Автор материала (ФИО) | Дюнькова Галина Ивановна | Должность | Учитель начальных классов | Класс | 2 класс | Название материала | Урок окружающего мира «В мире звука» | Учебный предмет | Окружающий мир | Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов | Учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний». Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов | Вид ресурса (презентация, текстовый документ) | Текстовый документ | Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) | учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, аудиопроигрыватель, балалайка | Цели, Задачи материала | Цели: создать условия для формирования представлений о звуке; создать условия для формирования умения работать в группе. Предметные: понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира, приводят примеры источников звука; рассказывают о значении звука в жизни человека. Личностные: положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; ориентируются на соблюдение правил поведения в общественных местах. Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, следуют инструкциям учителя; оценивают выполнение заданий; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении опытов. Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах; понимают информацию, представленную в таблице. Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; договариваются и приходят к общему решению работая в паре; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое) | Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником. | Технологическая карта урока « В мире звука» Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | 1.Самоопределение к деятельности. | - Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Дети, покажите ваше настроение. -Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. -Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Определяют своё настроение с помощью карточек. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению | 2.Актуализация знаний. | Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию. ВКЛЮЧАЮ звуки- книга -Какие звуки вы услышали? -Человек живет в мире звуков. -Как вы думаете, что такое звук? -Да, дети, звук — это то, что слышит ухо. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации. С точки зрения физики, звук – это колебания в какой-либо упругой среде, воздуха, воде, земной коре. Издают звук вибрирующие тела: струны, голосовые связки, животные, инструменты... Это источники звука. Если тело колеблется, то оно своим движением образует звуковую волну. КАРТИНКА на доске. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Экология звука» | Прослушивают аудиозапись. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока. | Познавательные: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные: умение высказывать своё мнение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | 3.Постановка учебной задачи. | Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации. – Сформулируйте тему урока? Итак, тема нашего урока: « В мире звука» – Представьте, что вы исследователи. – Какой вопрос бы вас интересовал больше всего? - В руках у меня обычная балалайка. Когда человек играет на балалайке, то издается звук. - Что является в данном случае источником звука? -Совершенно верно, колеблющая струна. - А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблется? (Как вы считаете?) (голосовые связки) -Как вы думаете, в результате чего возникает звук? -Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. -Что происходит дальше? -Воздух передает колебания органам слуха. -А к органу слуха относятся? (уши) -Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. | Регулятивные: умение высказывать своё предположение. | 4.Решение учебной задачи. | Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований -Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах? Работа в группах. I группа – опыт № 1 II группа – опыт № 2 3 группа - №3. - Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный. -Что является источником звука? – Что привела она в движение? – Как мы услышали этот звук? - Проделайте этот опыт с деревянной линейкой. – Одинаково ли звучат звуки? -Какой вывод можно сделать? -Давайте оценим работу – Назовите источник звука? – Что она привела в движение? - А еще что? – Как мы услышали этот звук? – Когда звук был слышен сильнее? Какой можно сделать вывод? - Давайте оценим работу. – Что является источником звука? – Какой звук слышали сразу? – Что передает колебания от ложки? – Каким стал звук? – Когда звук был сильнее? -Подумайте, какой можно сделать вывод? -Давайте оценим эту работу. Домашнее задание – Что является источником звука? - Когда телефон лучше работает? – По чему передаются колебания? -Какой вывод можно сделать? -Давайте, оценим работу. | 1.Будь вежлив с товарищем в группе 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание. Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание. Опыт № 1. Колеблющаяся линейка. -Воздух. -Воздух передал колебания уху. -Нет. -Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук. Опыт № 2. Надели резиновое кольцо на стакан. Пробренчали натянутой резинкой. Приложили стакан дном к уху. Снова побренчали . -Колеблющаяся резинка. -Воздух. -Стенки стакана. -Воздух передает колебания к уху. -Когда стакан приложили дном к уху. -Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук. Опыт № 3. Взяли металлическую ложку. Стукнули по ней карандашом. Прислушались к звуку. Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались. Поднесли нитку с ложкой к уху. Стукнули по ложке карандашом. -Ложка. -Негромкий. -Нитка. -Мелодичным, сильным. -Когда поднесли ближе к уху. Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким. Опыт № 4. Затем при натянутой -Голос, голосовые связки. -При натянутой веревке. -По веревке. -Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута. Вывод : Звук возникает в результате колебания предметов. Колеблющиеся предметы толкают воздух. Воздух передает колебания органам слуха. | Познавательные: формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | 5.Динамическая пауза | Организует физкультминутку. Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. | Выполняют физкультминутку и имитируют звуки. | | 6.Первичное закрепление. | Игра «Что за звук?» ( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды) -Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки. В лесах, в горах На всех языках Каждое слово Повторить готово. - Где можно услышать эхо? - Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем. Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача восстановить схему. – В результате чего возникает звук? – Как передаются эти колебания?
– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?
-Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на доске. -Встаньте, кто правильно выполнил задание. | Угадывают звук. Воспроизводят звук. Отвечают на вопросы. . Колебания предметов Колеблющиеся предметы толкают воздух. Органов слуха | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | 7.Рефлексия. | – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились? -А как мы это доказали. (с помощью опытов) – Оцените себя: Кто понял тему – зелёный смайлик; испытывал затруднения – синий смайлик а кому было трудно – красный смайлик. Оценка обучающихся. | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. | Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Памятка работы в паре.
1.Будь вежлив с товарищем в группе
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.
5. Внимательно выслушай мнение в других группах.
6.Задай вопрос на понимание.
Памятка работы в паре.
1.Будь вежлив с товарищем в группе
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.
5. Внимательно выслушай мнение в других группах.
6.Задай вопрос на понимание.
Памятка работы в паре.
1.Будь вежлив с товарищем в группе
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.
5. Внимательно выслушай мнение в других группах.
6.Задай вопрос на понимание.
Проведение исследования.
1 группа:
Вопросы | Вопрос: Какая линейка звучит громче? |
деревянная | металлическая | пластмассовая |
1.Что является источником звука?
2.Что привела она в движение?
3.Как мы услышали этот звук?
4. Одинаково ли звучат звуки? | | | |
Вывод:
Проведение исследования.
2 группа:
| Вопрос: Какой звук громче? |
Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе | Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан, приложенный дном к уху |
1.Назовите источник звука?
| | |
2.Что она привела в движение? | | |
3.А еще что?
| | |
4.Как мы услышали этот звук? | | |
5. Когда звук был слышен сильнее? | | |
| | |
Вывод:
Проведение исследования.
3 группа:
| Вопрос: Какой звук громче? |
Звук от удара по металлической ложке карандашом | Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке | Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху |
1.Что является источником звука? | | | |
2.Какой звук слышали сразу? | | | |
3.Что передает колебания от ложки?
| | | |
4.Каким стал звук? | | | |
5.Когда звук был сильнее? | | | |
Вывод:
Проведение исследования. группа.
Домашнее задание.
– Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
– По чему передаются колебания?
-Какой вывод можно сделать?
№1
-Что является источником звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?
-Какой вывод можно сделать?
Ответ:
Колеблющаяся линейка.
-Воздух.
-Воздух передал колебания уху.
-Нет.
-Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.
№2.
– Назовите источник звука?
– Что она привела в движение?
- А еще что?
– Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее?
-Какой можно сделать вывод?
Ответ:.
-Колеблющаяся резинка.
-Воздух.
-Стенки стакана.
-Воздух передает колебания к уху
-Когда стакан приложили дном к уху.
-Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.
№3.
– Что является источником звука?
– Какой звук слышали сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?
– Когда звук был сильнее?
-Подумайте, какой можно сделать вывод?
Ответ:
-Ложка.
-Негромкий.
-Нитка.
-Мелодичным, сильным.
-Когда поднесли ближе к уху.
Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким
№4.
– Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
– По чему передаются колебания?
-Какой вывод можно сделать?
Ответ:
-Голос, голосовые связки.
-При натянутой веревке.
-По веревке.
-Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.
– В результате чего возникает звук?
– Как передаются эти колебания?
– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?
Колебания
Колеблющиеся предметы толкают воздух.
Органов слуха
В результате чего возникает звук?
Колебания предмета
Как передаются эти колебания?
Колеблющиеся предметы толкают воздух.
При помощи чего мы улавливаем эти звуки?
Органов слуха
Опыт № 1.
Опыт № 2.
Надели резиновое кольцо на стакан.
Пробренчали натянутой резинкой.
Приложили стакан дном к уху.
Снова побренчали
.
Опыт № 3.
Взяли металлическую ложку.
Стукнули по ней карандашом.
Прислушались к звуку.
Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
Поднесли нитку с ложкой к уху.
Стукнули по ложке карандашом.