СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 5 классе по теме "Путешествие по Африке"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект по теме "Путешествие по Африке". Подробно изложены все действия. Конспект написан по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 5 классе по теме "Путешествие по Африке"»

Конспект урока

Предмет: география

Класс: 5

Тема: «Путешествие по Африке»

Учитель: Шевченко Татьяна Яковлевна

Школа: МБОУ «Захопёрская СОШ»



Технологические этапы

Действия учителя

Действия учеников

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Мотивация к учебной деятельности

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Приветственное слово учителя:

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными.

- Мне хотелось бы, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.

Приветствуют учителя





Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Физическая карта мира


Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по планете Земля. И познакомимся ещё с одним материком, а вот с каким – нам скажет об этом Ева. Спасибо Ева, садись.

Ребята Вы догадались, о каком материке идет речь, и куда мы с вами отправимся путешествовать?

- Чем же так удивительна Африка? Что мы о ней знаем?






Герасимова Ева поет песню «Красной Шапочки»

Диалог с учителем.

Отвечают на вопросы



Физическая карта мира


Выявление места и причины затруднения

Цель: Выявить место и причины затруднения

Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока

«Путешествие по Африке».

Ещё в раннем детстве мы встречались с этим материком. Какая сказка рассказала нам об Африке? А вы помните как там страшно и опасно? Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Может откажемся от затеи знакомства с Африкой?

Ну, если мы такие смелые, тогда в путь!

Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема







Просмотр клипа из Доктора Айболита «Не ходите, дети, в Африку гулять»



Презентация, физическая карта мира

Учебник, атлас, контурная карта

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации


Но сначала давайте определимся с целями нашего путешествия. В этом нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, стр.114 и по рубрике «Вы узнаете» поставьте цели нашего урока. (Рассмотреть особенности природы Африки, познакомиться с природными рекордсменами материка, выявить закономерности изменения природы материка, познакомится с населением Африки.)

Вы узнаете:

  1. Об особенностях природы Африки.

  2. О природных «рекордсменах» материка.

  3. О закономерностях изменения природы на материке.

И т.д

Нам предстоит ответить на главный вопрос:

Бывает ли в Африке холодно?

 Учащиеся определяют цель урока


Презентация

Учебник

Первичное закрепление во внешней речи

Цель: Применение нового знания в типовых заданиях


Самым ценным угощеньем в Африке являются финики.

- Посмотрите и у нас есть финиковая пальма, но наши финики не простые, в них содержатся задания.

Подходите по одному, выбирайте финик, читайте ваше задание и отвечайте, если затрудняетесь с ответом, вам помогут.

И так своё путешествие по Африке мы начнём?

Верно с Географического положения материка.

План ГП. 1. Размеры.

2. Океаны и моря омывающие материк.

3. Соседние материки

Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка

1. Особенности рельефа материка

2. Особенности климата

3. Внутренние воды Африки

4. Особенности растительного и животного мира Африки. Оазисы.












Работают с физической картой, учебником.





Ученик у доски даёт характеристику ГП

Презентация, пальма с финиками

Финики с заданиями

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель:

Самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях


Работа с физической и контурной картой.

На контурной карте Африки карандашом обозначьте:

1. Океаны, омывающие материк;

2. Моря: Средиземное и Красное;

3. Гвинейский залив;

4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;

5. Остров Мадагаскар,

6. Полуостров Сомали.

7. Пустыни Африки – Сахара;

8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;

9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;

10. Озёра: Виктория, Танганьика.

Отмечают на контурной карте географические объекты

Презентация, физическая карта мира

Атлас, контурная карта Африки

Физминутка

Цель: переход к  следующему этапу деятельности


Ребята вы долго путешествовали, а теперь привал!

- Встаньте у своих парт и выполняйте за мной все движения.

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф
(руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать
(приседания),
Чтобы фиников набрать.

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

Выполняют упражнения


Презентация


Включение в систему знаний и повторение

Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного


(После выполнения физкультминутки звучит музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря», для выхода пирата, стук в дверь, заходит пират с письмом в бутылке и говорит:

- Давным– давно на побережье Африки нашел сокровища, среди них было письмо и я ни как не могу его прочитать. Помогите мне!

- Поможем, ребята?

Сейчас вы будете выполнять задание сообща, подходите и помогайте.

Нужно восстановить письмо, вставляем пропущенные слова.

Садитесь на свои места. Прочитайте письмо, что у вас получилось.

Африку почти посередине пересекает …(экватор)… и поэтому она находится в …(северном)…и…(южном)… полушариях.

Нулевой меридиан пересекает Африку в …(западной)…части и она расположена в …(западном)..… и …(восточном)… полушариях.

Африка удалена от всех материков, кроме …(Евразии)……

Африку омывают …(Атлантический)…. и …(Индийский)…. океаны.

В Африке находится величайшая пустыня………... .

Самая высокая вершина материка ………. . В Африке протекает самая длинная река - ………… . Самое большое озеро в Африке ………… . По мере удаления от экватора климат становится ………… . тропические степи в Африке называются ………….. .

В саваннах можно встретить самых крупных животных - ………………………… . В реках встречаются ………, в степях …………, ………….. .

В Африке население отличается …………. или ………. Кожей.

- Молодцы, правильно восстановили письмо и помогли пирату.

Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:

Бывает ли в Африке холодно?



















Выполняют групповое задание






Представляют работу













































Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его

Презентация


Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Беседа с учащимися

- Ребята вам понравилось путешествие по Африке?

- Вам было интересно?

- У Вас на столе 3 карточки с изображением: жирафа, слона и оазиса в пустыне Сахара.

- С помощью карточек вам предлагается, оценить урок.

Жирафы означает, что:

- Мне было не интересно.

Слоны означает, что:

- Урок был интересным, но я испытывал трудности.

Оазис в пустыни Сахара означает, что:

- Мне было интересно, легко, я совсем справился.

Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе выполнения заданий.

С помощью карточек оценивают свою работу.

Презентация

Карточки с изображением: жирафа, слона и оазиса в пустыне Сахара.


Домашнее задание

Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися.

П.22. вопр стр.119, отметить на контурной карте географические объекты

По желанию: Составить кроссворд по теме « Африка»

Спасибо вам ребята за активное участие на уроке. Урок окончен. До свидания!

Записывают домашнее задание

Презентация