волком, « налетел коршуном»: хищническое, звериное, жестокое начало опытного главаря сулит ему победу, да и «солнце закрылось тучей». Атаман привычно, деловито махнул шашкой, по-хозяйски стал снимать сапоги с «мертвяка», злобно выругался, когда один сапог застрял и вдруг… увидел родинку. «Жало смерти» руками атамана уничтожило его любимого сына, и теперь в звере проснулся человек: «Сынок!.. Николушка!.. Родной! Кровинушка моя!..»


Учащийся читает наизусть:

Тихо погасли огни благодатные

В ceрдцe страдальца земли,

И на чело, никому не понятные,

Мрачные тени легли.

Тихо от ветра, тоски напустившего,

Плачет, нахмурившись, даль.

Точно им всем безо времени сгибшего

Бедного юношу жаль.

С.Есенин. «Звуки печали»


Чернея, несчастный отец трясет мертвое, «податливое тело», задавая самый главный вопрос: «Как же это, а?».

Никто не вернет страдальцу родного сына, когда мир, расколотый ненавистью на «красных» и «белых», ощетинился в ожидании новых жертв во имя «светлого завтра». И Николка закусил кончик языка, «будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном». Наверно о том, что ненависть разрушает, а любовь созидает, и ничего нет важнее, чем жить в любви и согласии. Но кто этому учит? И знает ли это сам Николка? В поцелуе стынущих рук сына - прощание атамана с жизнью.Нельзя жить сыноубийце: горит душа и мертвеет сердце.

…Вечером, встревоженный, «сорвался с головы атамана коршун-стервятник». И растаял в «бесцветном небе».

- Для чего Шолохов употребляет большое количество диалектных слов?

Шолохов, сохраняя весь колорит народной речи, максимально приближает нас к событиям на Дону. Мы забываем, что читаем произведения, мы сами становимся участниками описываемых событий, беспристрастными очевидцами.

-В чем особенность шолоховского языка, в чем необычайность употребляемых им художественных средств?

Создается впечатление, что степь, леса, река Дон - это живые существа, которые участвуют во всех событиях и переживают так же, как люди. Пейзаж в рассказах помогает раскрыть внутреннее состояние героя.

В рассказе есть точка зрения еще одного персонажа - старого мельника Лукича, который крепко недолюбливал и красных, и белых, потому что все они забирали, не спрашиваясь, корм и муку. На чьей стороне автор? Здесь для автора важны не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный общечеловеческий смысл трагедии.

  • Какова главная тема этого рассказа?

Главную тему «Донских рассказов можно определить как «расчеловечивание» и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса очеловечивания. При этом традиционные христианские ценности, на первый взгляд, не принимаются автором во внимание, но, тем не менее, содержание внутренней, душевной жизни персонажей выстраивается в соответствии с евангельскими заповедями. Надо признать, что как раз лучшие рассказы из донского цикла, такие как «Жеребенок», «Чужая кровь», представляют собой вариации на библейские темы. М.Шолохов как бы интуитивно исходит из признания того, что душа человека - по природе христианка.


«Продкомиссар»

Я так измучен, оглушен

Всей жизнью, дикой и нестройной.

А.Н. Апухтин

Шолохов пристально исследует огромный по размаху конфликт поколений, когда дети во имя чужых идей идут против своих родителей, они отвергают весь старинный, сформированный веками уклад, а вместе с ним перечеркивают всю жизнь своих близких и даже устраняют их за ненужностью. В рассказе «Продкомиссар» события развиваются по «зеркальной композиции», напоминая «Родинку», только здесь сын - большевик убивает отца-кулака.

Завязка четко разделяет полосы: на одном - областной продовольственный комиссар, на другом - крепкие казаки-труженики, рассудившие: «Дарма хлеб отдавать?.. Не дадим...».

Реализовывать планы большевиков должен Бодягин, сам родом казак, и в своей родной станице. Его судьба - это вариация на тему притчи о блудном сыне, но с новыми, соответствующими времени акцентами. Старший Бодягин выгнал сына из дома за непослушание (случай, редкий до революции в крестьянской семье), и тот пошел по миру, примкнул к большевикам. Его отец за это время разбогател еще больше, а богатых по новой большевистской вере полагается ненавидеть.

  • Почему так важен образ областного продовольственного комиссара?

Этот своеобразный символ новой, большевистской власти, жестоко распорядившейся: «Кто не с нами, тот против нас». А если против: « Злостно укрывающих - расстреливать!..»

Психологический облик: «Говорил торопясь и дергая ехидными, выбритыми досиня губами». Шолохов акцентирует внимание не на глазах, а на губах, причем налицо явная ирония автора: быстрей-быстрей, мировая революция не ждет - срочно взять хлеб! Очень интересно о губах сказал русский писатель врач В.В.Вересаев: «Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза - обманчивая маска, глаза - ширмы, закрывающие душу. Зеркало души - губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Товарищески радушные глаза и поджатые губы с брезгливо опущенными вниз уголками. Берегитесь глаз! Из-за глаз так часто обманываются в людях. Губы не обманут!»

Было

Теперь

Игнашке - четырнадцать лет. Он пожалел на покосе работника, которого отец ударил за сломанный у вил зубец, и оскорбил родителя. Тот «испорол» сына до крови и выгнал из дома набираться «ума-разума».

Игнат Бодягин - двадцатилетний продкомиссар. Измученный переездами и сбором зерна, он только около дома почувствовал, как «перехватывает дыхание»,- это его родина! Как теперь встретит отец?


Жестокие законы времени не оставляют места любви, уважения, хотя Игнат пытается уговорить отца, ярого казака-активиста, агитирующего против советской власти.

- Как встречал отец сына?

Отец

Игнат

«Горячее блеснуло в глазах, потом потухло»; «старик зло и упрямо наморщил переносицу: ГРАБЬТЕ, ВАША СИЛА.»

«Взглядом проводил» отца: «У продкомиссара Бодягина кожа на острых изломах скул посерела». (Обилие многоточий и восклицательных знаков показывает высшую степень напряженности, накал страстей в душе красноармейца.)

Фразы областного комиссара, как и его острый кадык и жестоко стиснутые зубы, - четкие, рубящие, категоричные: «Месяц сроку...» И Игнату Бодягину ничего не остается, как «карулесить» по кругу, ну вот она станица родная. Важно, что и время «раскололось» надвое: БЫЛО и ТЕПЕРЬ.

Взаимные оскорбления усиливают только идеологическое противостояние, но старик более убедителен: за четко аргументированными доводами - вековой уклад жизни казаков, где в основе - собственный тяжелый труд и жестокая требовательность к окружающим: («Я сам работал день и ночь»). Почитание старших, законопослушность всегда были в крови у донцов, а потому старик за ослушание проклинает сына, угрожая расправой, если останется в живых. Отец только угрожает, сын же участвует в расстреле.

Старик Бодягин остается истинным казаком, когда перед смертью кричит сыну с «задором нескрытным»: «Идут с Хопра казаки вашевскую власть резать. Не умру, сохранит Матерь Божья - своими руками из тебя душу выну». Эта угроза имела под собой вполне реальное основание. В годы гражданской войны на Дону действительно произошел случай, показавший силу традиционного морального начала в сознании качества. Старик отец насмерть забил сына за большевистские убеждения, и тот не смел оборониться. Старый казак получил за это награду от Каледина. Автор дает возможность высказаться исконно казачьему взгляду на происходящее, но в то же время мысль о равной доле вины красных и белых остается определяющей.

  • Как ведет себя Игнат?

Герой, преданный революционным идеям, «измучен и оглушен» происходящими событиями. Чувствуя неправоту, преступность совершаемого, «придушенно» говорит: «Не серчай, батя...» в этих словах и мольба о прощении, и тоска от жизни, «дикой и нестройной», по словам А.Н. Апухтина, и страстный вопль придушенного страдания. Ответа не будет.

  • Как дальше развиваются события? Почему это не финал?

Раскаяние все же живо в герое, он, по сути, ищет искупительной смерти. В этом - смысл спасения ребенка - сироты. У Бодягина вспыхивает подобие отцовского чувства и, как следствие этого жертвенность. О том, что именно в Бодягине должно проснуться и просыпается сочувствие к чужому горю, как результат собственного

страдания и вины, говорит тот факт, что Тесленко, коменданту трибунала, своя жизнь дороже.

Только в жертвенности видит автор очищение души, а потому герою дается «шанс» загладить грех отцеубийства спасением «мальчонки малюсенького» в степи.

У Шолохова, по словам Петра Палиевского, «нет середины». Уходя от казаков, Бодягин и Тесленко знают, что спасаются от лютой смерти; ситуация экстремальная. Поэтому Тесленко иссек плетью посиневшие руки Игната, чтобы он бросил сироту: «Догонят - зарубают!». Но теперь главное для Бодягина - не инстинкт самосохранения, не революционные идеи и вся эта классовая заворушка, отнявшая юность, семью, отца, к которому он потянулся, как в притче о блудном сыне, но не нашёл тепла и любви. Главное - « вялое тельце» мальчишки: его Игнат, « улыбнувшись» (кто - то из мудрых сказал: «Улыбнуться ближнему - милосердие»), привязал к лошади «окостенелыми пальцами» и ударил ножнами по крупу животного.

- Смысл финала?

Покорность судьбе, смирение, готовность принять смерть - всё это передалось и Тесленко, который не оставил товарища одного, а разбойничьим посвистом отправил коня. Красноармейцы «долго провожали взглядами лошадей». В этом « долго» - прощание с жизнью, молодостью, неосуществлёнными мечтами... « Легли рядышком».

В Бодягине просыпается человек. Таким образом, не идеологические установки, а глубинные скрытые процессы, происходящие в сердце, определяют судьбу и выбор героев. Шолохов показывает пробивающуюся через все барьеры струю нравственно очищающего страдание, которому подвержены представители всех классов и прослоек, воюющих в гражданской войне.

Последний абзац - картина жестоких нравов гражданской войны: «свирепый реализм» натуралистической зарисовки изуродованных тел.



Запись в тетрадь

НАТУРАЛИЗМ (от латинского natura- природа) - литературное направление, сложившееся в последней трети xix века в Европе и США.

Характерные особенности:

  1. Стремление к объективному, точному и беспристрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой.

  2. Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточна выразительна. Они считали, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостаточных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.


- Уместно ли употребляет Шолохов натуралистические подробности в рассказах? Для чего это необходимо?


«Шибалково семя» Детству следует оказывать величайшее уважение.

Ювенал

Удивительно чётко прослеживается детская тема в рассказах Шолохова. Во время любой междоусобицы страдают прежде всего дети. Взрослый человек, в котором была заложена нравственная основа, может справиться, начать жить заново. Но ребёнок, у которого на глазах убивали отца («Обида»), мать («Шибалково семя»), ребёнок, видевший, как умерла от голода маленькая сестрёнка и мать его, а старшую сестру убили из - за тарелки щей («Алёшкино сердце»), ребёнок, чей отец зверски расправился со всей семьёй («Бахчевник»), такой ребёнок не сможет вырасти полноценным человеком. Он или сам превратится в зверя, или всю жизнь будет до смертной тоски страдать по своим близким и не находить себе на земле места.

  • Что можно сказать о жанровом своеобразии рассказа? Словарь литературоведческих терминов под редакцией

Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева: «Сказ» (от «сказывать»).

  1. принцип повествования, основанный на стилизации речи подставного рассказчика, как правило, представителя какой - либо общественно - исторической или этнографической среды,

  2. форма художественной литературы, построенная как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно - повествовательной речи, приём самораскрытия персонажа.

  • Для чего используется автором сказовая манера повествования?

Сказовая манера повествования позволяет героям как можно полнее раскрыться перед нами. Часто за внешним комизмом ситуации в рассказах Шолохов показывает ту же кровавую вакханалию, которая царила на страницах других его произведений, написанных в обычной повествовательной манере от третьего лица.

  • Ваши наблюдения?

Учащиеся отмечают близость повествования к фольклору («Скоро сказка сказывается»), историческим хроникам («Повесть временных лет»); создаётся ощущение эпического полотна, воспроизводящего человеческую жизнь. Одновременно события глубоко реалистичны, исторически достоверны, порой жестоко натуралистичны.

  • Что можно сказать о Якове Шибалке?

Как и многие казаки, оказался в «эпицентре» классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Однако автору важно, что именно Яков правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.

  • Каково отношение в сотне к женщинам вообще и к Дарье?

Казаки - народ гордый, норовистый, непредсказуемый;

им под стать и казачки, сильные, ловкие, красивые, мужественные, но... это не мужчина, не казак.

  • Как их называют?

(Баба, стервы, курва, дурная; собачьей бесилы об­трескалась; змею под рубахой грел; страмотно бабу при сотне содержать.)

Только Яков «жалкует» по Дарье, оставив её при себе кучером: «Начали мы с ней путаться. Ну, как полагается, забрюхатела она».

  • Как ведёт себя Дарья?

«На диво кучеровала». Будучи беременной, восемь месяцев не сходила с тачанки, не обращая внимания на едкие замечания казаков. Стирала и латала на всю сотню. При этом Шибалок горячо сочувствовал женщине: «Мало ли от нашего брата бабья страдает».

  • Что стало завязкой действия?

Когда в сотне кончились патроны, внезапно казаки подверглись нападению и «доброй половины своих не­досчитались». Яков буквально раздираем бедами: тоска по погибшим товарищам житья не даёт; «Дарью хворь обротала» (пришло время родить).

  • Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?

  • В родовых муках Дарья кается «любушке» в том, что

она «засланная» из банды, сообщала сведения о сотне и должна была «всех перевести». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступа­ет деградация любви и всего святого: «...не мог я стер­петь - вдарил её сапогом и рот ей раскровянил». Один из публицистов справедливо полагал, что Шолохова не столько интересуют перипетии борьбы красных и белых, сколько тот факт, что и красные, и белые могут быть и зверями, и людьми.

Как написал Юрий Терапиано, «нет сестёр и братии», нет жён и мужей, не должно быть и речи о семье, когда решается вопрос, кому владеть страной: «красным» или «белым». А человек стал «беззаконен, безроден, скиталец бездомный», по словам Гомера.

  • Что происходит настолько необычное, непонятное, что Шибалок побежал к сотне?

«....Образовалось дитё...» Казалось бы, теперь у Якова семья; но человек - песчинка в водовороте событий - не может быть «я», только «мы».

Л.Н. Толстой писал: «Как ужасен был бы мир, если бы постоянно не рождались дети, несущие с собой не­винность и возможность всякого совершенства!» -Думал ли о ребёнке Шибалок?

Он пришёл на «суд» сотни, и началась «киповень». Красноармеец должен прикончить шпионку с «ново­рождённым отродьем»! Вот она, первобытная жесто­кость, утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни! Не только духовное, но и плотское ставится автором выше «морали» классовых битв. На коленях Яков клянётся убить «по совести» Дарью (святая месть за «братов - товарищей»), но молит: «...поимейте вы сердце к дитю... моё это семя». Сотня согласилась.

  • Как Яков совершает «праведную месть»? Шолохов ничего не говорит о чувствах героя, но по перечислительной интонации, доминанте глаголов, обилию многоточий мы понимаем, что герой сражён, хотя многих убивал: «в руках дрожание, ноги подги­баются», «дитё склизкое, голое, из рук падает». Душа потрясена и мертвеет от страшных преступлений. Н.Бердяев сказал: «Человек разрушается от неразличения добра и зла». Шибалок жестоко страдает от этого саморазрушения, больной дух не даёт ему покоя, а ведь надо выхаживать ребёнка.

«Детству следует оказывать величайшее уважение», - изрёк Ювенал. Но детство и война несовместимы, а потому и просит Шибалок «гражданку» взять сына в детский дом. Трогательны отцовские «потуги» в деле воспитания, но надо добить «фоминовскую банду» - это поважнее. Как страшны советы братьев-товарищей, окаменевших в жестокости: «За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»

  • Что ждёт, по-вашему, этого ребёнка?

Судьба мальчика, как и многих детей военной поры, типична: сирота, безотцовщина (по финалу чувству­ется, что отец с сыном больше не увидятся); в лучшем случае попадёт в хорошие, трудовые руки, в худшем - беспризорщина и преступный мир. О таких общественных, коммунарских воспитанниках писал А. Безыменский:

Нам не дано имён, Детям станков и околиц. Имя моё - легион. Имя моё - комсомолец.

А вообще, «он у нас трошки из большевиков... слезу из него не вышибешь!..» Так, прощаясь, с гордостью заявляет Шибалок заведующей. На смену кулакам и буржуям должно прийти поколение твёрдых, непреклонных революционеров («гвозди бы делать из этих людей»), которые установят справедливость. А потому судьба ребёнка - не любовь, покой и счастье для себя: «...сын будет власть Советскую оборонять».

«ЖЕРЕБЁНОК»

Мы в ответе за тех; кого приручили.

А. Де - Сент-Экзюпери.


Разлив жестокости в гражданскую войну у М. Шолохова представлен ярко до натуралистичности, но бесконечное вращение красного колеса должно быть остановлено самим человеком, его способностью откликнуться на вечные заповеди Божии. Так появляется рассказ «Жеребёнок». На первое место в нём выдвигается животворящий народный быт, который сопротивляется безумию войны и является опорой человеческого в человеке.

  • Как заявлена эта антитеза в начале рассказа? (Только что родившегося жеребёнка обуревает ужас жизни на земле.«Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и слегка окропив землю, заставил мать жеребёнка - рыжую Трофимову кобылицу - вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче».).

  • Чем снимается этот ужас?

Ужас снимается вечной и неизбывной материнской лаской. Она сильнее всякого разрушения и смерти.

  • Почему в голову эскадронному приходит мысль о необходимости убить жеребёнка?

(Жеребёнок мешает в бою, он будит жалость, а этого на войне не полагается. Ход рассуждений эскадронного не лишён комизма: «Я даже не понимаю, Трофим, как ты мог допустить? В разгар гражданской войны и вдруг подобное распутство...»).

Однако жизнь сопротивляется всем уздечкам, которые хотелось бы накинуть на неё воющим сторонам. И прежде всего противится этому человеческая душа. Приведите примеры из текста. «На крыльце сидел эскадронный в сопревшей от давнишнего пота рубахе. Пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукояти, неуклюже вспоминали забытое, родное - плели фасонистый половник для вареников».

Как Р. Кумов справедливо делал упор на то, что разрушительное начало гражданской войны бессильно перед созидающим, осевшим бытом (героиня «Малого огня» под бомбёжкой красных продолжает поливать огород, иначе огурцы пропадут), так и М. Шолохов видит в своих героях сопротивление злу войны через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка - на нём ещё придётся пахать.

Но за этой внешней событийной канвой рассказа разворачивается иной сюжет противоположный выводам рассудка и установкам на ненависть и уничтожение. Беззащитный жеребёнок по сути мог бы выступить примиряющим началом в борьбе красных и белых, дал же казачий офицер приказ не стрелять в Трофима, и никто его не нарушил. И Трофим бросается спасать жеребёнка вопреки своим и чужим доводам о необходимости его «сничтожить». Шолохову удалось выявить очень важное обстоятельство, проявившееся в годы гражданской войны, роднящее его с предшественниками в донской литературе. Он обнаружил парадоксальность наложения на традиционную мораль новейших революционных установок, которые в решающие моменты жизни безусловно отбрасываются человеком, и он возвращается к себе истинному.

  • Что случилось во время переправы на другой берег?

(«Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком; пять лет войны сломал, сколько раз смерть по - девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы - и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессиливший жеребёнок, а в саженях десяти от него Нечепуренко силился и не мог повернуть матку, плывущую к коловерти с хриплым ржанием».). Жеребёнок спасён. Но Трофим убит казачьим офицером выстрелом в спину. Финал показывает насколько автор далёк от иллюзии скорого разрешения конфликта, он говорит не только о возможности примирения, но и о той пропасти противостояния, преодолеть которую гораздо труднее, чем совершить подвиг самопожертвования. Любить врага и не мстить ему - эта заповедь стала актуальнейшей в годы войны. Но подняться до её исполнения было дано немногим, в народной массе она не восторжествовала. Только отдельные личности своим примером указывали путь выхода из тупика. У Р. Кумова - это дьяконица Фениесса, которая после боя между красными и белыми идёт в монастырь молиться за всех убиенных, у С. Арефина - это казачий атаман из рассказа «Комиссар», а у М. Шолохова - дед Гаврила из «Чужой крови».

«Чужая кровь»

Только тот знает истинную любовь, кто любит людей враждебных. Проверка истинной любви - любовь к врагам.

Л. Н. Толстой


Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному, церковному календарю. Первая фраза уже задала тон повествованию, на читателя как бы пахнуло стариной, бережно хранимым укладом «тихого Дона». Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказывал служить так, как в старину его деды - прадеды служили царю. - Зачем в экспозиции так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?

В начале рассказа - раздумья деда Гаврилы опро павшем сыне, а дальше воспоминания «развёртывают свиток» проводов сына на фронт против «красных»:

а) конь - «буря степная, летучая»;

б) седло и уздечка дедовская с серебряным набором;

в) напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не страми»;

г) «...должон и ты!..» (как деды и прадеды);

д) по казацкой традиции звучит старинная песня, провозглашая неизменность слепого подчинения отцу командиру: «Мы туда идём - рубим, колем, бьём!..»;

е) как положено, сын берёт горсть родной земли. Автор заостряет внимание на этих, глубоко значимых

деталях, чтобы резче подчеркнуть страшный смысл «расказачивания», принесённого на донскую землю большевиками.

Всё это подчёркивает нерушимость традиций в ка­зачестве, вековой уклад жизни, которая, как думали, никогда не изменится. Но пришла беда: красные «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку».

- Как ведёт себя дед Гверила при новой власти?

Шолохов акцентирует внимание на сравнении: как Петра, белоголового сынишку, «вынашивал, кокал, нянчил» ненависть на красных. Лелеял ненависть к врагу и, поддавшись искушению, всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь медали и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Таким образом, внешне дед Гаврила молодцеват, нарочито резок, вызывающе откровенен, вынашивая горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».

Шолохов даёт выразительную картину фронтовых будней гражданской войны; когда у старика всех нажитых трудом лошадей забрали сначала казаки, потом красные, а последнюю «купили» махновцы за пару английских обмоток. Да при этом посмеялись: «Богатей, дед, нашим добром!» Так что основания у деда Гаврилы ненавидеть новую власть были веские. Они ещё более укрепились, когда дед узнал о гибели единственного сына.

-Каков внутренний мир героя? Чем живут старики? «Пропал сын - некому стало наживать». Этой фразой автор «обрубил» и надежду на покой, и тихую старость, и желание богатеть и хвалиться добрым сыном, и стремление жить во славу казачества и царя...

Всё разрушается и гниёт, везде «хозяйствуют» мыши. Единственное, что держало Гаврилу, - это зов весенней земли, которая манила и влекла, и, очарованный «властным зовом», старик отправлялся пахать и сеять.

Обычно жёсткий и невоздержанный, Гаврила под- * держивает жену в её материнском горе, но сорвётся и «кинется зверем», увидев, как та баюкает и нянчит папаху Петро. Страшное горе и тоска обрушились, на стариков, ещё не знающих о смерти единственного сына, но предчувствующих беду.

Услышав от Прохора истинную правду, Гаврила в диком стоне ропщет и на посланца вести о смерти, и на врагов, и на Бога: «Одного сына убить?! Кормильца?! Брешешь!.. Не верю!...»

Тоска смертная иссушила душу старика, уже не могущего сдерживать себя.

Стареют не только от прожитых лет, От горьких ошибок, безжалостных бед. Как сердце сжимается, сердце болит От мелких уколов, глубоких обид! Что сердце? Бывает, бетон устаёт, И рушится мост за пролётом пролёт. Как часто себе я давала зарок Быть выше волнений, сильнее тревог. Сто раз я давала бесстрашья обет, Сто раз отвечало мне сердце: «О, нет, Я так не умею, я так не хочу, Я честной монетой за всё заплачу». Когда слишком рано уходят во тьму, Мы в скорби и гневе твердим: «Почему?» А всё очень просто - бетон устаёт И рушится мост за пролётом пролёт.

...Рухнули жизнь и надежды робкой, покорной, бессловесной матери и гордого, неприступного Гаврилы, который не спит ночами и зовёт сына в «темени, чёрной и строгой». - Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы? Ключевое слово, как всегда, «злоба», но теперь она перерастает в сатанинскую ярость: у него забирают зерно! «Берите, проклятые!.. Грабьте!.. Давитесь чу­жим добром!..»

«Успокоил» деда «рослый, белокурый, по виду на­чальник», от чьего уверенного и чёткого голоса старик «обмяк», но вдруг дрогнул от «дико-хриплого крика»: «Где продотрядники?!»

Бессильно цепенея, с ужасом наблюдая расправу над красноармейцами, Гаврила только в сумерках войдёт на гумно, где, увидев изуродованные тела, «уже не ощутил в дрогнувшем от ужаса сердце злобы».

Когда Гаврила увидел своего врага поверженным и беззащитным, в нём вместо ненависти проснулось совсем иное - жалость. Казалось бы, ей не должно быть места в душе казака, любящего тихий Дон, пожертвовавшего для него самым дорогим - сыном, с праведным гневом относящегося к его поругателям. Шолохов улавливает глубинную христианскую основу душевного движения Гаврилы. Старый казак, воспитанный в правилах религиозной морали, оказывается верным ей и в самый тяжёлый, трагически запутанный момент гражданской войны. Бесплодная ненависть сменяется жалостью, а потом и любовью.

  • Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

Теперь же Гаврила ухаживает за красноармейцем, как за

ребёнком, не отходя со старухой от него днём и ночью. Любовь к врагу, отказ от мщения - высшая степень смирения перед Богом. Вот и смирился дед, став кротким и покорным нянькой белокурому продкомиссару. Когда тот бредил страшными ругательствами, «слёзы закипали у Гаврилы в груди». То были сердечные рыдания от «непрошеной жалости». А старуха «бледнела и сохла» возле кровати, и «почуял сердцем» дед, что любовь матери к Петру «пожаром перекинулась вот на этого недвижного, смертью зацелованного, чьего-то чужого сына».

Дед Гаврила победил в себе дух зла и любовью указал путь взаимного прощения, незлобия и покаяния приёмному сыну - коммунисту, который стал называть старика «отцом» не за седины, а по зову сердечному. Автор отмечает, что говорили они мало, но отношения «увязались простые и любовные», и дед заметил, что «белокурый, весёлый, работящий» Петро (они так именовали спасённого комиссара) вытеснил образ настоящего, родного сына. Счастье «улыбнулось» старикам.

  • Может ли у рассказа быть благополучный, «сказочный» финал?

Впервые за много месяцев Гаврила почувствовал злобу к письму, что принесла жена. Письмо - чья-то тайна - несло разрушение мирной, счастливой, так трудно удавшейся жизни, покоя. Сначала дед хотел его изорвать, но (опять смирение) отдал. Товарищи звали Петра домой, на Урал, восстанавливать завод, и Гаврила понял, ощутил сердцем скорую разлуку.

Старые казаки в рассказе М. Шолохова наделены * редкими нравственными качествами - целомудрием в проявлении чувств, способностью к жертвенной любви - и бесконечным смирением. На момент разлуки с сыном у Гаврилы нет ни одной мысли о себе, почти ни одним словом не обмолвился он о тяжести одиночества, которое ждёт их со старухой. Сколько огромной нравственной силы в этом смирении. А ведь город завод

  • чужая враждебная сила, связанная с новой властью, - отнимают и второго сына у стариков. Опять, казалось бы могло вскипеть ненавистью стариковское сердце. Но этого нет - Гаврила без упрёков, жалоб и громких слов выполняет свой нелёгкий долг - отпускает от себя Петра.

«И кривя изуродованное болью, мокрое от слёз лицо, резко, до крика повысил голос: «Прощай, сынушка!..»

Финал не может быть благополучным, так как это лишит рассказ реальности, жизненного правдоподобия.

Шолохов не строит на этот счёт никаких иллюзий: « Не вернётся!» - рыдало в груди Гаврилы невыплаканное слово. Автор не заинтересован в благополучной концовке

  • это бы снизило высоту подвижничества, самоотречения старого казака. Не революция здесь соединяет семью, как считали советские критики, а следование духу Евангелия. И этот вывод достойно венчает здание всего донского цикла, в котором можно отметить кольцевую композицию: «Родинка» - «Чужая кровь». Начиная разговор с анализа бессмысленности и самоубийственности противостояния сторон в гражданской войне («Родинка»), М. Шолохов приводит к идее необходимости снятия этого взаимоупора новозаветной мыслью: любите врагов своих.

Таким образом, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке, М.Шолохов осуждает войну - «распрю, разрушающую творение Любви» (Эмпедокп), приводя к евангельскому завету «любите врагов ваших», будто призывая героев повторить слова М.И. Цветаевой: «Враг ты мой родной!»

Белые и красные по - разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы. М. А. Шолохов ни в одном рассказе не воспел гражданскую войну, она для него - преступление. Он рисует и то молодое поколение, которое вступает в жизнь после революции. И надо признаться, что облик победителей выглядит весьма непривлекательным. Обычным бытовым явлением становится мошенничество, пьянство, распущенность. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запёчатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня. - Каков же выход из кровавого месива человеческой жестокости?

(Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научить прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов Шолохова. Писатель учит нас открывать своё сердце друг другу и такими образом приходить к согласию.


Просмотр в/ф о гражданской войне

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание:

  1. Написать мини – сочинение «Гражданская война – это…»

  2. Выборочное чтение книги I «Тихий Дон».