Урок в 9 классе по предмету «Экономическая и социальная география Казахстана»
Тема: Обобщение по теме «Центральный Казахстан», экологическое состояние региона.
Тип урока: урок – обобщение.
Форма проведения урока: групповая
Учебная деятельность и методы: работа в группах с тематическими картами, работа с учебником, работа в контурных картах, работа с дополнительными источниками информации.
Педагогические технологии: КМ, ИКТ, проблемно-исследовательская деятельность, мини- исследования (презентации) .
Оборудование: физическая карта Казахстана, презентации по теме, карта «административно-территориальное деление Казахстана», атлас 9 класс,
контурные карты, карта учебника «Центральный Казахстан», кюйКурмангазы, листы с заданиями, листы оценивания.
Номенклатура: географическое разделение труда, специализация, экономический район, урбанизация.
Эпиграф урока «Деятельность- единственный путь к знанию»
Бернард Шоу
Цель: обобщение знаний о Центральном Казахстане.
Задачи:
1. выявить уровень знаний, умений и навыков, полученных по изученной теме;
2. способствовать развитию функциональной грамотности учащихся, способствовать развитию умения свободно рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, аргументировать, делать выводы, рационально распределять время;
3. Воспитывать экологическую культуру учащихся, содействовать воспитанию патриотизма, умения работать в коллективе, уважение к мнению товарищей, внимательности и самостоятельности в организации своего труда.
Ход урока:
Проверка знаний:
3 мин. Учащиеся заходят в класс по одному, получают листок с заданием, выбирают правильный ответ, выбирают свою группу (учащиеся, затруднившиеся с ответом, получают подсказку учителя, который регистрирует неправильный ответ).
I. Организационный момент.
1 мин. Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг-другу, улыбнитесь нашему имениннику Александру, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
Сообщение темы урока. Определение целей урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
1 мин. «Пульс планеты» (сообщение ученика)
4 мин. Дидактическая игра «Ответь на вопрос, покажи на карте», цель которой показать знание изученного материала и продемонстрировать навыки работы с картой:
Что помогло решить проблему водоснабжения Центрального Казахстана (строительство канала Иртыш- Караганда)?
Сколько областей входит в состав Центрального Казахстана и какие?
(1. Карагандинская)
Какое значение имеет Центральный Казахстан в экономике Республики Казахстан и почему? (огромное, центр черной и цветной металлургии, большие запасы различных полезных ископаемых)
Какая железнодорожная магистраль соединила поставщика и потребителя каменного угля?(Аркалык- Майкобен)
Назовите крупнейшее месторождение каменного угля Центрального Казахстана (Карагандинский)
Месторождения марганца в Центральном Казахстане (Жезды, Каражал)?
Центр производства синтетического каучука (Темиртау)?
Показ видеоролика «Экология Казахстана».
3.На слайде – правила работы в группах (ознакомить).
15 мин. Работа в группах, выбор спикера, объяснение работы с бланками оценивания, (каждая группа получает проблемное задание, а спикер каждой группы распределяет задания внутри группы, в течение групповой работы контролирует работу каждого!)
- учащиеся исследуют тему по следующим проблемам с помощью учебника, карт атласа, таблиц и дополнительной информации:
1 группа «Караганда»
2 группа «Жезказган»
3 группа «Балхаш»
Во время выполнения работы тихо звучит музыка «Сарыарка» (Курмангазы).
4. 15 мин. Выступления групп, защита работ, оценивание спикером деятельности учащихся.
5. 3 мин. Рефлексия:
Учащимся раздаются анкеты с вопросами.
6. 2 мин. Домашнее задание:
Заполнить контурную карту «Центральный Казахстан», подготовить мини- проект «Меры по улучшению экологического состояния в Центральном Казахстане».
7. 1 мин. Итоги урока
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ПОСТЕРА
| | «5» | «4» | «3» | «2» |
1 | доступность (печатными буквами) | | | | |
2 | красочность | | | | |
3 | эстетичность | | | | |
4 | защита | | | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ТЕКСТА
| | «5» | «4» | «3» | «2» |
1 | доступность, понимание | | | | |
2 | последовательность | | | | |
3 | интересное объяснение | | | | |
4 | отвечает на вопросы | | | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
памятки
| | «5» | «4» | «3» | «2» |
1 | доступность | | | | |
2 | краткость | | | | |
3 | лаконичность | | | | |
4 | убедительность | | | | |
Оценивание работы группы
Спикер------------------------------
№ | ФИ учащегося | поведение | вклад в работе всей группы | дополнительные очки | итог |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Оценивание работы группы
Спикер---------------------------
№ | ФИ учащегося | поведение | вклад в работе всей группы | дополнительные очки | итог |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Оценивание работы группы
Спикер-----------------------------
№ | ФИ учащегося | поведение | вклад в работе всей группы | дополнительные очки | итог |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
Ответьте на вопросы (подчеркните ваш ответ):
Была ли работа в группе вам интересна? (да, нет, не знаю)
Считаете ли вы, что вы внесли весомый вклад в работу группы? (да, нет, не знаю)
Является ли полезной и эффективной форма работы, предложенная вам сегодня на уроке? (да, нет, не знаю)
РГП «Казгидромет» подвел итоги экологического мониторинга за 2016 год-
9 городов Казахстана отнесены к классу высокого уровня загрязнения воздуха:
Алматы, Астана, Актобе, Балхаш, Жезказган, Темиртау, Караганда, Шымкент и поселок Акай.