СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку. Тема. "Перенос слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить  обучающихся делить слоав на слоги с опорой на количество в них гласных звуков;

Развивать умения проговаривать слова по слогам; развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 Воспитывать положительную мотивацию, взаимопомощь; расширять знания детей об окружающей действительности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Тема. "Перенос слова"»


Тема. "Перенос слова".

Цели: 

Упражнять обучающихся в делении слов на слоги с опорой на количество в них гласных звуков;

Развивать умения проговаривать слова по слогам; развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;

Воспитывать положительную мотивацию, взаимопомощь; расширять знания детей об окружающей действительности.

Оборудование. Рисунок поляны с цветами, гербарий, рисунки ландыша и подснежника, плакат с изображением камня, на котором – правила переноса.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Постановка темы урока Учитель читает стихотворение

Если солнышко печет,

Тает снег, ручей течет

И грачи на горе-

Значит, март на дворе!

Урок сегодня будет весенний

Март – зажги снега! Март спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди: что-то еще будет!

Урок у нас сегодня будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. Вот и сегодня продолжим учиться делить слова на слоги, выучим с вами основное правило переноса слов, поупражняемся в переносе слов по слогам , которое поможет без ошибок переносить слово с одной строчки на другую, а мы поможем весне прийти к нам в гости и порадуем ее своими делами и знаниями.


3.Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

4. Чистописание

У. –Откройте тетради. Запишите число, работа в классеА сейчас – каллиграфическая минутка. Этот элемент – весенний ручеек. Он бежит, звенит, радуется, сверкает, переливается.

На доске:

– На следующей строке вспомним написание элементов строчной и заглавной букв К к.

На доске:

 По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

– К элементам букв добавим цветы и листья.

На доске:

– Весна приходит к нам не одна. Умылись талой водой и засияли улыбкой цветы.

5. Повторение изученного материала

У. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Первые, появились, цветы, весенние.

– Можно сказать, что это предложение?

Дети. Нет.

У. Почему?

Д. Предложение выражает законченную мысль.

– Предложение сообщает о чем-либо, слова в предложении связаны по смыслу.

У. Составьте из этих слов предложение.

Д. Появились первые весенние цветы.

У. Вспомните, как нужно на письме показать, что написано предложение, а не отдельные слова.

Д. Предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка.

У. Запишем это предложение с комментированием. Обратите внимание на написание подчеркнутых букв.

Дети выполняют задание.

– В теплые весенние дни не хочется сидеть дома. Я предлагаю отправиться на прогулку, а свежее дыхание ветерка поможет перенестись на лесную полянку.

На доске открывается изображение поляны:

– Сколько красивых цветов на этой волшебной поляне! А какие это цветы, мы сейчас узнаем. Из слогов, которые написаны на цветах, составьте слова. Записывать слова будем, разделяя на слоги. Как узнать, сколько в слове слогов?

Д. Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Дети записывают в тетрадях: ма-ки, лан-ды-ши,ро-зы

У. Ландыши – подарок весны. (Учитель показывает рисунок ландыша.) Мы все любим этот нежный цветок.
Приятно смотреть на белые колокольчики. Но постепенно этот цветок исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Кто ни увидит – всяк сорвет. Оттого цветов этих стало мало, и пришлось взять их под защиту. Собирать букеты из ландышей запрещено законом. Этот лесной цветок занесен в Красную книгу.

6 Знакомство с новым материалом

У. В сказочном весеннем лесу жил-был цветок.

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек –

Полузамерзший, чуть живой.

Д. Подснежник.

Учитель показывает рисунок цветка.

У. Этот лес все еще стоит голый – ждет своей очереди, когда им займется весна.

Стоит одиноко подснежник, плачет.

– А вы, ребята, не хотели бы подружиться с первым весенним цветком?

Давайте отправимся к нему в гости, а что мы возьмем с собой – узнайте из загадок. Отгадки будем записывать в столбик.

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?

Д. Цветы

Расцвели весной на кочке

В поле первые (цветочки)

У. Весна – пора пробуждения природы. Начинается цветение деревьев. О каком дереве, которое цветет весной, говорится в этой загадке?

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки, золото – сережки,

Д. Береза.

Учитель показывает картинку.

У. Стройная, с поникшими ветвями, береза всегда вызывает восхищение и с давних времен служит символом всего самого светлого.

Вышла девица весне подивиться,

Села над самой водой:

Ножки в воде купаются,

Ручки в реке плескаются.

Косы с плеч спускаются,

Сережки висят, качаются.

Д. Ива.

Учитель показывает гербарий.

У. Цветочки ивы очень мелкие. В марте – апреле сережки становятся ярко-желтыми – верба зацветает.

Весна принесла много бед жителям леса. Снег быстро растаял, реки разлились и затопили берега. В некоторых местах – настоящий потоп.

Перебраться на другой берег нам поможет волшебная лодка. А волшебная она потому, что не так-то просто переплыть на ней с одного берега на другой: необходимо выполнить два условия, которые написаны вот на этом "камне".

Дети читают надпись на "камне".

– Первое слово, которое мы перевезем через ручей, – слово цветы. Сколько в этом слове слогов? Почему?

Д. Два слога, так как две гласные.

У. Какой слог первый? Второй?

Д. Первый слог – цве-, второй – -ты.

У. Как можно переправить это слово?

Один ученик выходит к доске и показывает, как можно перевезти это слово.

Д. Цве-ты.

У. Слово записываем во второй столбик, разделяя черточкой, которая показывает, как мы переправляем слово.

Аналогично разбираются слова береза и ива.

На доске и в тетрадях появляется запись:

цветы
береза
ива

цве-ты
бе-реза
ива

бере-за


– Вот и на этой поляне стала просыпаться природа. На наших уроках часто возникает необходимость перенести слово с одной строчки на другую, когда полностью написать слово на строчке невозможно. А чтобы это сделать правильно, необходимо знать правила переноса, с которыми мы с вами уже познакомились, когда перевозили слова с одного берега на другой. Давайте вспомним эти правила.

Слова переносятся по слогам:
вес-на
Нельзя переносить одну букву:
учу

VII. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

VIII. Закрепление пройденного материала

На доске:

С крыши падает частая ... .Всюду слышатся задорные ... пернатых.

У. Что необходимо сделать с текстом?

Д. Вставить пропущенные слова.

У. Какие слова вы вставите?

Д.  Капель, песни.

У. Объясните, как вы понимаете смысл слов капель и пернатых.

Д. Капель – падение капель растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев.

– Пернатый – от слова перо: покрытый перьями.

IХ. Итог урока

У. Какие изменения в природе происходят в марте?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Запишите в тетрадь текст, а слова, которые мы вставили, разделите для переноса.

Дети выполняют задание.

У. Какое же правило нам помогла повторить весна?

Д. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

У. Как переносятся слова?

Д. По слогам. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строчке.

Оценивание

Х. Домашнее задание