Тема. Знакомство с понятием «вверху», «внизу»
Сравнение предметов по признакам сходства и различия.
Игра «Займи свое место в вездеходе».
Задчи: Развивать мыслительные операции, внимание; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить счет до четырех. Находить признаки сходства и различия предметов.
Оборудование: Снеговик, числовые карточки с геометрическими фигурами, схемы пути на каждого ребенка, «светофоры», карандаши.
Ход
Орг. момент
Сообщение темы урока
Игра «Снеговичок»
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Мы скатали снежный ком –
Вот такой!
А потом поменьше ком –
Вот такой!
А на вверх поставим мы
Маленький комочек!
Вот и вышел снеговик –
Снеговичок.
Снег, ведро, морковка,
Да уменье, да сноровка!
И готов Снеговичок –
Очень милый толстячок!
(Появляется Снеговичок, сделанный из ваты, с грустным выражением лица)
- Посмотрите на Снеговичка. Из чего он состоит? (Из трех шаров разной величины: большой, поменьше, маленький)
- Где находится маленький шар? (Он находится вверху)
- А большой где находится? (Он находится внизу)
- Ребята, вы посмотрите, какое настроение у Снеговичка? (Оно у него грустное)
- Спросите, почему он грустный?
- Я в лесу катался с горки и потерял широкий шарфик. Искал, искал – не нашел. Не можете ли вы мне его найти?
- Ребята, поможем Снеговичку?
- На чем мы отправимся в лес? (Мы поедим на автобусе, машине)
- На автобусе удобно ездить по лесу? Почему? (Можно застрять в снегу)
- Значит, поедим на вездеходе.
- Приобретите билеты. Занимайте свои места соответственно купленным билетам. Отправляемся. А я, как контролер проверю ваши билеты.
- Почему ты сел на это место? (На моем билете столько красных квадратов, сколько на моем месте)
- Хорошо умеете считать. Но нам нужно знать путь, по которому мы отправимся. Проложим дорогу от точки к точки того места, где был Снеговичок. Возьмите карандаш и поставьте его на верхнюю красную точку. Спускаемся вниз до синей точки. Затем идем вправо до зеленой точки. Теперь спускаемся вниз до желтой точки. Идем вправо до оранжевой. Остановили карандаш.
- Вот таким путем мы поедим на вездеходе. Поехали. (Дети цепляются друг за другом , как вагончики, и едут)
- Ой, почему это наш вездеход остановился. А понятно – светофор.
- Какой цвет у светофора верхний? (Красный)
- А зеленый свет, где находится?
- Посредине какой?
- Ребята, посмотрите, светофор нам подмигивает глазками, хочет с нами поиграть. Представьте, что вы водители. Зеленый свет – водители едут по всей группе. Красный – стоп. Желтый – готовятся, включают моторы.
(Проводится игра «Мы водители». Я во время игры убираю круги светофора)
- Ребята, какая жалость, светофор сломался. Что может произойти с транспортом на дорогах без светофора.
На столах лежат круги трех цветов и белая полоска на каждого ребенка.
- Давайте мы с вами отремонтируем светофор.
- Сколько огоньков у светофора?
- Какой огонек вверху?
- Какой огонек внизу?
- А посредине?
- Молодцы отремонтировали. Безопасно будет ездить машинам. А вы хорошо научились различать вверх и низ.
- Поехали дальше. Вот подъехали к горе. (Руки подняли вверх)
- Скатимся вниз. У- у – ух!
- Давайте поищем, где же шарфики могут быть.
На столе стоят елочки, под которыми лежат шарфики.
- Как ты определил, что это шарфик Снеговика? (Я приложил шарфик к шарфику и узнал, какой широкий)
- Подари свой шарфик Снеговику. Ребята, посмотрите, какое настроение стало у Снеговика? Почему? Что мы для этого сделали?
- Пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь со Снеговиком.
Тема: Знакомство с понятием «вверху», «внизу»
Задачи: упражнять в умении определять положение предмета, используя слова «Вверху, внизу, впереди – сзади», предлоги на, за , над, в. Формир-ть умение различать понятия : один, много,мало, столько же, поровну; закреп-ть умение различать и называть геометрические фигуры.
Корригировать развитие внимания, мышления, воображения, памяти.
Развивать слуховое восприятие.
Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
Ход
1.Орг. момент. П/ гимнастика “Прятки”.
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали. (Ритмично сгибать и разбирать все пальцы одновременно.)
Утром встали малыши,
На уроки все пришли.
Я вам рада, детвора!
Поздороваться пора:
С добрым утром,дети!
2.Мотивационно- побудительный этап
-Ребята, вы любите сказки? Да.
- Я предлагаю отправиться в сказку и узнать, чем заняты сказочные герои: Встаем. Повернись, покружись, в сказке окажись!
3.Основной этап
- Сказка начинается (на столе: 3 домика из конструктора основных цветов).
Стоит в поле теремок
Он не низок, ни высок.
Кто в теремочке живет?
Выставляю на скамеечку игрушки: медведь, собака, утенок.
-Кто же живёт в теремочке?
-Кто самый большой? Дети - Медведь
- Кто поменьше? Дети - Собачка
- А кто самый маленький? Дети - Утенок
- Ребята, хотите узнать, кто в каком домике живет? Дети – Да
- Вы должны помочь разобраться ( вызывает 3-х детей, и говорит):
-тот, кто самый большой (медведь) живет в красном доме,
- тот, кто поменьше (собака) живет в зеленом доме,
- а кто самый маленький (утенок) в синем домике.
Дети выполняют задание, рассаживают зверей по домикам.
-Сколько медведей? (один) Сколько собачек? (одна) Ск.утят? (один)
-Сколько домиков? (много)
- Ребята, давайте угостим наших гостей чаем: для этого поставим чашку медведю, чашку - собачке, чашку - утёнку.
-Сколько чашек я поставила? ( много, столько же сколько..)
- Чего больше (меньше): чашек или гостей? (поровну)
- Молодцы! С заданием справились.
- Страничка меняется, другая сказка начинается.(Работа по теме)
Выставляю на стол разноцветную башенку и мишку.
- Из какой сказки мог прийдти Мишка?(Маша и Медведь, Три медведя, Теремок)
- Сколько на столе башенок(пирамидок): много или мало? (мало)
- Мишка любит играть в прятки. Мишка спрятался.
- Где сейчас мишка?
Дети: За башенкой- сзади, впереди башенки, с боку от башенки
- А еще мишка любит подыматься по ступенькам.(Имитируем : как он поднимается по лесенке- топ-топ + руками показ)
- Где сейчас мишка? ?( на верху)
-А если бы Мишка поднялся на воздушном шаре- вот так,то где бы он оказался? ( над башней)
- А сейчас он где? (внизу)
- В какие цвета украшена башенка?
-Мишка предлагает поиграть
Игра «Зеркало»: вы будете повторять за мной движения и объяснять, что делаете
- Повтори. Что делаете? (показываем как на муз. занятии фонарики)
- Повтори. Что делаете? (положили руки на колени)
-Повтори. Что делаете? ( Встали и подняли над головой)
-Повтори: Спрячьте руки в карманы- если есть
-Повтори. Что делаете? (вытянули руки вперёд)
-Повтори. Что делаете? ( Сели ,опустили руки вниз)
-Повтори .Что делаете? (Спрячем руки за спину)
П/г «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
-Мишка принёс фотог-ию и предлагает поиграть в игру « Кто где?»
- в какой части картинки нарисованы мышка, ежик, заяц, гусь ( используя в рассказе предлоги : «Вверху, внизу ,за, под, посередине.)
-Загадка: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).
-Из какой сказки могла прибежать мышка? (Теремок)
- Наш мишка большой боится мышку? Почему? Она любит его щекотать, поэтому мышка прячется от мишки. Подскажем мишка где прячется мышка.
- д/и «Куда спряталась мышка?»
Предлагаю детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза, ищут мышку, найдя ее ребята должны сказать, где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.
Физминутка «Три медведя»( или Зеркало)
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
- А сейчас мы на страничке другой сказки. ( появляется курочка.)
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплёнок – малый желторотик.
Ко -ко - ко, ребятки вы не видели моего цыплёнка?
-Из какой сказки пришла курочка? ( Три цыплёнка)
-Ребята, давайте поможем отыскать ее цыплёнка: для этого собёрём его из геометрических фигур. Вот их сколько ( креплю на доску)
-Назовите их ( круг и треугольник)
- Сколько их? Они одинаковые или разные (по цвету и размеру)
- Курочка довольна и дарит нам палочки. А я предлагаю сесть за стол и построит из этих палочек треугольники: большой и маленький ( даю по 1 набору на стол)
Самостоятельная работа: сели ровно, спинки прямые.
-Что вам нужно построить? Какие треугольники должны у вас получиться?
III.ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Где мы побывали? (в сказках)
- Что интересного там делали?
-Что понравилось больше всего?
Дети выполняют задание. Курочка радуется, что нашла своих цыплят.
- Из каких геометрических фигур построили домик?
- Из чего сделана крыша?
- Из чего сделана стена?
- Окно?
- Какого цвета крыша?
- Какого цвета стены дома?
На ваших столах тоже есть такие фигуры. Постройте домик.
- Сколько этажей в вашем доме?
- Постройте двухэтажный дом.
- Молодцы.
- Скажите, чем отличается треугольник от квадрата?
- А сколько углов у круга?
Проводится игра
"Что бывает круглым?"
Ответы детей:солнце, колесо, тарелка, кружок, глаз, серединка у цветка,голова.
- Ребята, а в этой сказки есть волшебная досточка.
Воспитатель рисует геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) дети называют.
Проводится игра
"Чей домик"
Воспитатель выкладывает 3 обруча, в них лежат геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, раздает детям геометрические фигуры ;по сигналу дети занимают, каждый свой домик.
В конце занятия дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей что им понравилось больше всего.
а) Какие деревья выросли возле домика с левой стороны?
б) Сколько деревьев?
в) Какого цвета?
г) Из каких фигур сделаны ёлочки?
д) Сколько треугольников использовали для высокой ёлочки?
е) Сколько треугольников использовали для низкой ёлочки?
- Молодцы! Снег растаял.