СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 класс "А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 5 классе. А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Противостояние добра и зла.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 класс "А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"»

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Противостояние добрых и злых сил.


Цели урока: 1) Обучающая: помочь учащимся понять определение «сказка».

Раскрытие нравственного смысла сказки Пушкина, рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Продолжение обучения (элементам анализа художественного текста), умению сравнивать, обобщать. Формирование культуры эмоционального восприятия сказок как способа развития русской речи учащихся;

2) Развивающая: углубить знания учащихся по сказкам, полученные в начальных классах (I-IV кл.). Развитие навыков и умений выразительного чтения народных и литературных (авторских) сказок; развитие мышления, устной (связной) речи, фантазии и смекалки, творческих способностей учащихся;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, пробуждение интереса к народным и литературным сказкам на примере сказки А.С.Пушкина; воспитание таких качеств, как скромность, доброта, возбуждение чувства гордости за высокий уровень развития русской литературы. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.


Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение…


Оборудование: 1) Портрет А.С.Пушкина; 2) Выставка книг по сказкам А.С.Пушкина и других сказочников; 3) Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4) Иллюстрации к сказке (открытки); 5) Компьютерные слайды; 6) Мультипликационный фильм по сказке; 7) Творческие работы учащихся; 8) ТСО: ноутбук, проектор.

Эпиграф к уроку:


Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт.

Шота Руставели.


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей

Поприветствуйте гостей.

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

  1. Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

-прочитать

-тихо – громко

- медленно – быстро - быстрее


III. Вступительное слово учителя.

−Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Ребята, давайте вспомним, что же называется сказкой? (На доске даётся определение «сказки»).

Сказка − один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже - в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях и приключениях, иногда фантастического характера.

II. Проверка знаний учащихся, полученных в начальных классах (I-IV кл.).

− Ребята, какие же сказки вы изучали в прошлом году? (русские народные, литературные / перечисляют…).

III.

− А вот в этом учебном году мы с вами всё более углубляем, развиваем по сказкам те знания, умения и навыки, которые вы получили в IV классе.

- С самого начала учебного года мы с вами изучили очень много различных сказок. Какие они? Перечислите их, пожалуйста


− Ребята, а чем же отличаются народные сказки от литературных и в чём их общность?.. (Отличаются они тем, что народные сказки сочиняли талантливые люди из народа, и многие столетия они передавались из уст в уста. А литературные сказки имеют своих авторов, их создали замечательные поэты и писатели-сказочники, а источником вдохновения для них являлись и являются произведения устного народного творчества: народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины, народные песни… / Общность (или сходство) их заключается в том, что они (т.е. народные и литературные сказки) имеют зачин и концовку, троекратные повторения и особые сказочные выражения. В них, как правило, побеждает добро…).


- Какую сказку мы прочитали на предыдущем уроке? Как создавалась эта сказка? Кто помнит? (ответы детей)

- Сейчас мы определим тему нашего урока и цели. Посмотрите на экран. Перед вами слова: Кощей Бессмертный, Аленушка, Баба Яга, Иван-дурак, чудо-юдо, лягушка царевна, царь Матвей.

- Что объединяет все эти понятия? (герои сказок)

- Что различного в них? На какие группы мы можем их разделить? (положительные и отрицательные).

Что движет этими героями? (подводим, что продолжение темы звучит: Противостояние добрых и злых сил.)

Цель нашей работы - рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мы будем учиться сравнивать образы героев…

- Давайте вспомним героев сказки.

Кроссворд «Герои сказки»

Ответив на вопросы по горизонтали, получите название волшебного предмета из сказки.

1. «Чёрной …полна». (Зависти)

2. Имя королевича. (Елисей)

3. Кто повёл в лес царевну? (Чернавка)

4. Должность возлюбленного царевны. (Королевич)

5. В каких родственных отношениях были богатыри? (Братья)

6. К кому обращены слова «Ты ходишь круглый год по небу»? (Солнце)

7. Кличка собаки? (Соколко)

8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)


Инсценировка «Царица с зеркалом»

- Почему царица так поступила с зеркалом? Почему она общается с зеркалом? (таким образом она самоутверждается, она неуверена в себе.)

- Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Напишите ассоциации. (на листочках в кружочках записаны слова).

Значение этих слов посмотрим в толковом словаре:

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.


- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло - противоположные понятия). Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».


Для этого давайте вспомним значения некоторых слов.

Словарная работа

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.


- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (Царевны и царицы).

- Почему царица-мачеха решила погубить царевну? (Царица считает себя самой красивой, а царевна становится её соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она).

- А как относится царевна к царице, которая её решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).


Составление таблицы

Сравнительная характеристика Царицы и Царевны


Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва


Поведение, характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая


Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный





Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.


− Прочитайте, пожалуйста, пословицы. Подумайте, какие из них мы можем отнести к злой царице, какие − к царевне.

Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Доброму человеку весь мир − дом.

Тьма света не любит, злой доброго не терпит.

Добрый сын отцу − радость, плохой − печаль.

Злой человек не проживет добром век.

Красота до вечера − доброта навек.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Худо тому, кто добра не делает никому.


- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В «Сказке о мёртвой царевне…» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

- Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки о последних минутах её жизни. (Учащиеся зачитывают строки):

«Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут её тоска взяла,

И царица умерла».

- Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

- А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно, || Зло подолгу не живёт?» (Да, ведь царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

IV. Проверка подготовленности учащихся по домашнему заданию.

- Ребята, я вижу, очень много рисунков вы нарисовали и принесли. Расскажите, пожалуйста, о ваших рисунках…(учащиеся выходят, показывают свои иллюстрации и рассказывают по ним, пересказывают содержание понравившегося эпизода).


В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

Рисование (ассоциации).

- Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.


- Вы все прекрасно знаете, что свои сказки Пушкин писал стихами. Так они читаются на одном дыхании: легко и непринуждённо. Рождается такое ощущение, что мы их не читаем, а поём. Так вот многие произведения Пушкина положены в музыку. Высочайшие чародеи музыки − композиторы М.Глинка, Г.Свиридов, П.И.Чайковский, Римский-Корсаков и другие − написали к ним музыку. А выдающиеся художники создавали к ним свои иллюстрации, картины, замечательные режиссёры ставили по ним фильмы. А вот к этой «Сказке о мёртвой царевне…» художник А.Куркин создал целый комплект открыток со цветными иллюстрациями-рисунками. (− Я раздам вам их, а вы посмотрите, определите, к какому отрывку из «Сказки…» соответствуют эти иллюстрации…). Режиссёр-постановщик И.Иванов-Вано снял по сказке мультипликационный фильм, а музыку к нему написал Юрий Никольский.


Слушание музыки.

- Ребята, музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.



Рефлексия.

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

- Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

- Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило).


- Ребята, я хочу на память подарить вам вот такую золотую рыбку, которая исполняет все желания. Но исполнит она ваши желания, если вы будете добрыми, отзывчивыми, любить своих родителей, с уважением относиться к взрослым и товарищам.


Оценивание.

Оцените свою работу на уроке с помощью оценок-карточек.

Домашнее задание.

- Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно, отгадать, какому герою принадлежат слова, и выучить отрывок наизусть. У каждого – свое задание.