СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике "Снеговик" Знаакомство с понятием «вверху», «внизу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ставится цедб развивать мыслительные операции, внимание; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить счет до четырех. Находить признаки сходства и различия предметов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике "Снеговик" Знаакомство с понятием «вверху», «внизу»»

Тема.  Знакомство с понятием «вверху», «внизу»

Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

Игра «Займи свое место в вездеходе».

Задчи: Развивать мыслительные операции, внимание; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить счет до четырех. Находить признаки сходства и различия предметов.

Оборудование: Снеговик, числовые карточки с геометрическими фигурами, схемы пути на каждого ребенка, «светофоры», карандаши.

Ход

  1. Орг. момент

  2. Сообщение темы урока

  Игра «Снеговичок»

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

Мы скатали снежный ком –

Вот такой!

А потом поменьше ком –

Вот такой!

А на вверх поставим мы

Маленький комочек!

Вот и вышел снеговик –

Снеговичок.

Снег, ведро, морковка,

Да уменье, да сноровка!

И готов Снеговичок –

Очень милый толстячок!

(Появляется Снеговичок, сделанный из ваты, с грустным выражением лица)

- Посмотрите на Снеговичка. Из чего он состоит?  (Из трех шаров разной величины: большой, поменьше, маленький)

- Где находится маленький шар?  (Он находится вверху)

- А большой где находится?  (Он находится внизу) 

- Ребята, вы посмотрите, какое настроение у Снеговичка?   (Оно у него грустное) 

- Спросите, почему он грустный?

- Я в лесу катался с горки и потерял широкий шарфик. Искал, искал – не нашел. Не можете ли вы мне его найти?

- Ребята, поможем Снеговичку?

- На чем мы отправимся в лес? (Мы поедим на автобусе, машине)

- На автобусе удобно ездить по лесу? Почему?  (Можно застрять в снегу)

- Значит, поедим на вездеходе.

- Приобретите билеты. Занимайте свои места соответственно купленным билетам. Отправляемся. А я, как контролер проверю ваши билеты.

- Почему ты сел на это место?  (На моем билете столько красных квадратов, сколько на моем месте)

- Хорошо умеете считать. Но нам нужно знать путь, по которому мы отправимся. Проложим дорогу от точки к точки того места, где был Снеговичок. Возьмите карандаш и поставьте его на верхнюю красную точку. Спускаемся вниз до синей точки. Затем идем вправо до зеленой точки. Теперь спускаемся вниз до желтой точки. Идем вправо до оранжевой. Остановили карандаш.

- Вот таким путем мы поедим на вездеходе. Поехали.  (Дети цепляются друг за другом , как вагончики, и едут)

- Ой, почему это наш вездеход остановился. А понятно – светофор.

- Какой цвет у светофора верхний?  (Красный)

- А зеленый свет, где находится?

- Посредине какой?

- Ребята, посмотрите, светофор нам подмигивает глазками, хочет с нами поиграть. Представьте, что вы водители. Зеленый свет – водители едут по всей группе. Красный – стоп. Желтый – готовятся, включают моторы.

(Проводится игра «Мы водители». Я во время игры убираю круги светофора)

-  Ребята, какая жалость, светофор сломался. Что может произойти с транспортом на дорогах без светофора.

На столах лежат круги трех цветов и белая полоска на каждого ребенка. 

- Давайте мы с вами отремонтируем светофор.

- Сколько огоньков у светофора?

- Какой огонек вверху?

- Какой огонек внизу?

- А посредине?

- Молодцы отремонтировали. Безопасно будет ездить машинам. А вы хорошо научились различать вверх и низ.

- Поехали дальше. Вот подъехали к горе.  (Руки подняли вверх)

- Скатимся вниз. У- у – ух!

- Давайте поищем, где же шарфики могут быть.

На столе стоят елочки, под которыми лежат шарфики.

- Как ты определил, что это шарфик Снеговика?  (Я приложил шарфик к шарфику и узнал, какой широкий)

- Подари свой шарфик Снеговику. Ребята, посмотрите, какое настроение стало у Снеговика? Почему? Что мы для этого сделали?

- Пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь со Снеговиком.       














Тема: Знакомство с понятием «вверху», «внизу»

Задачи: упражнять в умении определять положение предмета, используя слова «Вверху, внизу, впереди – сзади», предлоги на, за , над, в. Формир-ть умение различать понятия : один, много,мало, столько же, поровну; закреп-ть умение различать и называть геометрические фигуры.

Корригировать развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Ход

1.Орг. момент. П/ гимнастика “Прятки”.

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали. (Ритмично сгибать и разбирать все пальцы одновременно.)

Утром встали малыши,

На уроки все пришли.

Я вам рада, детвора!

Поздороваться пора:

С добрым утром,дети!

2.Мотивационно- побудительный этап

-Ребята, вы любите сказки? Да.

- Я предлагаю отправиться в сказку и узнать, чем заняты сказочные герои: Встаем. Повернись, покружись, в сказке окажись!

3.Основной этап

- Сказка начинается (на столе: 3 домика из конструктора основных цветов).

Стоит в поле теремок

Он не низок, ни высок.

Кто в теремочке живет?

Выставляю на скамеечку игрушки: медведь, собака, утенок.

-Кто же живёт в теремочке?

-Кто самый большой? Дети - Медведь

- Кто поменьше? Дети - Собачка

- А кто самый маленький? Дети - Утенок

- Ребята, хотите узнать, кто в каком домике живет? Дети – Да

- Вы должны помочь разобраться ( вызывает 3-х детей, и говорит):

-тот, кто самый большой (медведь) живет в красном доме,

- тот, кто поменьше (собака) живет в зеленом доме,

- а кто самый маленький (утенок) в синем домике.

Дети выполняют задание, рассаживают зверей по домикам.

-Сколько медведей? (один) Сколько собачек? (одна) Ск.утят? (один)

-Сколько домиков? (много)

- Ребята, давайте угостим наших гостей чаем: для этого поставим чашку медведю, чашку - собачке, чашку - утёнку.

-Сколько чашек я поставила? ( много, столько же сколько..)

- Чего больше (меньше): чашек или гостей? (поровну)

- Молодцы! С заданием справились.

- Страничка меняется, другая сказка начинается.(Работа по теме)

Выставляю на стол разноцветную башенку и мишку.

- Из какой сказки мог прийдти Мишка?(Маша и Медведь, Три медведя, Теремок)

- Сколько на столе башенок(пирамидок): много или мало? (мало)

- Мишка любит играть в прятки. Мишка спрятался.

- Где сейчас мишка?

Дети: За башенкой- сзади, впереди башенки, с боку от башенки

- А еще мишка любит подыматься по ступенькам.(Имитируем : как он поднимается по лесенке- топ-топ + руками показ)

- Где сейчас мишка? ?( на верху)

-А если бы Мишка поднялся на воздушном шаре- вот так,то где бы он оказался? ( над башней)

- А сейчас он где? (внизу)

- В какие цвета украшена башенка?

-Мишка предлагает поиграть

Игра «Зеркало»: вы будете повторять за мной движения и объяснять, что делаете

- Повтори. Что делаете? (показываем как на муз. занятии фонарики)

- Повтори. Что делаете? (положили руки на колени)

-Повтори. Что делаете? ( Встали и подняли над головой)

-Повтори: Спрячьте руки в карманы- если есть

-Повтори. Что делаете? (вытянули руки вперёд)

-Повтори. Что делаете? ( Сели ,опустили руки вниз)

-Повтори .Что делаете? (Спрячем руки за спину)

П/г «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.


-Мишка принёс фотог-ию и предлагает поиграть в игру « Кто где?»

- в какой части картинки нарисованы мышка, ежик, заяц, гусь ( используя в рассказе предлоги : «Вверху, внизу ,за, под, посередине.)


-Загадка: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

-Из какой сказки могла прибежать мышка? (Теремок)

- Наш мишка большой боится мышку? Почему? Она любит его щекотать, поэтому мышка прячется от мишки. Подскажем мишка где прячется мышка.

- д/и «Куда спряталась мышка?»

Предлагаю детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза, ищут мышку, найдя ее ребята должны сказать, где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.

Физминутка «Три медведя»( или Зеркало)

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.


- А сейчас мы на страничке другой сказки. ( появляется курочка.)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней цыплёнок – малый желторотик.

Ко -ко - ко, ребятки вы не видели моего цыплёнка?

-Из какой сказки пришла курочка? ( Три цыплёнка)

-Ребята, давайте поможем отыскать ее цыплёнка: для этого собёрём его из геометрических фигур. Вот их сколько ( креплю на доску)

-Назовите их ( круг и треугольник)

- Сколько их? Они одинаковые или разные (по цвету и размеру)

- Курочка довольна и дарит нам палочки. А я предлагаю сесть за стол и построит из этих палочек треугольники: большой и маленький ( даю по 1 набору на стол)


Самостоятельная работа: сели ровно, спинки прямые.

-Что вам нужно построить? Какие треугольники должны у вас получиться?

III.ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Где мы побывали? (в сказках)

- Что интересного там делали?

-Что понравилось больше всего?
















Дети выполняют задание. Курочка радуется, что нашла своих цыплят.

- Из каких геометрических фигур построили домик?

- Из чего сделана крыша?

- Из чего сделана стена?

- Окно?

- Какого цвета крыша?

- Какого цвета стены дома?

На ваших столах тоже есть такие фигуры. Постройте домик.

- Сколько этажей в вашем доме?

- Постройте двухэтажный дом.

- Молодцы.

- Скажите, чем отличается треугольник от квадрата?

- А сколько углов у круга?


Проводится игра

"Что бывает круглым?"

Ответы детей:солнце, колесо, тарелка, кружок, глаз, серединка у цветка,голова.

- Ребята, а в этой сказки есть волшебная досточка.

Воспитатель рисует геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) дети называют.

Проводится игра

"Чей домик"

Воспитатель выкладывает 3 обруча, в них лежат геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, раздает детям геометрические фигуры ;по сигналу дети занимают, каждый свой домик.

В конце занятия дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей что им понравилось больше всего.

а) Какие деревья выросли возле домика с левой стороны?

б) Сколько деревьев?

в) Какого цвета?

г) Из каких фигур сделаны ёлочки?

д) Сколько треугольников использовали для высокой ёлочки?

е) Сколько треугольников использовали для низкой ёлочки?

- Молодцы! Снег растаял.