СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "В мире звука" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку составлена технологическая карта. В течении урока дети работают в группах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "В мире звука" 2 класс»


Автор материала (ФИО)

Дюнькова Галина Ивановна

Должность

Учитель начальных классов

 Класс

2 класс

Название материала

Урок окружающего мира «В мире звука»

Учебный предмет

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов

Учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний».

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Вид ресурса (презентация, текстовый документ)

Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, аудиопроигрыватель, балалайка

Цели,

Задачи материала

 

Цели:  создать условия для формирования представлений о звуке; создать условия для формирования умения работать в группе.

Предметные: понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира, приводят примеры источников звука; рассказывают о значении звука в жизни человека.

Личностные: положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду; ориентируются на соблюдение правил поведения в общественных местах.

Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, следуют инструкциям учителя; оценивают выполнение заданий; ставят цели проведения наблюдений и опытов; осуществляют контроль при проведении опытов.

Познавательные: фиксируют результаты наблюдений в таблицах; понимают информацию, представленную в таблице.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; договариваются и приходят к общему решению работая в паре; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое)

Данная работа предлагается на этапе  изучения и первичного закрепления знаний.

Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;

работа с учебником.

 

Технологическая карта урока « В мире звука»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

1.Самоопределение к деятельности.

- Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Дети, покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

 

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

 

2.Актуализация

знаний.

 

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести детей  к  теме  урока. Создать  проблемную ситуацию.

ВКЛЮЧАЮ звуки- книга

  -Какие звуки вы услышали?

-Человек живет в мире звуков.

-Как вы думаете, что такое звук?

-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.

Мир наполнен разнообразными звуками.  Звук для человека является источником информации.

С точки зрения физики, звук – это колебания в какой-либо упругой среде, воздуха, воде, земной коре. Издают звук вибрирующие тела: струны, голосовые связки, животные, инструменты... Это источники звука.

Если тело колеблется, то оно своим движением образует звуковую волну.

КАРТИНКА на доске.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Экология звука»

Прослушивают аудиозапись.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

 

Познавательные: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные: умение высказывать своё мнение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

 

 

 

3.Постановка  учебной

задачи.

 

Сообщить  тему  урока,  создать условия для проблемной ситуации.

– Сформулируйте тему урока?

Итак, тема нашего урока:

« В мире звука»
– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

- В руках у меня обычная балалайка. Когда человек играет на балалайке, то издается звук.

- Что является в данном случае источником звука?

-Совершенно верно, колеблющая струна.

- А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблется? (Как вы считаете?) (голосовые связки)

-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

-Что происходит дальше?

-Воздух передает колебания органам слуха.

-А к органу слуха относятся? (уши)

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение.


4.Решение учебной задачи.

 

Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований

-Сейчас вы будете работать в  группах. Давайте вспомним правила работы в группах?

 






 

 Работа в группах.
I группа – опыт № 1
II группа – опыт № 2

3 группа - №3.


- Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования.

 

-Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный.

  






-Что является источником звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

-Давайте оценим работу

 














 – Назовите источник звука?
– Что она привела в движение?

- А еще что?
– Как мы услышали этот звук?

 

– Когда звук был слышен сильнее?

 


Какой можно сделать вывод?

- Давайте оценим работу.

 

 

 

 

 

 

 

  








– Что является источником звука?
– Какой звук слышали сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?
– Когда звук  был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

-Давайте оценим эту работу.

 

 

 

 Домашнее задание

 

 

 

 

 



 – Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
– По чему передаются колебания?

-Какой вывод можно сделать?

 

 

-Давайте, оценим работу.

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение.   4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.   6.Задай вопрос на понимание.

 

 

    



 

Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.

 





Опыт № 1.

  • Положили линейку на край стола.

  • Крепко прижали ее рукой.

  • Слегка ударили по ней.

  • Услышали звук.

Колеблющаяся линейка.

 -Воздух.

-Воздух передал колебания уху.

  


-Нет.

 -Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.


Опыт № 2.

  • Надели резиновое кольцо на стакан.

  • Пробренчали натянутой резинкой.

  • Приложили стакан дном к уху.

  • Снова побренчали

.  

-Колеблющаяся резинка.

-Воздух.
-Стенки стакана.

-Воздух передает колебания к уху. -Когда стакан приложили дном к уху.

-Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

Опыт № 3.

  • Взяли металлическую ложку.

  • Стукнули по ней карандашом.

  • Прислушались к звуку.

  • Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.

  • Поднесли нитку с ложкой к уху.

  • Стукнули по ложке карандашом.


-Ложка.

-Негромкий.

-Нитка.

-Мелодичным, сильным.
-Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка  находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.


 Опыт № 4.

  • Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой.

  • Сначала говорили при ослабленной веревке.

Затем при натянутой

  

-Голос, голосовые связки.

-При натянутой веревке.

-По веревке.

-Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.

 

Вывод :

Звук возникает в результате колебания предметов.

Колеблющиеся предметы толкают воздух. Воздух передает колебания органам слуха.


 

 

Познавательные: формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

 

 

5.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево вправо.)                                

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш.


Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

 

 

6.Первичное закрепление.

 

Игра «Что за звук?»

( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды)

 

-Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.


 В лесах, в горах
На всех языках
Каждое слово
Повторить готово.

- Где можно услышать эхо?

- Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем.


Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача восстановить схему.


– В результате чего возникает звук?


– Как передаются эти колебания?






– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?

-Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на доске.


-Встаньте, кто правильно выполнил задание.


Угадывают звук.

 

 

 

 

Воспроизводят звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

.







Колебания предметов


Колеблющиеся предметы толкают воздух.





Органов слуха

Познавательные: умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

7.Рефлексия.

 

– Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?

-А как мы это доказали. (с помощью опытов)

– Оцените себя:

Кто понял тему – зелёный смайлик;

испытывал затруднения – синий смайлик

а кому было трудно – красный смайлик.

Оценка обучающихся.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

 

 

Регулятивные: самооценка.

Коммуникативные: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

 























Памятка работы в паре.

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение.  

4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.  

6.Задай вопрос на понимание.





Памятка работы в паре.

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение.  

4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.  

6.Задай вопрос на понимание.






Памятка работы в паре.

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение.  

4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.  

6.Задай вопрос на понимание.


Проведение исследования.

1 группа:


Вопросы

Вопрос: Какая линейка звучит громче?

деревянная

металлическая

пластмассовая

1.Что является источником звука?

2.Что привела она в движение?

3.Как мы услышали этот звук?

4. Одинаково ли звучат звуки?






Вывод:













Проведение исследования.

2 группа:



Вопрос: Какой звук громче?

Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе

Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан, приложенный дном к уху

1.Назовите источник звука?

 




2.Что она привела в движение?






3.А еще что?




4.Как мы услышали этот звук?





5. Когда звук был слышен сильнее?









Вывод:




Проведение исследования.

3 группа:



Вопрос: Какой звук громче?

Звук от удара по металлической ложке карандашом

Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке

Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, если поднести эту нитку с ложкой к уху

1.Что является источником звука?




2.Какой звук слышали сразу?






3.Что передает колебания от ложки?




4.Каким стал звук?






5.Когда звук  был сильнее?







Вывод:







Проведение исследования. группа.


Домашнее задание.


– Что является источником звука?


- Когда телефон лучше работает?


– По чему передаются колебания?


-Какой вывод можно сделать?




















№1

-Что является источником звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

Ответ:

Колеблющаяся линейка.

 -Воздух.

-Воздух передал колебания уху.

  


-Нет.

 -Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.


2.


 – Назовите источник звука?
– Что она привела в движение?

- А еще что?
– Как мы услышали этот звук?

 – Когда звук был слышен сильнее?

 -Какой можно сделать вывод?

Ответ:.  

-Колеблющаяся резинка.

-Воздух.
-Стенки стакана.

-Воздух передает колебания к уху

-Когда стакан приложили дном к уху.

-Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

3.

– Что является источником звука?
– Какой звук слышали сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?
– Когда звук  был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

Ответ:

-Ложка.

-Негромкий.

-Нитка.

-Мелодичным, сильным.
-Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка  находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким


№4.

– Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
– По чему передаются колебания?

-Какой вывод можно сделать?

Ответ:

  

-Голос, голосовые связки.

-При натянутой веревке.

-По веревке.

-Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.

 

– В результате чего возникает звук?



– Как передаются эти колебания?



– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?


Колебания


Колеблющиеся предметы толкают воздух.


Органов слуха

В результате чего возникает звук?



Колебания предмета

Как передаются эти колебания?

Колеблющиеся предметы толкают воздух.

При помощи чего мы улавливаем эти звуки?




Органов слуха




Опыт № 1.

  • Положили линейку на край стола.

  • Крепко прижали ее рукой.

  • Слегка ударили по ней.

  • Услышали звук.



Опыт № 2.

  • Надели резиновое кольцо на стакан.

  • Пробренчали натянутой резинкой.

  • Приложили стакан дном к уху.

  • Снова побренчали

.  


Опыт № 3.

  • Взяли металлическую ложку.

  • Стукнули по ней карандашом.

  • Прислушались к звуку.

  • Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.

  • Поднесли нитку с ложкой к уху.

  • Стукнули по ложке карандашом.