СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "В мире односоставных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по разделу "Односоставные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 8 классе "В мире односоставных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самагалтайская средняя образовательная школа №1













План - конспект

открытого урока русского языка в 8 классе

по теме «В стране односоставных»

Учитель: Доктуут Д.Б.



Цели урока:

1. Повторить изученный материал об односоставных предложениях;

2.Закрепить умения различать виды односоставных предложений;

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

    • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

    • обучать школьников составлению предложений;

  2. Развивающие задачи:

    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

    • развивать умения решать тестовые задания;

    • развивать связную речь уч-ся;

  3. Воспитательные задачи:

    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

    • воспитывать умение видеть красоту природы, а также беречь ее.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint»,

ХОД УРОКА

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой.

Только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!





  1. Организационный момент.

Психологический настрой:

Добрый день, уважаемые гости, ребята! У нас открытый урок. Но я предлагаю вам расслабиться и для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.

  1. Итак, психологически мы зарядились, а теперь концентрируемся на эпиграфе к уроку. Надеюсь, вам помогут эти советы (ПРОЧИТАТЬ), а в качестве разминки, найдите среди предложений те, которые соответствуют темам наших последних уроков (Только вдумайся, Только всмотрись. Строчка за строчкой, Фраза за фразой) Озвучьте эти предложения или части предложений.

Что мы изучали на последних уроках? (односоставные предложения)

Пришло время обобщить наши знания. Наша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме, т.к. именно односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни (при написании официальных бумаг, умению правильно и красиво выражать свои мысли).

И сегодня наш урок не обычный, а интерактивный. Как вы понимаете это слово?

Вообще, «интер» это в данном случае означает «взаимно», а «активность» - «деятельность», то есть получается взаимодеятельность.

Взаимодействовать вы будете в группах друг с другом, с рядом заданий. Но мы будем повторять не просто так, а в необычной форме, то есть отправимся в путешествие в страну односоставных предложений, будем останавливаться на станциях, где будут Вам даны различные задания. У нас пять станций, и четыре группы по три человека.


На каждой станции я буду объяснять и помогать с организацией выполнения задания. У каждого из вас оценочный лист, где оценивается ваша работа лично и работа группы в целом. А также оценка будет ставиться кураторами станций и вами лично. Кураторами станций предлагаю сделать наших гостей. В конце попробуем провести рейтинг работы групп. Итак, Успехов всем! Поехали!

Объясняю, что ребята делают на станциях:

  1. Реши кроссворд, отгадай ключевое слово.

  2. Продолжи пословицу – односоставное предложение.

  3. Тест – бумажный носитель. Теория.

  4. Произвести описание пейзажа из односоставных предложений.

- Уважаемые гости! На нашем уроке не будет индивидуальных ответов, какого-то шоу. Моя задача – показать работу во взаимодействии детей друг с другом, с информацией.  Вы можете ходить между группами и наблюдать.














 

1 станция.

Реши кроссворд, определи ключевое слово.








о

п

о

л

н

е

н

и

е












п

р

е

д

е

л

е

н

и

е








а

с

п

р

о

с

т

р

а

н

е

н

н

о

е
















с

н

о

в

а


















у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е













6п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е
















о

ю

з















8п

о

б

у

д

и

т

е

л

ь

н

о

е















б

р

а

щ

е

н

и

е







10о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о
















11

о

д

н

о

р

о

д

н

ы

е

















12

п

р

о

с

т

о

е















13

о

б

о

б

щ

а

ю

щ

е

е
















1





















2


















3































4























5



























6

























7


















8



























9















10





























11


























12





















13














1. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.

- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.

2. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.

3. Зимы ждалаждала природа.

- В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.

4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

- Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении. Запишите название этой части речи в клеточки под №5.

5. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

- Запишите под №7 название части речи, перед которой стоит запятая.

6. Караул, лови, лови, да дави его, дави!

- Определите вид предложения по цели высказывания, запишите под №8.

7. Удивился старик, испугался.

- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.

8. Пора, красавица, проснись!

- Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под №9.

9. Герой, я не люблю тебя!

- Определите вид предложения по наличию грамматических основ, запишите в кроссворд под №12.

10. Сегодня мы вспоминали любимые произведения:  стихи, сказки, поэмы Пушкина.

- Вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под №13.



2 станция.

Продолжи пословицы, определи вид односоставных предложений (максимальный балл – 12б.)

-От добра…(добра не ищут)

-На чужой роток.. ( не накинешь платок.)

-Из песни… (не выкинешь слова)

-Цыплят по осени… (считают)

-Осла узнаешь по ушам, а дурака… (по словам)

-Не рой другому яму- … (сам в нее попадешь)

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.


-На этой станции, ребята, происходит праздник. Вы должны поздравить кого-либо из ваших родственников или товарищей с праздником (с днем рождения), используя односоставные предложения…

Какие виды односоставных предложений Вы использовали? В какой речи чаще употребляется ОПЛ? (в живой разговорной речи).


-Отправляемся дальше и попадаем на станцию «Теория».

        3 станция.

Тест. Теория.

1. Укажите неверное утверждение.

А)  Односоставные предложения могут быть распространенными.

Б)  Неполные предложения  те, в которых пропущен главный член предложения.

В)  Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

Г)  В односоставном предложении второй член предложения не нужен  для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

А) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

В) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3. В неопределённо - личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже.

Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица.

В) глаголом в  форме 3-го лица множественного числа в настоящем  

и будущем времени.

Г) глаголом - инфинитивом.

1) Определенно-личные предложения


2) Неопределённо-личные предложения


3) Безличные предложения


4) Назывные предложения


4. Найди соответствия:

А) Существительное в И.п.

Б) Безличный глагол

В) 3 л. мн.ч.  

Г) Инфинитив

Д) Личный глагол в качестве безличного

Ж) 1 и 2 л. ед.ч. и мн. ч.

Е)  глагол прош. времени мн.ч.

ОТВЕТЫ:

  1. Б

  2. Г

  3. В

1) Определенно-личные предложения

Ж

2) Неопределённо-личные предложения

В, Е

3) Безличные предложения

Б, Г, Д

4) Назывные предложения

А


- А сейчас минута отдыха

- Вспомним, стихотворения, начинающиеся назывными предложениями. (Ученик продолжает чтение стихотворения, начатого учителем)

А.С.Пушкин “Зимнее утро”: Мороз и солнце…

(День чудесный.)

Н.А.Некрасов “Железная дорога”: Славная осень…

(Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.)

А.С.Пушкин: Унылая пора!

(Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса).

А.С.Пушкин: Спой мне песню, как синица

(Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла)

М.Ю.Лермонтов: Вам не видать таких сражений, (Носились знамена, как тени)

-Вы хорошо справились с заданиями, и мы отправляемся на следующую станцию.

4 cтанция «Пейзаж».

Перед вами пейзаж. Что такое пейзаж? Так вот, ребята. Пейзаж – слово французское – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы. Пейзаж учит нас лучше чувствовать, сознательно воспринимать красоту и выразительность природы.

-Перед вами картина К.Ф. Юона «Зимнее солнце». Хочу сказать несколько слов о художнике: Константин Федорович Юон – один из крупнейших пейзажистов России 20 века. Семья Юонов вышла из Швейцарии – это дает объяснение фамилии художника. В большой семье К.Ф. был четвертым ребенком. Юон посвятил свою жизнь идее служения «русской красоте». Образы зимней природы занимают преобладающее место в творчестве художника. Особая живописность зимы проявляется вот в этой картине, написанном в 1916 году. Посмотрите все внимательно на картину и произведите описание пейзажа, используя односоставные предложения.

- Молодцы! Спасибо всем за такие красивые предложения.

Рефлексия

Рефлексия проводится с применением опоры:

·        Сегодня на уроке я узнал …

·        В группе работать мне было…, потому что …

·        Помогал мне …

·        Мешал мне ...

·        Больше всего мне понравилось…

·        Труднее всего было …

Домашнее задание:

1. Записать 5 пословиц о труде.
2. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".