Открытый урок по литературе в 5 классе
Тема: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Противостояние добрых и злых сил.
Цели урока: 1) Обучающая: помочь учащимся понять определение «сказка».
Раскрытие нравственного смысла сказки Пушкина, рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Продолжение обучения (элементам анализа художественного текста), умению сравнивать, обобщать. Формирование культуры эмоционального восприятия сказок как способа развития русской речи учащихся;
2) Развивающая: углубить знания учащихся по сказкам, полученные в начальных классах (I-IV кл.). Развитие навыков и умений выразительного чтения народных и литературных (авторских) сказок; развитие мышления, устной (связной) речи, фантазии и смекалки, творческих способностей учащихся;
3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, пробуждение интереса к народным и литературным сказкам на примере сказки А.С.Пушкина; воспитание таких качеств, как скромность, доброта, возбуждение чувства гордости за высокий уровень развития русской литературы. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение…
Оборудование: 1) Портрет А.С.Пушкина; 2) Выставка книг по сказкам А.С.Пушкина и других сказочников; 3) Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4) Иллюстрации к сказке (открытки); 5) Компьютерные слайды; 6) Мультипликационный фильм по сказке; 7) Творческие работы учащихся; 8) ТСО: ноутбук, проектор.
Эпиграф к уроку:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.
Шота Руставели.
Ход урока:
Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей
Поприветствуйте гостей.
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Развитие дикции: работа со скороговоркой.
Ткач ткет ткани на платки Тане.
-прочитать
-тихо – громко
- медленно – быстро - быстрее
III. Вступительное слово учителя.
−Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Ребята, давайте вспомним, что же называется сказкой? (На доске даётся определение «сказки»).
Сказка − один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже - в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях и приключениях, иногда фантастического характера.
II. Проверка знаний учащихся, полученных в начальных классах (I-IV кл.).
− Ребята, какие же сказки вы изучали в прошлом году? (русские народные, литературные / перечисляют…).
III.
− А вот в этом учебном году мы с вами всё более углубляем, развиваем по сказкам те знания, умения и навыки, которые вы получили в IV классе.
- С самого начала учебного года мы с вами изучили очень много различных сказок. Какие они? Перечислите их, пожалуйста
− Ребята, а чем же отличаются народные сказки от литературных и в чём их общность?.. (Отличаются они тем, что народные сказки сочиняли талантливые люди из народа, и многие столетия они передавались из уст в уста. А литературные сказки имеют своих авторов, их создали замечательные поэты и писатели-сказочники, а источником вдохновения для них являлись и являются произведения устного народного творчества: народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины, народные песни… / Общность (или сходство) их заключается в том, что они (т.е. народные и литературные сказки) имеют зачин и концовку, троекратные повторения и особые сказочные выражения. В них, как правило, побеждает добро…).
- Какую сказку мы прочитали на предыдущем уроке? Как создавалась эта сказка? Кто помнит? (ответы детей)
- Сейчас мы определим тему нашего урока и цели. Посмотрите на экран. Перед вами слова: Кощей Бессмертный, Аленушка, Баба Яга, Иван-дурак, чудо-юдо, лягушка царевна, царь Матвей.
- Что объединяет все эти понятия? (герои сказок)
- Что различного в них? На какие группы мы можем их разделить? (положительные и отрицательные).
Что движет этими героями? (подводим, что продолжение темы звучит: Противостояние добрых и злых сил.)
Цель нашей работы - рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мы будем учиться сравнивать образы героев…
- Давайте вспомним героев сказки.
Кроссворд «Герои сказки»
Ответив на вопросы по горизонтали, получите название волшебного предмета из сказки.
1. «Чёрной …полна». (Зависти)
2. Имя королевича. (Елисей)
3. Кто повёл в лес царевну? (Чернавка)
4. Должность возлюбленного царевны. (Королевич)
5. В каких родственных отношениях были богатыри? (Братья)
6. К кому обращены слова «Ты ходишь круглый год по небу»? (Солнце)
7. Кличка собаки? (Соколко)
8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)
Инсценировка «Царица с зеркалом»
- Почему царица так поступила с зеркалом? Почему она общается с зеркалом? (таким образом она самоутверждается, она неуверена в себе.)
- Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Напишите ассоциации. (на листочках в кружочках записаны слова).
Значение этих слов посмотрим в толковом словаре:
Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.
- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло - противоположные понятия). Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Для этого давайте вспомним значения некоторых слов.
Словарная работа
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий свое превосходство.
Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.
Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (Царевны и царицы).
- Почему царица-мачеха решила погубить царевну? (Царица считает себя самой красивой, а царевна становится её соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она).
- А как относится царевна к царице, которая её решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Составление таблицы
Сравнительная характеристика Царицы и Царевны
| Царица | Царевна |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
| | |
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.
− Прочитайте, пожалуйста, пословицы. Подумайте, какие из них мы можем отнести к злой царице, какие − к царевне.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Доброму человеку весь мир − дом.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Добрый сын отцу − радость, плохой − печаль.
Злой человек не проживет добром век.
Красота до вечера − доброта навек.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Худо тому, кто добра не делает никому.
- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В «Сказке о мёртвой царевне…» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
- Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки о последних минутах её жизни. (Учащиеся зачитывают строки):
«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут её тоска взяла,
И царица умерла».
- Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
- А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно, || Зло подолгу не живёт?» (Да, ведь царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)
IV. Проверка подготовленности учащихся по домашнему заданию.
- Ребята, я вижу, очень много рисунков вы нарисовали и принесли. Расскажите, пожалуйста, о ваших рисунках…(учащиеся выходят, показывают свои иллюстрации и рассказывают по ним, пересказывают содержание понравившегося эпизода).
В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.
- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?
- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.
Рисование (ассоциации).
- Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.
- Вы все прекрасно знаете, что свои сказки Пушкин писал стихами. Так они читаются на одном дыхании: легко и непринуждённо. Рождается такое ощущение, что мы их не читаем, а поём. Так вот многие произведения Пушкина положены в музыку. Высочайшие чародеи музыки − композиторы М.Глинка, Г.Свиридов, П.И.Чайковский, Римский-Корсаков и другие − написали к ним музыку. А выдающиеся художники создавали к ним свои иллюстрации, картины, замечательные режиссёры ставили по ним фильмы. А вот к этой «Сказке о мёртвой царевне…» художник А.Куркин создал целый комплект открыток со цветными иллюстрациями-рисунками. (− Я раздам вам их, а вы посмотрите, определите, к какому отрывку из «Сказки…» соответствуют эти иллюстрации…). Режиссёр-постановщик И.Иванов-Вано снял по сказке мультипликационный фильм, а музыку к нему написал Юрий Никольский.
Слушание музыки.
- Ребята, музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.
Рефлексия.
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
- Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)
- Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).
- Ребята, я хочу на память подарить вам вот такую золотую рыбку, которая исполняет все желания. Но исполнит она ваши желания, если вы будете добрыми, отзывчивыми, любить своих родителей, с уважением относиться к взрослым и товарищам.
Оценивание.
Оцените свою работу на уроке с помощью оценок-карточек.
Домашнее задание.
- Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно, отгадать, какому герою принадлежат слова, и выучить отрывок наизусть. У каждого – свое задание.