СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по развитию речи (3 класс), тема: «Составление устного рассказа по картине».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по развитию речи (3 класс), тема: «Составление устного рассказа по картине».»

Открытый интегрированный урок в 3 классе


Тема: «Составление устного рассказа по картине».

Подготовила: Гасанова Н.Г.

Цель:

  • отработка умения моделировать простое распространённое предложение, составлять текст-повествование по картине с помощью графических схем;

  • научиться подбирать родственные слова, прилагательные, действия предмета;

  • развитие эмоционально – оценочной лексики.

Задачи:

Коррекционные:

  • развитие слухового и слухо – зрительного восприятия устной речи в ходе проверки домашнего задания, составления предложений с опорой на схему;

  • коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы, подбор слов признаков, глаголов, в ходе составления предложений и целостного рассказа;

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности через выполнение заданий «Выбери нужную схему», «Сравни картинки», «Назови фрукты»;

  • коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Образовательные:

  • формирование навыков составления рассказа из разрезного текста;

  • развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления.

  • Обобщение наблюдений за природой осенью.

Воспитательные:

  • развитие способности оценивать ответ, находить и уметь корректно исправлять ошибки в речи и действиях товарищей.

Тип урока: интегрированный урок обобщения знаний.

Форма проведения – фронтальная с мультимедийной презентацией.

Оборудование: сюжетные картинки «Осень», «Фрукты»; графические схемы; родственные слова на карточках; напечатанные предложения.


Ход урока.

I. Приветствие.

- Дети, вам тепло? (Да)

- Прозвенел уже звонок? (Да)

- Уже закончился урок? (Нет)

- Только начался урок? (Да)

- Хотите учиться? (Да)

- Значит, можно садиться!

I. Тихо звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского. В вазе стоит осенний букет.

- Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в нашем классе? (осенний букет листьев)

- Когда можно увидеть такие букеты? (осенью)

- Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II. Проверка домашнего задания.

- Каждому из Вас я раздала по одному слову и просила составить с ним предложение об осени.

Теперь послушаем ваши предложения (с использованием картинно – графического плана).

солнце

небо

ветер

трава

деревья

листья

урожай

птицы

- Ребята, а что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

- Осень – это три месяца упорного труда людей в саду и на огороде. За это одарила она людей щедрыми подарками: овощами и фруктами. Только не ленись – убирай! Не зря про осень говорят: Осень — запасиха, зима — подбериха.

III. Сообщение новой темы.

1. Упражнение «Подумай и ответь».

- Рассмотрите графическое изображение предметов. Назвав их, вы сможете определить тему нашего урока.

(Дети рассматривают графическое изображение фруктов – с наложением. По мере ответов, названные фрукты появляются на экране).

- Как их назвать одним словом? (Фрукты – учитель вывешивает слово на доску).

-Как называют деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые деревья- на доску).

- Где растут фруктовые деревья? (В саду).

- Как называется сад, в котором растёт много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад - на доску).

- Как называют эти слова? (Родственные).

3. Давайте сравним, как выглядит сад весной и осенью (на экране цветущий сад, а затем –с фруктами).

Этот сад посадили много лет назад. Весной, когда деревья цветут – это очень красивое зрелище. Цветущий фруктовый сад это красота природы; это аромат воздуха…

- А как же изменился наш сад осенью? (ответы детей). Вы верно назвали отличия. Заботливые руки людей постоянно ухаживают за деревьями: окучивают, поливают, подкармливают их, и поэтому деревья благодарят людей за их труд богатым урожаем плодов.

- Сейчас немного отдохнём и продолжим нашу работу.


4. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише.

Деревце растёт всё выше, выше.

Ветер сильный набежал,

Много листиков сорвал.

IV. Составление рассказа по картине.

1) Вернёмся в наш осенний сад. Сегодня мы будем составлять устный рассказ по картине с помощью графических схем.

- Рассмотрите картину. Вам в помощь даны схемы.

- Что было около дома? (схема). Составим предложение.

Около дома был фруктовый сад.

- У кого из вас, ребята, напечатано это предложение? Прочитайте его ещё раз и повесьте на доску (Аналогичная работа ведётся со всеми предложениями).

- Кто пришёл в сад? (схема) В сад пришла семья.

- Что семья собирает? (схема) Семья собирает спелые фрукты.

- А теперь я предлагаю Вам самим составить схемы к следующим предложениям.

- Дадим имя девочке. Что делает Оля?

Оля подаёт маме спелые, сочные груши.

- Что делает мама? (схема) Мама несёт полную корзину груш домой.

- Что делает папа? (схема) Папа срывает с яблони большие, красные яблоки.

- Дадим имя мальчику. Что делает Дима? (схема)

Дима складывает яблоки в большие корзины.

2) - Что мы с вами составили? (Рассказ).

- Только у него нет концовки. Придумаем её, опираясь на готовые схемы.

(Из фруктов мама сварит компот и варенье. Компот и варенье будут очень вкусными).

3) Прочитайте весь рассказ.

- У нас нет заголовка. Предлагаю вам на доске прочитать 3 заголовка и выбрать наиболее подходящий к нашей картине («Уборка урожая в саду»).

- Знаете, есть такие особенные ароматы, которые вдохнёшь и как будто время замирает. Вот и осенний сад наполнен разными ароматами.


4) Рефлексия.

- Закройте, пожалуйста, глаза. Вообразим, что мы тоже в том саду. Глубоко вдохните и скажите, что вы почувствовали? (Свежий воздух, как пахнет земля, запах яблок и листьев).

- А что вы услышали? (Как чирикают воробьи, каркает ворона, шумят

деревья).

- Откройте глаза, вы заметили, какой сюрприз нам преподнесла осень? (ваза с фруктами). Она вас угощает своими дарами.

5) Подведение итогов.

- Что мы учились делать на уроке?

6) Домашнее задание.

- Предлагаю вам к следующему уроку подготовить приметы, пословицы и поговорки о красавице осени.