Открытый урок в 6 классе по теме: «Деепричастный оборот»
Цели:
сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте;
совершенствовать умения и навыки выделять деепричастный оборот в предложении ;
продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Межпредметные связи: ОБЖ, русский язык.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
-правильно находить границы деепричастного оборота
-объяснять постановку запятых в устной форме (рассуждение) и на письме (графически)
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность обособления деепричастного оборота
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-находить нужную информацию
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Ход урока:
1. Оргмомент, мотивация к учебной деятельности.
Строятся шеренгой в алфавитном порядке у доски, производят расчет на первый-второй-третий, распределяясь по группам согласно табличкам: №1-«Первая», №2-«Медицинская», №3-«Помощь», на столах лежат медицинские чепчики, критерии оценивания.
- Здравствуйте! Садиться вам не предлагаю, поскольку сегодня вы торжественно вступаете в ряды Юных врачей! Для этого вам потребуется дать клятву. У военных- это военная присяга, а у врачей- это…Правильно, клятва Гиппократа. (Портрет на доске)Древнегреческий целитель, врач и философ, отец медицины.
2. Словарная работа. Текст этой клятвы у вас на столах. Произнесем её громко и выразительно. Но, постойте, что мешает нашему пониманию текста этой клятвы? Пропущенные буквы Поэтому присядьте, расставим пропущенные буквы, объяснив свой выбор.
Д_вая клятву Ги(п,пп)ократа,
Мы пр_ложим к сер_цу руку!
Бинт, з_ленка, пластырь, вата-
(Не) дадим ст_рпеть мы муку!
Пом_щь первую окажем,
Ни о ком не з_бывая!
Будем действовать отважно,
Всем здоровья мы желая!
-Теперь произнесите клятву дружно!
-Молодцы! Поздравляю вас со вступлением в ряды Юных Врачей!Теперь вы достойны можете носить на своих головах эти чепчики. И дарю вам автомобиль скорой медпомощи! Чтобы всегда успеть прийти на помощь!
3. Актуализация знаний, определение темы урока, формулирование целей.
Сегодня, как вы, наверное, догадались, мы поговорим о правилах оказания первой медицинской помощи.
Постойте, ребята, а может вы ошиблись дверью, /
может, расписание проверю?/
ОБЖ ли здесь у вас?
/по расписанию рус.яз.!
/Тогда к первой помощи прибавим/
ещё немножко русских правил! /
Но каких, вам интересно? /
Только отвечайте честно!
Постойте, кажется, первый ваш вызов.. АУДИОЗАПИСЬ
Звонок анонимный. Требуется срочная помощь пострадавшему. По жизненным признакам этот пострадавший обозначает добавочное действие, сопутствующее основному действию. О нет! У него образовалась огромная рана! Пострадавший имеет при себе зависимые слова, признаки оборота налицо! Помогите! Что мне делать с ним?
- О каком пострадавшем идет речь? Почему? Деепричастие,
-И какому заболеванию соответствуют симптомы? Какую мы должны оказать помощь в связи с этим? Откройте скорее медицинские справочники на странице 207-208!
Что такое Деепричастный оборот,
чем является в предложении?
Какова цель изучения темы?
какие умения мы должны приобрести? Уметь его находить в тексте ,правильно выделять на письме запятыми
Ну и тема нам досталась! Ну что, поможем пострадавшему?
Выезжаем! (ребята получают задания, которые лежат около доски) Постойте, здесь даны признаки обморожений! Итак, оказывая помощь деепричастию, вы узнаете , как помочь человеку в случае обморожения различной степени и поделитесь этой информацией с нами. Для начала ознакомимся с признаками обморожения.
Скажите, что зима уже позади? Как говорится, готовь сани летом, а телегу- зимой! Поэтому подготовимся к морозам следующей зимы заблаговременно! Вперед!
В карточке даны задания, внимательно прочитайте инструкцию, при работе в группе распределите предложения .Отмечаем всё в карточках. Как будем находить деепричастный оборот? (находим деепричастие, находим зависимые слова, определив границы оборота, расставляем знаки препинания)
4.Пробное действие(индивидуальная и групповая работа по карточкам). 4мин на работу Окажите помощь деепричастию!
Физкультминутка. Ох, что-то холодно стало, обмерзаем! Растираем скорее своё тело. Согрелись, приступим дальше
Проверьте себя по шаблону. Оценивание по критериям.
5. Отчет о результатах. Сообщение подробной инструкции по оказанию ПМП при обморожениях.
Теперь зачитайте по порядку правила оказания медпомощи при обморожении.
6. Закрепление изученного материала. А теперь посмотрим, можно ли вам доверять жизни не людей, а деепричастий. Для этого вам следует расставить знаки препинания в клятве. Понаблюдайте и сделайте верный выбор.
Сейчас каждая группа выделит своего кандидата медико-филологических наук, который докажет верную постановку знаков препинания в своём публичном выступлении. Вопросы и возражения со стороны слушателей приветствуются. Устное объяснение. Оценивание по критериям.
7. Подведение итогов. Рефлексия. Вручение медалей.
Итак, подведем итоги. Листы оценивания подпишите и сдайте мне, чтобы начислить вам заработную плату. А вы с помощью этих фраз поделитесь с нами своими достижениями.
Я узнал,что…Отныне я могу…Я затрудняюсь в…
За ваши заслуги медицине я вас награждаю торжественно медалью заслуженного врача.
8. Д/З. *записать ПМП при ожогах, используя дееп.оборот
Параграф 44, Упр. 506,с.208 На доске
Задания на уроке | Критерии оценивания |
Словарная работа | 0 баллов-неверно вставил букву и не объяснил орфограмму 1 балл- вставил верно букву, но не объяснил 2 балла-объяснил и вставил верно |
Устный ответ | 1 балл за каждый верный ответ |
Работа с карточкой в группе | 1 балл- нашел деепричастный оборот, правильно выделил его знаками препинания 0 баллов-выполнил задание неверно |
Самостоятельная работа с текстом «Клятва» | 3 балла- все верно 2 балла – 1 ошибка 1 балл- 2 ошибки 0 баллов- 3 ошибки |
Лист самооценки учащегося
ФИО________________________________
Задания на уроке | Количество баллов за задание | Общее количество баллов | Самооценка по пятибалльной шкале | Оценка учителя | Общая оценка |
Словарная работа | | ________баллов | _________ | _______ | ______ |
Устный ответ | |
Работа с карточкой в группе | |
Самостоятельная работа с текстом «Клятва» | |
| |
| |
Лист самооценки учащегося
ФИО________________________________
Задания на уроке | Количество баллов за задание | Общее количество баллов | Самооценка по пятибалльной шкале | Оценка учителя | Общая оценка |
Словарная работа | | ________баллов | _________ | _______ | ______ |
Устный ответ | |
Работа с карточкой в группе | |
Самостоятельная работа с текстом «Клятва» | |
| |
| |
Приложение1
Д_вая клятву Ги(п,пп)ократа
Мы пр_ложим к сер_цу руку!
Бинт, з_ленка, пластырь, вата-
(Не) дадим ст_рпеть мы муку!
Пом_щь первую окажем
Ни о ком не з_бывая!
Будем действовать отважно
Всем здоровья мы желая!
Приложение2
Карточка 1. Найти деепричастный оборот, указать его границы,расставить знаки препинания.
1)Что следует делать при обморожении?
При обморожении I степени согрев пораженные участки кожи (дыханием, осторожным растиранием мягкой шерстяной тканью или руками) требуется наложить согревающую ватно-марлевую повязку в несколько слоев.
2)При обморожении II–IV степени исключая быстрое согревание (массаж, растирание) нужно наложить теплоизолирующую повязку (бинт и вату в несколько слоев, можно использовать шарфы, шерстяную ткань, платки).
3)Зафиксировав обмороженную конечность вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
4)Обеспечив пострадавшего горячим питьем и едой можно дать аспирин или но-шпу для улучшения микроциркуляции крови.
Карточка 2. Найти деепричастный оборот, указать его границы,расставить знаки препинания.
1)Что нельзя делать при обморожении?
Оказывая помощь пострадавшему не забывайте ни в коем случае о том, что категорически запрещено:
2)- растирать обмороженную поверхность, воздействуя снегом, жесткой тканью (высока вероятность травмирования и последующего инфицирования поврежденной кожи);
3)-подвергать место отморожения интенсивному тепловому воздействию, применяя грелки, горячие ванны и т.д.
4)- растирать поврежденную кожу, употребив в качестве этого масло, жир, спирт, поскольку это может осложнить течение заболевания;
Карточка 3. Найти деепричастный оборот, указать его границы,расставить знаки препинания.
Что нельзя делать при обморожении?
1) Оказывая помощь пострадавшему не забывайте ни в коем случае о том, что категорически запрещено:
2)- Самостоятельно вскрывать пузыри, удаляя поврежденный ткани.
Когда нужно обратиться к врачу?
3)Определив степень обморожения следует учитывать следующие моменты.
4) В домашних условиях возможно лечение только отморожения I степени; во всех остальных случаях необходимо действовать обратившись за специализированной помощью.
Шаблон для проверки
Карточка 1. Найти деепричастный оборот, указать его границы, расставить знаки препинания.
1)Что следует делать при обморожении?
При обморожении I степени,согрев пораженные участки кожи (дыханием, осторожным растиранием мягкой шерстяной тканью или руками), требуется наложить согревающую ватно-марлевую повязку в несколько слоев.
2)При обморожении II–IV степени, исключая быстрое согревание (массаж, растирание), нужно наложить теплоизолирующую повязку (бинт и вату в несколько слоев, можно использовать шарфы, шерстяную ткань, платки).
3)Зафиксировав обмороженную конечность, вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
4)Обеспечив пострадавшего горячим питьем и едой, можно дать аспирин или но-шпу для улучшения микроциркуляции крови.
Карточка 2. Найти деепричастный оборот, указать его границы,расставить знаки препинания.
1)Что нельзя делать при обморожении?
Оказывая помощь пострадавшему, не забывайте ни в коем случае о том, что категорически запрещено:
2)- растирать обмороженную поверхность,воздействуя снегом, жесткой тканью (высока вероятность травмирования и последующего инфицирования поврежденной кожи);
3)-подвергать место отморожения интенсивному тепловому воздействию, применяя грелки, горячие ванны и т.д.
4)- растирать поврежденную кожу, употребив в качестве этого масло, жир, спирт, поскольку это может осложнить течение заболевания;
Карточка 3. Найти деепричастный оборот, указать его границы,расставить знаки препинания.
Что нельзя делать при обморожении?
1) Оказывая помощь пострадавшему, не забывайте ни в коем случае о том, что категорически запрещено:
2)- Самостоятельно вскрывать пузыри, удаляя поврежденный ткани.
Когда нужно обратиться к врачу?
3)Определив степень обморожения , следует учитывать следующие моменты.
4) В домашних условиях возможно лечение только отморожения I степени; во всех остальных случаях необходимо действовать, обратившись за специализированной помощью.







Д/З.
*Найти в интернете ПМП при ожогах, оформить записи в тетради, используя деепричастные обороты
Параграф 44,
Упр. 506, с.208
13