СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии в 6 "А" классе "Вода на Земле"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 6 классе»

Разработка учебного занятия по географии с применением современных гаджетов-ИКТ в 6 классе на тему: «Вода на Земле»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Дидактическая цель: создать условия для усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации  средствами технологии проблемного обучения, активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

 Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

 Развивающие:         создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и  объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,  схемами,  создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала; делать  обобщения и выводы.

 Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,  культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому  предмету.

Планируемые результаты:

Личностныеосознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

-аудиозапись «Звук ручья»

                                                    - видеофильм «Круговорот воды в природе»;

                                                    - компьютер, интерактивная доска, проектор;

                                                    - глобус;

Оборудование для учеников: Рабочие листы для работы на столе, учебник, тетрадь, ручка

Предмет исследования: вода – источник жизни;

Структура  и ход  урока:

  1.Мобилизующий этап. (Слайд 1) :

Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! Меня зовут Аюна Григорьевна, и я очень рада вас видеть. Вас мне порекомендовали как очень умных, любознательных, целеустремленных ребят, которых не пугают никакие трудности. Именно эти ваши качества потребуются сегодня на уроке.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации:

Учитель: Ребята, послушайте и определите что это за звук? (Звучит аудиозапись)

Дети: Это звуки воды, журчанье

Учитель: Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 2)

Дети: Вода

Учитель: У вас на столах рабочие листы, которые вы будете заполнять на уроке. Запишите в них своею фамилию и имя , а также тему урока «Вода на Земле»

3.Актуализация знаний

Учитель: Наш сегодняшний урок хочу начать словами известного писателя Антуана де Сент- Экзюпери: «Вода! Ты - сама жизнь. Ты – самое большое богатство на свете!» (Слайд 3)

Учитель: Итак, о чем мы будем говорить на уроке, какие задачи поставим на урок?

( ответ детей)

Учитель: да действительно

  • Вспомним свойства воды

  • Определим значение воды для жизни

  • Дадим определение понятиям «гидросфера», «круговорот воды в природе» «Мировой круговорот воды» 

  • Узнаем о новых свойствах воды (Слайд 4)


Учитель: Чтобы вспомнить основные свойства воды. Приглашаю одного ученика. Кто желает? (На столе два стакана с водой.)

Посмотри внимательно на воду.

Попробуй рассказать о ней.  

-Какая она? (Прозрачная, жидкая, бесцветная)
-Поднеси стакан к носу. Что ты чувствуешь? Имеет ли чистая вода запах? (Нет.)

-Брось кусочек сахара в стакан, что произошло? (Сахар растворяется).

-Перелей пожалуйста воду из одного стакана в другой. Это какое свойство воды?

(текучесть , течёт)

- Эти все свойства воды вам уже знакомы, да? Давайте закрепим. (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

(Слайд 5)

Учитель: -А в каком состоянии встречается вода в природе?

- Допустим   протираем мокрой тряпкой классную доску она высохла.

Куда исчезла вода? (Ответы детей….. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Пар и облака- Это газообразное состояние.

- А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт?

( ответы детей … вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода)

- А стакан с водой, который на столе . (реки, моря, океаны- жидкое состояние)

-Итак,  вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. ) 

На рабочих листах заполните пропуски о трех состояниях воды. (слайд 6)

Оцените себя. Если выполнили все верно, поставьте 3 балла, если 1 ошибка- 2 балла, 2 ошибки- 1 балл (Слайд 7)

4. Открытие новых знаний.

Учитель: -________ , прочитай пожалуйста стихотворение

-Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет,
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А также различные журналы и книги,
Чтоб   тайны ее открылись нам в миг. (С. Олегова)

Учитель: «Вода – самая загадочная жидкость на Земле» . Вы согласны с данным выражением? ( ответ детей)

- Хотите еще узнать тайны воды? (Слайд 8) 

Для этого проведем опыт. Смотрим все сюда. (пройтись по классу)

Что вы наблюдаете?

(ответы детей: ручка стала толстой, кривой, как бы сломана)

- Это такое свойство воды, способное преломлять предмет при переходе из одной среды в другую. То есть предмет здесь кажется увеличенным, сломанным на границе вода-воздух. Изображение увеличилось, потому что световые лучи меняют угол падения и попадают на сетчатку глаза чуть- чуть в стороне.

- Сейчас понаблюдаем еще одно свойство воды.

На листочке у нас нарисована стрелка. Посмотрите куда она направлена? Теперь посмотрим на нее через воду. Что вы наблюдаете?

(ответы детей: стрелка поменяла направление)

-Это свойство воды, способное изменять направление луча. Стакан воды здесь работает как линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, то есть через воду, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

Учитель: Таким образом, мы узнали о таких свойствах воды, как преломление и отражение, которые более подробно будет изучать в курсе физики. (слайд 9)

5.Физкультминутка (Слайд 10)

УЧИТЕЛЬ: Давайте, ребята, немного отдохнем. Все встаем , читаем и делаем физминутку.

Очень всем нужна вода

Без воды никак нельзя

Дети из ручья попили,

Влево, вправо наклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку ручками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора!

6.Работа с учебником

Учитель: Ребята посмотрите на глобус. Какого цвета больше? Синего, значит это что? (ответ детей)

- Вода повсюду. На Земле нет такого места, где совсем не было бы воды. Даже в пустыне воздух имеет водяной пар.

Наша планета состоит из четырех оболочек. Можете скажете из каких?

1 оболочка- Воздушная- атмосфера, 2- твердая- литосфера, 3- живая – биосфера, а как четвертая называется? Водная- гидросфера.

Гидросфера - водная оболочка, включающая всю воду на нашей Земле.

Запишите это в лист работы. (Слайд 11)

Учитель: Она состоит из трёх частей и ее составляющих. Каких?  Для этого откройте параграф 19, стр. 71 и дополните схему 2 в листах

(Самостоятельная работа с учебником)

Учитель: Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

(Вода Мирового океана; воды суши и вода в атмосфере) (Слайд 11)

Оцените свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное 6 баллов.

 Учитель: Дальше предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а океан не переполняются водой?

Для этого посмотрите видеоролик.

Учитель: О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь?

(Мировой круговорот воды ) Запишите это понятие в рабочий лист (Слайд 12)

Учитель: Выполним творческое задание. Нарисуйте на рабочих листах круговорот воды, как вы его представляете. (Схема)

Учитель: Предлагаю вам поменяться листами проверить работу друг друга. оцените работу по следующим критериям. (Слайд 13)

 Учитель: А теперь сможете точно ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а океан не переполняются водой? (ответ детей)

- Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Они образуют облака и падают обратно на землю в виде осадков, возвращаясь в океан. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе и все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

6. Закрепление знаний:

Учитель: С водой мы встречаемся каждый день. Вода везде. Вода играет важнейшую роль в нашей жизни. Как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах конверты с пазлами. Соберите их и расскажите какое значение имеет вода для человека, растения, животных. (Слайд 15)

Учитель: Значение воды в жизни очень велико! Значит, вода-это …. (попробуйте закончить предложение) ответы детей: жизнь, здоровье, помощник.

Поэтому воду нужно …..( беречь, экономить, не загрязнять реки и др.)

7.Рефлексия

Учитель : А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите свои рабочие листы, посчитайте баллы и оцените последующим критериям. (Слайд 16)

- что нового вы сегодня узнали?

- теперь переверните свои листы, там нарисована капелька воды.

Давайте ее оживим:

-если вам было интересно, легко на уроке –нарисуйте веселое лицо

- если у вас были трудности, не понравился урок – нарисуйте грустное лицо

- Покажите капельки друг другу, гостям. Я вижу много веселых капелек воды! Какие вы молодцы!

8. Домашнее задание:

Учитель: Предлагаю вам домашнее задание по выбору

1 .Прочитать параграф 19 учебника, ответить на вопрос 3, 6 на странице 73-74.

2 . Найдите высказывания великих людей и писателей о воде, гидросфере и Мировом круговороте воды в природе.

3 . Творческое задание (по выбору)

«Путешествие капельки воды» (сказка, рассказ, рисунок, презентация) (Слайд 17)

Учитель : рабочие листы оставьте на столе, я передам вашему учителю.

Учитель: Спасибо ребята за плодотворную работу ! До новых встреч! (Слайд 18)