Русский язык. 3 класс
Тема: Обобщение знаний о частях речи.
Цели: 1. Образовательные:
Обобщение знаний учащихся о частях речи:
имя существительное, роль имени существительного в речи, род имен существительных, изменение имен существительных по числам и падежам;
глагол, роль глагола в речи, изменение глагола по числам и по временам;
имя прилагательное, роль имени прилагательного в речи, изменение имен прилагательных по числам и по родам;
наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного.
2. Развивающие:
развитие умения детей думать над языком;
развитие наблюдательности и мышления
развитие познавательной активности детей.
3. Воспитательные:
воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к родному языку.
Воспитывать умение работать в парах и группах, умение слушать и слышать других.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель: Я рада видеть каждую из вас.
И пусть весна пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II. Мотивация к обучению:
- Давайте встанем и посмотрим в окошко… Какое время года наступило? (весна)
- А сейчас подойдем к панно и посмотрим, какое время года на панно?. (весна)
- А что не дает весне полностью вступить в свои права, какие следы нам оставила зима? (снег еще не полностью растаял,?)
- помните, как в стихотворении:
Зима еще хлопочет и на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая и снегу захватя,
………………………………………………
- Давайте поможем весне, растопим последний снег с помощью своих знаний и умения работать дружно.
III. Упражнение в чистописании:
-Начнем наш урок, как всегда, с чистописания.
- Кто уважает себя и других никогда не позволит себе писать небрежно, неаккуратно. Давайте еще раз потренируемся писать красиво.
Показ учителем на доске. ч
-Какой звук обозначает эта буква (назовите, охарактеризуйте этот звук)
- Какие орфограммы вы знаете с этой буквой?
Письмо уч-ся.
IV. Самоопределение темы и цели урока.
Зимушка, зимний, перезимовать.
Полет, перелетные, летел.
Сравните слова в каждой группе? (Сильный ученик проводит сравнение, сначала – общее, потом – различие)
- Спишите одну из групп, выделите корень, определите, какой частью речи является каждое слово. (проверка)
(-Что общего в словах каждой группы? (однокоренные)
- Спишите одну из групп, выделите корень. (проверка)
-А в чем различие? (разные части речи).
- Определите, какой частью речи является каждое слово.
V. Сформулируйте тему урока. (Обобщение знаний о частях речи)
(УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ НА ПАННО ТЕМУ УРОКА)
-Какая орфограмма в слове «части»?
- Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа будет отвечать за какую-либо часть речи. (1 лучики – глагол, 2 – капельки - прилагательное, 3 подснежники - существительное)
-Лучики помогут растопить снег, капельки смоют последнюю грязь, а подснежники помогут первым весенним цветам появиться.
- Помните, что очень важно в группе работать дружно, помогать друг другу, уметь не только говорить, но и слушать и слышать. Высоко оценивается работа в той группе, в которой активно работает каждый ее участник. Не мешайте работать остальным группам.
VI. Поисковая деятельность.
- Каждая группа на коромыслах найдет все, что относится к части речи, за которую она отвечает и прикрепит к панно в домик, где живет эта часть речи.
Проверка.
Повторение.
VIII. Выполнение задания в группе:
- У вас на парте лежит текст, объединитесь в группы и выполните следующее задание:
Надо найти в тексте определенную часть речи (лучики – глаголы, капельки – прилагательные, подснежники – существительные)
1 представитель выписывает на доске.
Глагол. Настали зимние дни.
Дуют резкие ветры.
Идет сильный снег.
Поет снежная вьюга.
Имя прилагательное.
Закончилась веселая пора.
Миновали теплые деньки.
Проходит грибная пора.
Улетают певчие птицы.
Имя существительное.
Пришли весенние деньки.
Чувствуется резкий ветерок.
Моросят кратковременные дожди.
Возвращаются перелетные птицы.
На доске появляется запись:
настали веселая деньки
дуют теплые ветерок
идет грибная дожди
поет певчие птицы
Представитель читает текст.
- О чем все тексты? О каком времени года? А о каком мы не услышали? (о лете)
- Можно ли из слов каждой строчки составить предложения и что для этого необходимо?
Составление и запись по ОДНОМУ предложению.
(УЧИТЕЛЬ В ЭТО ВРЕМЯ СНИМАЕТ С ПАННО СУГРОБЫ)
- Давайте прочитаем, что получилось.
-О каком времени года этот текст?
-Давайте вспомним, как изменяются сущ., прил., и глаг.?
Определите число сущ. и время глаг.
IХ.
- Мы хорошо и дружно поработали.
Давайте подойдем к панно. Посмотрите, снег растаял. И к нам пришла Весна. (УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ОБРАЗ ВЕСНЫ)
Давайте подберем прилагательные:
Весна (какая?) …………………………….
Мне кажется весна, как прекрасная девушка, обладает теми качествами, которыми должна обладать каждая девочка.
Х. А вот еще одно интересное задание.
На экране предложения:
Кошка пила молоко.
Пила хорошо заточена.
- Какое слово есть в1 во2 предложениях? (пила) – 1кадр.
- Определите, какой частью речи является это слово в 1 предл. (2 кадр)
- во 2-ом? (3 кадр)
- Вот видите, есть такие слова, которые могут быть разными частями речи.
XI. Рефлексия. Графический диктант.
А сейчас мы проверим, как мы повторили тему «Части речи» и как вы быстро можете определить, к какой части речи относится слово.
Ручей, голубой, птицы, светит, бегут, яркое, дерево.
Проверка. Работа в парах.
Обменяться тетрадями и проверить (сверив с эталоном)
с п с г г п с
ХI. Подведение итога.
А сейчас, вы сами покажите, как вы усвоили тему. Сейчас мы посадим цветы на клумбу.
Кто все понял и может объяснить другим, посадит на клумбу красные цветы, кто понял, но другим не может объяснить – голубые ромашки, а кто ничего не понял – белые.
Физминутка 1.Ловим солнечных зайчиков. Разбросаем, чтобы всем было радостно.
Физминутка 2. Давайте посмотрим на красивый наряд Весны. По платью разбросаны красные тюльпаны, на зеленом фоне. В красивых волосах голубой бант, а