Открытый урок литературы в 6 классе
Тема « Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»
18.02.2017г
Учитель:Кузьмина Елена Михайловна
А. И. Куприн. рождественский рассказ
«Чудесный доктор».
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», его проблематике; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ).
Интернет-ресурсы:
1. Музей А. И. Куприна. – Режим доступа : http://shult.ucoz.ru/publ/1-1-0-6
2. Рождественский рассказ. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ
Оборудование: презентация, портрет А. И. Куприна; выставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица).
Основные понятия и термины: рождественский рассказ, милосердие, сострадание, сочувствие.
Сценарий урока
Жизнь дана на добрые дела.
Русская пословица
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Музыкальная открытка «С Рождеством»
Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.(Слайды 1,2)
Тема сегодняшнего урока : «Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Откройте тетради, запишите число, тему урока. Эпиграфом к уроку послужит русская пословица: «Жизнь дана на добрые дела». Вы согласны с этой пословицей?
– (Слайды 3-10) С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам, как: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.
(Сообщение учащегося о Куприне)
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
Итак, мы узнали, что Куприн был необычайно интересным человеком.
Изучение нового материала.
Сегодня мы изучим рассказ Куприна «Чудесный доктор», который относится к рождественским или святочным рассказам.(Слайд 11)
О жанре рождественского рассказа нам расскажет … (сообщение учащегося).
1. Особенности рождественского рассказа. (Слайд 12)
В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.
Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3 особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и милосердия.)
- Святочный рассказ - самый светлый жанр в мировой литературе, здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и с героями рассказа «Чудесный доктор», чтобы узнать - какое, давайте вспомним содержание рассказа.
2. Работа с текстом
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ Куприна?
-Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое , внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие)
– В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе. Я говорю вам ключевые слова, а вы по содержанию текста рассказываете, о чем идет речь:
Огромное окно гастрономического магазина (Слайд 13)
Покосившийся ветхий дом (Слайд 14)
Машутка больна (Слайд 15)
Письмо (Слайд 16)
Общественный сад (Слайд 17)
Подарочки знакомым ребятишкам (Слайд 18)
Едемте! (Слайд 19)
– Таким образом, о ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых)
– А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете: (Слайд 20)
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)

– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?
3. Словарная работа.
Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и в книге «Чудесный доктор» автор преподает нам урок доброты, милосердия.
(Слайд 21)
– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Вопросы для беседы:
– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?
– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажите об этом.
– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»?
– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.
– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал? (Хотел подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)
4. Презентация выставки книг «Рождественские рассказы русских писателей» (проводит учитель).
Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, сегодня мы узнали некоторые факты из биографии А. И. Куприна. Проанализировали рассказ «Чудесный доктор», обозначили проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд на мир нам интересны. Об актуальности проблем, о современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке.
– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)
Попробуйте составить синквейн по теме урока. (Слайд 22)
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание.
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2.Подготовить чтение по ролям фрагмента рассказа «Встреча с незнакомцем» (с. 11–12).
3.Сообщение о Н.И.Пирогове.