СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 6 классе. И.А.Куприн "Чудесный доктор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 6 классе на тему "И.А.Куприн рождественский рассказ"Чудесный доктор" .Краткий рассказ о писателе. Проблематика рассказа, главный герой и его прототип Н.И.Пирогов, понятие "Рождественский рассказ"

Просмотр содержимого документа
«чуд.док-р»











Открытый урок литературы в 6 классе


Тема « Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»






18.02.2017г


Учитель:Кузьмина Елена Михайловна




























А. И. Куприн. рождественский рассказ
«Чудесный доктор».

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна как талантливого русского писателя; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», его проблематике; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ).

Интернет-ресурсы:

1. Музей А. И. Куприна. – Режим доступа : http://shult.ucoz.ru/publ/1-1-0-6

2. Рождественский рассказ. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ

Оборудование: презентация, портрет А. И. Куприна; выставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф к уроку «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица).

Основные понятия и термины: рождественский рассказ, милосердие, сострадание, сочувствие.



Сценарий урока

Жизнь дана на добрые дела.

Русская пословица

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Музыкальная открытка «С Рождеством»

  1. Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.(Слайды 1,2)

Тема сегодняшнего урока : «Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Откройте тетради, запишите число, тему урока. Эпиграфом к уроку послужит русская пословица: «Жизнь дана на добрые дела». Вы согласны с этой пословицей?



(Слайды 3-10) С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам, как: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.

(Сообщение учащегося о Куприне)

Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный. Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире. Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним из первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре. Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.

Итак, мы узнали, что Куприн был необычайно интересным человеком.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы изучим рассказ Куприна «Чудесный доктор», который относится к рождественским или святочным рассказам.(Слайд 11)

О жанре рождественского рассказа нам расскажет … (сообщение учащегося).

1. Особенности рождественского рассказа. (Слайд 12)

В тетрадях записывают определение рождественского рассказа и его особенности.

Рождественский или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

– Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3 особенности явно выражены и имеют место в рассказе. Чудесного превращения как такового не произошло, а вот жизнь после вмешательства прекрасного доктора изменилась к лучшему. Назидательности, ярко выраженной морали в рассказе нет, но есть нравственный урок добра и милосердия.)



- Святочный рассказ - самый светлый жанр в мировой литературе, здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и с героями рассказа «Чудесный доктор», чтобы узнать - какое, давайте вспомним содержание рассказа.


2. Работа с текстом

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ Куприна?

-Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое , внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие)

– В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе. Я говорю вам ключевые слова, а вы по содержанию текста рассказываете, о чем идет речь:

  • Огромное окно гастрономического магазина (Слайд 13)

  • Покосившийся ветхий дом (Слайд 14)

  • Машутка больна (Слайд 15)

  • Письмо (Слайд 16)

  • Общественный сад (Слайд 17)

  • Подарочки знакомым ребятишкам (Слайд 18)

  • Едемте! (Слайд 19)

– Таким образом, о ком повествует здесь автор? (О семье Мерцаловых)
– А сейчас мы составим с вами кластер. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете: (Слайд 20)

1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)

– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?



3. Словарная работа.
Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и в книге «Чудесный доктор» автор преподает нам урок доброты, милосердия.
(Слайд 21)

– Как вы понимаете значение таких слов, как: милосердие, сострадание, сочувствие? Запишите их значение в свою тетрадь.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Вопросы для беседы:

– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?

– Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажите об этом.

– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»?

– Вы правы, на такой поступок, какой совершил доктор, должен быть способен любой человек. Поэтому Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии. Я очень рада, что вы это понимаете и чувствуете, что вы готовы на добрые дела и поступки.

– Известно, что первоначально А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие». Почему он это сделал? (Хотел подчеркнуть то, что история реальная, жизненная, а не придуманная.)



4. Презентация выставки книг «Рождественские рассказы русских писателей» (проводит учитель).

Ш. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Итак, сегодня мы узнали некоторые факты из биографии А. И. Куприна. Проанализировали рассказ «Чудесный доктор», обозначили проблемы, которые поставлены автором в рассказе. Мы поняли, что в основе рассказа лежат реальные события, взятые из жизни. Познакомились с жанром рождественского рассказа и его особенностями. Узнали, что и другие русские писатели обращались в своем творчестве к святочным рассказам. Урок показал, что интерес к творчеству А. И. Куприна не затухает. Его пытливый ум и взгляд на мир нам интересны. Об актуальности проблем, о современном звучании художественного слова Куприна поговорим на следующем уроке.

– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)

Попробуйте составить синквейн по теме урока. (Слайд 22)

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

2.Подготовить чтение по ролям фрагмента рассказа «Встреча с незнакомцем» (с. 11–12).

3.Сообщение о Н.И.Пирогове.



Просмотр содержимого презентации
«чудесный доктор»

18.02.17 Рассказ А.И. Куприна  «Чудесный доктор» Эпиграф:  «Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)

18.02.17 Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Эпиграф:

«Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)

Цель  Познакомиться с этапами жизни и творчества А.И.Куприна  Определить  особенности святочного рассказа;  Вспомнить  сюжет рассказа;   Рассказать  о чудесных событиях, которые произошли в семье Мерцаловых

Цель

Познакомиться с этапами жизни и творчества А.И.Куприна

Определить

особенности святочного рассказа;

Вспомнить

сюжет рассказа;

Рассказать

о чудесных событиях, которые произошли в семье Мерцаловых

Александр Иванович Куприн  (26.08.1870 - 25.08.1938)

Александр Иванович Куприн (26.08.1870 - 25.08.1938)

Александр Иванович Куприн родился  26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.

Александр Иванович Куприн родился

26 августа (7 сентября) 1870 года

в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.

Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).

Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил.

В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).

Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова,

Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством".

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.

В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве.

В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус.

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве.

В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, изучал зубоврачебное дело, открыл свой цирк, был управляющим имением, был актёром бродячей труппы и т. д.

В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, изучал зубоврачебное дело, открыл свой цирк,

был управляющим имением, был актёром бродячей труппы и т. д.

Книги для детей

Книги для детей

Рождественский (святочный) рассказ  «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла…»

Рождественский (святочный) рассказ

«Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла…»

Особенности святочного рассказа 1.События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок 2.Герои рассказов – дети 3. Происходит чудо 4.Счастливый финал

Особенности святочного рассказа

1.События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок

2.Герои рассказов – дети

3. Происходит чудо

4.Счастливый финал

Огромное окно гастрономического магазина

Огромное окно гастрономического магазина

Покосившийся ветхий дом

Покосившийся ветхий дом

Машутка больна

Машутка больна

Письмо

Письмо

Общественный сад

Общественный сад

Подарочки знакомым ребятишкам

Подарочки знакомым ребятишкам

Едемте…

Едемте…

Семья Мерцаловых

Семья Мерцаловых

Словарная работа

Словарная работа

  • Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  • Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других
Творческое задание - Сочините синквейн на тему «Доброта» или «Милосердие» с опорой на рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».  Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Творческое задание

- Сочините синквейн на тему «Доброта» или «Милосердие» с опорой на рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).